г. Владимир
«18» июля 2019 года Дело № А11-9214/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цыганковой Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.04.2019 по делу № А11-9214/2018, принятое судьей Киселевой М.Ф., по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии третьих лиц: министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью «СтройСервис», муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал», департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии: от ответчика (заявителя) – администрации Владимирской области – ФИО1 по доверенности от 19.09.2018;
от третьего лица (заявителя) – департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области – ФИО1 по доверенности от 05.02.2019 (сроком на 3 года);
от истца – федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» – ФИО2 по доверенности от 10.01.2019 № 1 (сроком на 1 год);
от третьих лиц – министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью «СтройСервис», муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал» – представители не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб (уведомления № 10370, 10371, конверт
№ 10372),
у с т а н о в и л :
федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (далее – Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации Владимирской области, (далее – Администрация, ответчик) о признании бездействий Администрации в рамках заключенного трехстороннего соглашения незаконными и способствующими недостижению целевых показателей, а именно: невыполнение трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по выделению средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб. (нарушение пункта 1.3 соглашения от 12.02.2015); невыполнение пункта 1.2 трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по обеспечению эффективного взаимодействия между сторонами при организации и осуществлении работ по мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)», а также обязании Администрации выделить из средств консолидированного бюджета Владимирской области денежные средства в размере 2 500 000 руб. для завершения работ по мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)» и обеспечить эффективное взаимодействие при организации осуществления работ по мероприятию и достижению целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р, в виде обеспечения взаимодействия по завозу биокомпоста «В» (и/или грунта в соответствии с внесенными изменениями в проектную документацию) по проекту технического задания, подготовленному для реализации мероприятия в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 соглашения от 12.02.2015, для обеспечения в дальнейшем проведения работ по мероприятию в целях достижения целевых показателей; обязании Администрацию совершить указанные действия в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования заявлены на основании статей 2, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей, возложенных на него в соответствии с трехсторонним соглашением от 12.02.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Министерство), общество с ограниченной ответственностью «СтройСервис» (далее – Общество), муниципальное унитарное предприятие «Владимирводоканал» (далее – Предприятие), департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее – Департамент).
Решением от 23.04.2019 Арбитражный суд Владимирской области
удовлетворил исковые требования в части: признал незаконным бездействие Администрации – невыполнение трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по выделению средств из бюджета Владимирской области в размере
2 500 000 руб.; обязал Администрацию выделить из средств областного бюджета Владимирской области денежные средства в сумме 2 500 000 руб. для работ по мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Департамент обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований.
В обоснование жалоб заявители указали следующее: спорное соглашение не содержит конкретный источник финансирования, в связи с чем установление расходных материалов бюджета невозможно; ввиду некорректности соглашения обязательство нельзя считать возникшим; решение суда о выделении 2 500 000 руб. повлечет двойное исполнение; обязательство по выделению спорных средств исполнено ввиду завоза биокомпоста Предприятием; в решении суда не указано, в чью пользу должно произойти выделение денежных средств; истцом пропущен срок исковой давности.
Заявители полагают, что суд необоснованно делает ссылку на распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 №2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иной деятельности», как на основание взыскания денежных средств; нормативного правового акта Владимирской области, предусматривающего расходы в размере и на цели, определенные распоряжением, не имеется; ссылка суда на пункт 3.2 соглашения не может быть положена в основу судебного акта, данный пункт соглашения не определяет вид работ, а также не соответствует содержанию и срокам иных документов.
Представитель заявителей в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, считает решение суда первой инстанции необоснованным и незаконным, просил его отменить.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов апелляционных жалоб, считает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, апелляционные жалобы не подлежащие удовлетворению.
Третьи лица участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили. Министерство представило отзыв, в котором возразило против доводов апелляционных жалоб.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобы в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От сторон возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило.
Законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности» (далее - распоряжение Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р) утвержден прилагаемый комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (далее - первоочередные мероприятия).
Функции заказчика по управлению первоочередными мероприятиями и их реализации, за исключением мероприятий, реализуемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, возложены на Учреждение, находящееся в ведении Министерства; функции заказчиков по управлению первоочередными мероприятиями и их реализации на соответствующих особо охраняемых природных территориях федерального значения возложены на федеральные государственные бюджетные учреждения «Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля леопарда», «Сочинский национальный парк», «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» и «Государственный природный заповедник «Ненецкий», находящиеся в ведении Министерства.
Министерство обязано заключить в месячный срок трехсторонние соглашения о реализации первоочередных мероприятий с Учреждением исоответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденных распоряжениям Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, предусмотрено мероприятие - ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область); ответственные исполнители – Министерство, Учреждение, Администрация. Объемы ресурсного обеспечения: федеральный бюджет - 47,6 млн. руб., бюджет субъекта Российской Федерации - 2,5 млн. руб.; целевой показатель реализации проекта - улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, в целях реализации комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (далее - комплекс мероприятий), между Министерством, Учреждением (организатор работ), Администрацией (заинтересованный субъект Российской Федерации) 12.02.2015 заключено соглашение о реализации первоочередныхмероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (т.1, л.д. 11-20).
