ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«09» августа 2022 года Дело № А43-4037/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2022. Постановление в полном объеме изготовлено 09.08.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Дзержинска Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 по делу
№ А43-4037/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) о признании недействительным постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 22.11.2021
№ 3499.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» – ФИО1 по доверенности от 25.03.2022 № Д-171 сроком действия 31.01.2025 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Администрация города Дзержинска Нижегородской области – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области (далее по тексту - администрация) от 22.11.2021 года № 3499 обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» (далее по тексту - Общество) отказано в размещении стелы на землях,
[A1] расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, 300 м Автозаводское шоссе, в связи с тем, что на предполагаемых к использованию землях расположено сооружение (рекламный щит).
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительным.
Решением от 06.06.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение пункта 10 «Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213.
Представитель Общества в судебном заседании в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в частности, отнесено размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 8 которого предусмотрен такой вид объектов как геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
[A2] Предполагаемое к размещению информационное табло (стела) является конструкцией, располагаемой на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и относится к предупреждающим и иным знакам, включая информационные табло (стелы), вид которой установлен Постановлением Правительства № 1300.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 (ред. от 03.12.2021) «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области» решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 настоящего Положения; б) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300; в) размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня) либо к нарушению транспортных или пешеходных связей и существующих объектов благоустройства; г) размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Нижегородской области (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня); д) на предполагаемых к использованию землях или земельных участках расположены здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня, в случае, если на предполагаемом к использованию земельном участке расположены здания, сооружения или другие строения, на которые отсутствуют зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости права, а также в случае наличия на земельном участке сооружения, размещение которого допускается на основании сервитута публичного сервитута, или объектов, размещенных в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае возможной одновременной эксплуатации таких объектов)); е) местоположение земель или земельных участков, предполагаемых к использованию, полностью или частично совпадает с местоположением земельного участка: - предоставленного на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, в случае если отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения соответствующего права; - в отношении которого поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании
[A3] предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении; - в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; - изъятого из оборота; - изъятого для государственных или муниципальных нужд; - в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона; - в отношении которого поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; - на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта в рамках заключенного договора на его размещение или объявлен аукцион на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов; - в отношении которого ранее принято решение о размещении объекта; ж) размещение объектов, указанных в пунктах 26, 27 Перечня, не соответствует правилам благоустройства территории муниципального образования, утвержденным органом местного самоуправления; з) размещение ограждающих устройств, обеспечивающих регулирование въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств, повлечет ограничение доступа на территорию общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц; и) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, включен в перечни земельных участков, подлежащих предоставлению отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Нижегородской области.
Судом установлено, что Общество является собственником автозаправочной станции № 221, кадастровый номер 52:21:0000000:3176, а также земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000000:108, расположенных по адресу: <...> здание 4/1213.
Как следует из заявления Общества и прилагающейся к нему пояснительной записки, Общество обращалось за получением решения о размещении указанного в постановлении администрации от 22.11.2021 № 3499 объекта, то есть разрешение на использование стелы АЗС № 221.
В соответствии с постановлением Администрации от 22.11.2021 № 3499 основанием для отказа послужило расположение на предполагаемых к использованию землях сооружения (рекламного щита).
Согласно пункту 8 Перечня геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки относятся к объектам, размещение которых осуществляется на государственных или муниципальных земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
[A4] Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к АЗС или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В данном случае указанная стела не является сооружением, не обладает признаками недвижимого имущества, права на объект не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
При принятии решений о выдаче/отказе в выдаче разрешения необходимо оценивать также то обстоятельство, относится ли объект к объектам, размещение которых допускается на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом пунктом 10 Положения, утвержденного Постановлением № 213, не предусмотрено основание для отказа в выдаче разрешения только на том лишь основании, что на предполагаемом к использованию земельном участке объект, для размещения которого запрошено такое разрешение, фактически размещен.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, требования Общества направлены на легализацию существующей информационной конструкции без которой не допустимым является эксплуатация автозаправочной станции № 221, находящейся в собственности Общества (кадастровый номер: 52:21:0000000:3176, адрес: <...> м, Автозаводского шоссе, здание 4/1213), и приведение в соответствие действующему законодательству сложившихся отношений по использованию земельного участка.
В данном случае Общество не устанавливало самостоятельно данную информационную конструкцию, а приобрело ее в порядке реорганизации от прежнего собственника ООО «Газпромнефть - Корпоративные Продажи (АЗС)», что подтверждается сведениями из листа записи ЕГРЮЛ от 27.09.2016. Информационная конструкция согласно инвентаризационной ведомости основных средств в отношении АЗС на 13.04.2022 имеет инвентарный номер 311-001055 от 27.09.2016. Указанная конструкция передана Обществу по передаточному акту от 31.03.2016 (запись содержится на 53 странице передаточного акта п. 514). Собственность на АЗС, вспомогательным элементом которой является информационная конструкция, оформлена Обществом 17.10.2016.
Таким образом, именно Общество является действующим правообладателем информационной конструкции, которая размещена прежним правообладателем.
Обратившись за выдачей разрешения на использование земельного участка для размещения информационной конструкции, Общество фактически хотело узаконить расположение конструкции, которая размещена
[A5] на земельном участке до него и использование АЗС без которой не представляется возможным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление администрации об отказе Обществу в размещении стелы выдано с нарушением норм законодательства, в частности, статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, тем самым нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 по
делу № А43-4037/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Дзержинска
Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
М.Н. Кастальская