Согласно пункту 1.1 соглашения от 12.02.2015 для целей его исполнения под Мероприятием понимается полный перечень работ по пункту 9 Комплекса мероприятий «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)», реализация которых предусмотрена за счет федерального бюджета и средств консолидированного бюджета Владимирской области и направлена на достижение целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р.
В силу пункта 1.2 соглашения его предметом является обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами при организации и осуществлении работ по Мероприятию.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения финансовое обеспечение проведения работ по Мероприятию осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерством, организатору работ в федеральном бюджете на 2014 год в размере 47 600 000 руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.
В пункте 1.4 соглашения установлено, что правовыми основаниями для взаимодействия сторон являются: государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326; Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и2016 годов»; распоряжение Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р.
Соглашение устанавливает порядок и условия организации, контроля и приемки работ, взаимодействия и ответственность сторон.
Администрацией в рамках реализации «Комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, направило в адрес Учреждения техническое задание и заключение о достаточности на выполнение работ «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в городе Владимир (Владимирская область)» (письмо от 12.01.2016) (т.1, л.д. 66-79).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2016, в целях исполнения распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р между Учреждением (заказчик) и Обществом (подрядчик) подписан государственный контракт от 15.04.2016
№ 0373100000216000020-0044666-02 (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязался выполнить работы по объекту «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)», а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (т.1, л.д. 29-55).
Цена контракта составляет 44 900 000 руб., в том числе НДС - 18%,
6 849 152 руб. 54 коп., является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с техническим заданием на выполнение работ «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)» (приложение № 1 к государственному контракту от 15.04.2016 № 0373100000216000020- 0044666-02) (далее – техническое задание) целью выполнения работ является ликвидация экологического ущерба и экологическая реабилитация иловых карт. Целевые показатели: улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель. Работы выполняются в рамках реализации проектной документации «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимир (Владимирская область)», разработанной ООО «Афина+» в 2010 году (раздел 1 технического задания).
В разделе 2 технического задания установлено, что правовым основанием для выполнения работ является распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.
Источником финансирования государственного заказа является бюджет Российской Федерации (раздел 3 технического задания).
В силу раздела 5 технического задания местом выполнения работ является мкр. Кусуново, г. Владимир, Владимирская область. Участок иловых карт расположен в 540 м по направлению на северо-восток от населенного пункта д. Кусуново.
В разделе 6 технического задания установлен перечень выполняемых работ и их объемы: разработка и утверждения ППР, согласование с заказчиком; подготовительные работы; техническая рекультивация; завершающий этап восстановления ландшафта. Ведомость объемов выполнения работ приведена в приложении 1.1 к техническому заданию.
В 7 разделе технического задания установлено, что календарный план выполнения работ приведен в приложении 1.2. к техническому заданию. Календарным планом выполнения работ (приложение 1.2 к техническому заданию) предусмотрено выполнение работ в 4 этапа: 1. Разработка и утверждение ППР, согласование с заказчиком (0% от общей стоимости; срок выполнения – 1 месяц); 2. Подготовительные работы (23% от общей стоимости; срок выполнения – 3 месяца); 3. Техническая рекультивация (52% от общей стоимости; срок выполнения – 18 месяцев); 4. Завершающий этап восстановления ландшафта (25% от общей стоимости; срок выполнения – 2 месяца). В примечании к третьему этапу указано, что в период проведения работ по технической рекультивации будет производиться последовательное заполнение выемки иловых карт биокомпостом «В» собственными силами Предприятия. Весь период выполнения работ по мероприятию – 24 месяца.
Как указал истец, в нарушение пунктов 1.2, 1.3 трехстороннего соглашения от 12.02.2015, Администрацией не предприняты меры для выделения денежных средств из консолидированного бюджета Владимирской области, обязательства по завозу материалов для заполнения выемки иловых карт не выполнены, что влечет за собой срыв мероприятия и недостижение целевых показателей, которые являются основной целью трехстороннего соглашения.
Также в исковом заявлении Учреждение пояснило, что из-за бездействия Администрации подрядчик несет финансовые потери. В целях возмещения убытков подрядчик обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании издержек с Учреждения и о расторжении контракта от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02 (т.1, л.д. 56-60).
В письме от 29.03.2018 № ДПП-1132-04-06 Департамента отражены предпринятые им действия для реализации мероприятия «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимир», и изложена просьба о продлении срока реализации Мероприятия до 01.11.2018 (т.1, л.д. 80-81).
Департаментом в адрес Учреждения направлялись отчеты о ходе реализации Мероприятия (письма от 04.10.2017 № ДПП-3820-04-06, от 26.12.2017 № ДПП-5323-04-06, от 29.03.2018 № ДПП-1133-04-03, от 04.07.2018 № ДПП-2942-04-06) (т.4, л.д. 11-13, 18-23, 31-35, 57-61).
В связи с ненадлежащим исполнением соглашения о реализации первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности от 12.02.2015, Учреждение направило в адрес Администрация претензию от 16.05.2018 № 01-48/831, в которой указало на неисполнение Администрацией надлежащим образом обязанностей, возложенных соглашением, что влечет за собой неисполнение распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, а также недостижение целевых показателей (т.1, л.д. 61-62).
В ответе от 18.06.2018 № ДПП-2639-04-06 на указанную претензию ответчик сообщил о выполнении им соглашения от 12.02.2015 (т.1, л.д. 63-65).
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с иском.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не обжалуется, поэтому в данной части законность и обоснованность судебного акта в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом не проверяются.
Предметом апелляционного обжалования является решение в части удовлетворения исковых требований.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности» утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.
Согласно пункту 9 комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденных распоряжениям Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, предусмотрено мероприятие - ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область); ответственный исполнитель – Министерство, Учреждение, Администрация. Объемыресурсного обеспечения: федеральный бюджет - 47,6 млн. руб., бюджет субъекта Российской Федерации - 2,5 млн. руб.; целевой показатель реализации проекта - улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения финансовое обеспечение проведения работ по Мероприятию осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерством, организатору работ в федеральном бюджете на 2014 год в размере 47 600 000 руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.
В нарушение статьи 65 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрацией не представлено доказательств выполнения соглашения от 12.02.2015 в части выделения денежных средств из консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб., а также наличия иных обстоятельств, освобождающих ответчика от исполнения данной договорной обязанности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части признания незаконным бездействия Администрации - невыполнение трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по выделению средств из бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб. и обязания Администрации выделить из средств бюджета Владимирской области денежные средства в сумме 2 500 000 руб. для работ по Мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)», в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.
Апелляционная инстанция считает решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, изучены судом второй инстанции и признаны несостоятельными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №326 утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы».
Соглашение от 12.02.2015 было заключено во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 №2462-р, которым утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, и предусмотрена ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область).
Пункт 1.3соглашения предусматривает финансирование Мероприятия, в том числе за счет средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно пункту «д» статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения.
На основании пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, вытекающие из заключенных соглашений субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, довод ответчика о том, что расходные обязательства Администрации незаконно возникли на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 №2462-р и в отсутствие нормативного правого акта Владимирской области, предусматривающего расходы на проведения Мероприятий, является основанным на неверном толковании норм бюджетного законодательства.
Доводы заявителей о том, что обязательство по выделению денежных средств в размере 2 500 000 руб. не носит конкретный характер, в связи с чем не считается возникшим, а выделение денежных средств из консолидированного бюджета не предусмотрено бюджетным законодательством, направлены на оспаривание действительности положений Соглашения, что не относятся к предмету спора, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.
Довод апелляционных жалоб об исполнении обязательства по выделению 2 500 000 руб. ввиду завоза биокомпоста МУП «Владимирводоканал» также не основано на нормах материального права и положениях соглашения от 12.02.2015.
Из соглашения следует, что обязательства Администрации являются денежными, замена обязательства в предусмотренном статьей 414 Гражданского кодекса Российской Федерации (замена обязательства новацией) порядке не производилась, в связи с чем обязательство по выделению денежных средств на сумму 2 500 000 руб. нельзя считать исполненным путем завоза МУП «Владимирводоканал» биокомпоста на данную сумму.
Относительно указания в апелляционных жалобах на неверное толкование судом понятия «консолидированный бюджет Владимирской области» суд отмечает следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, соглашение от 12.02.2015 было добровольно заключено Правительством Владимирской области, который именуется заинтересованным субъектом и на которого возложены обязательства, предусмотренные условиями Соглашения.
Конечной целью заключения Соглашения является улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, проживающих на территории Владимирской области, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земли.
Перепиской между сторонами соглашения подтверждается, что действия Администрации в рамках исполнения принятых обязательств были направлены на выделение денежных средств именно из бюджета Владимирской области (письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области (исх. от 29.03.2018 № ДПП-1132-04-06).
Доказательств того, что выделение денежных средств в размере
2 500 000 руб. должно было осуществляться из иного источника, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, положения соглашения, распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 №2462-р, поведение ответчика по исполнению условия соглашения позволяет сделать вывод о том, что выделение денежных средств в рамках Соглашения должно осуществляться из бюджета субъекта.
Иное токование данного положения приведет к необоснованному возложению обязательств на третье лицо, не являющееся стороной сделки.
Вопрос о том, в чью пользу должно произойти выделение денежных средств, в случае неясности, может быть разрешен в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод о пропуске истцом срока исковой давности суд не может признать обоснованным.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу указанной нормы, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Соглашение от 12.02.2015 не определяет срока выплаты средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию с просьбой о выделении денежных средств 16.05.2018 и обратился в суд с рассматриваемым иском 03.07.2018, т.е. в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Иные доводы заявителей не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для его отмены или изменеия, в связи с чем также подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.04.2019 по делу № А11-9214/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, администрации Владимирской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | Н.А. Назарова |
Судьи | Т.С. Родина Л.П. Новикова |