ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-5329/2018 от 23.07.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

 ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс (4922) 44-76-65, 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2018.  Постановление в полном объеме изготовлено 26.07.2018. 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Лазаревой И.В., 

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий  Эл 

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2018  по делу № А38-2267/2018, 

принятое судьей Камаевой А.В.

по заявлению муниципального учреждения «Администрация  муниципального образования «Горномарийский муниципальный район»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Марий Эл от 21.02.2018 № 02-02/01-18, 

при участии в судебном заседании представителей: 

муниципального учреждения «Администрация муниципального  образования «Горномарийский муниципальный район» – ФИО1 по  доверенности от 05.10.2017 № 01-34/932-И сроком действия один год; 

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий  Эл – ФИО2 по доверенности от 09.01.2018 № 01-13/12 сроком  действия по 31.12.2018, 


и установил:

муниципальное учреждение «Администрация муниципального  образования «Горномарийский муниципальный район» (далее -  администрация Горномарийского района, заявитель, заказчик), обратилось  в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании  незаконным решения Комиссии по контролю в сфере закупок Управления  Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее -  Управление, антимонопольный орган) от 21.02.2018 по делу № 02-02/01-18. 

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2018  заявленные требования удовлетворены, и оспариваемое решение признано  незаконным. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление  обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной  жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых  требований. 

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на  несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении,  обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции  норм материального права. 

Антимонопольный орган настаивает на том, что оспариваемое решение  полностью соответствуют действующему законодательству, поскольку у  него имелись повод и основания для возбуждения дела. 

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем  использования систем видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Республики Марий Эл. 

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы  апелляционной жалобы, просил его отменить и принять по делу новый  судебный акт. 

Представитель администрации Горномарийского района в судебном  заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил  решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную  жалобу без удовлетворения. 

Законность принятого судебного акта, правильность применения  судом норм материального и процессуального права проверены Первым  арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 

Установлено по делу, что на основании пункта 9 части 1 статьи 93  Закона о контрактной системе администрация Горномариского района  приняла решение об осуществлении закупки у единственного поставщика 


на ремонт автомобильной дороги подъезд к деревне Ямолино (улица  Копонская Колодка), цена закупки 2 052 517 рублей. 

Комиссией по контролю в сфере закупок Управления (далее -  Комиссия) на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной  системе проведена внеплановая проверка процедуры закупки, по окончании  которой 21.02.2018 принято решение по делу № 02-02/01-18. 

В соответствии с пунктом 1 решения в действиях администрации  Горномарийского района установлено нарушение части 5 статьи 24 Закона  о контрактной системе; пунктом 2 решения предусмотрена передача  материалов дела № 02-02/01-18 уполномоченному должностному лицу для  возбуждения административного производства. 

Не согласившись с решением антимонопольного органа, заказчик  обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. 

Не согласившись с решением антимонопольного органа,  администрация Горномарийского района обратилась в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, положениями  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» и исходил из того, что антимонопольный орган не  доказал законность и обоснованность своего решения. 

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации,  статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и  равноправия сторон. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих  требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия государственными органами,  органами местного самоуправления, иными органами, должностными  лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия),  возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. 


Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) государственных органов, органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания решения государственного органа  незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: 

несоответствие решения государственного органа закону или иному  нормативному правовому акту; 

нарушение решением государственного органа прав и законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений  и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или  иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у  органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или  совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013   № 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе  (далее – Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной  антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия  (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного  учреждения, специализированной организации, комиссии по  осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы,  контрактного управляющего, оператора электронной площадки и  приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и  заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и  порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о 


контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд. 

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою  деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. 

В данном случае Комиссия провела проверку по изложенному в  анонимном обращении факту на основании подпункта 2 части 15 статьи 99  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд». 

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой  инстанции о том, что анонимное обращение, поступившее по почте в  антимонопольный орган, неверно квалифицировать как информацию. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006

 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите  информации» (далее - Закон об информации) информация - сведения  (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладатель  информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо  получившее на основании закона или договора право разрешать или  ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо  признакам; предоставление информации - действия, направленные на  получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. 

Согласно части 1 статьи 6 Закона об информации обладателем  информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо,  Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное  образование. 

Информация, распространяемая без использования средств массовой  информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее  обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в  объеме, которые достаточны для идентификации такого лица (часть 2  статьи 10 Закона об информации). 

Таким образом, информация, направляемая в государственный орган,  должна соответствовать двум критериям: содержанию, то есть включать  сведения о нарушении законодательства Российской Федерации о  контрактной системе в сфере закупок, а также форме ее представления,  позволяющей идентифицировать обладателя информации. 

Однако из обращения, поступившего в Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Марий Эл, невозможно  определить отправителя, следовательно, его нельзя квалифицировать в  качестве информации. 

Более того, действующее законодательство не предусматривает  проведение проверок на основании анонимных обращений. 


В соответствии с частью 3.4 статьи 10 Федерального закона от  26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля» по решению руководителя,  заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора),  органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая  проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки  выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для  ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения,  содержащиеся в обращении или заявлении. 

Проведение проверок на основании анонимных сообщений не  предусмотрено и Законом о контрактной системе. 

Кроме того, из анонимного обращения, поступившего в  антимонопольный орган, невозможно определить, от имени кого оно  отправлено - от физического или юридического лица. 

Вместе с тем частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе  предусмотрено, что информация о нарушениях законодательства  Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной  системе в сфере закупок, поступившая от физического лица, не  являющегося участником закупки, рассматривается контрольным органом 

в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006

 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ). 

Согласно статье 4 Закона № 59-ФЗ обращение гражданина -  направленные в государственный орган, орган местного самоуправления  или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного  документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение  гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. 

В статье 7 Закона № 59-ФЗ установлены требования к письменному  обращению. 

Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном  порядке указывает либо наименование государственного органа или органа  местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение,  либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо  должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество  (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть  направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть  предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. 

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия  гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому  должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (часть 1 статьи  11 Закона № 59-ФЗ). 


Таким образом, законодательство об обращении граждан также не  предусматривает возможность рассмотрения анонимных обращений. 

По этой причине являются незаконными действия антимонопольного  органа по квалификации анонимного обращения в качестве информации о  нарушении законодательства о контрактной системе, направленные на  придание неправомерному обращению внешнего соответствия закону.  Получив анонимное обращение, государственный орган не должен был его  рассматривать. 

Проведение внеплановой проверки на основании анонимного  сообщения противоречит принципам прозрачности и открытости  контрактной системы в сфере закупок. 

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу,  исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции  пришел к аналогичному заключению о неправомерности проведения  антимонопольным органом внеплановой проверки в отношении заказчика, в  связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали основания для  принятия оспариваемого решения. 

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако  является незаконным, не соответствует Федеральному закону № 44-ФЗ и  нарушает права и законные интересы администрации Горномарийского  района в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет  удовлетворение заявленных требований. 

Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно  удовлетворил заявление Администрации. 

Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган  не доказал законность своего ненормативного правового акта. 

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции  отсутствуют. 

При этом не установлено нарушений норм процессуального права,  являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае  основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. 

Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей  удовлетворению как основанная на неверном толковании норм  действующего законодательства. 

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый  арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение  Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2018 по делу 


№ А38-2267/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без  изменения. 

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган  местного самоуправления и Управление освобождены от уплаты  государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд 

 ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2018 по  делу № А38-2267/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий  Эл - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго- Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия. 

Председательствующий судья Т.А. Захарова 

Судьи М.Б. Белышкова 

 А.М. Гущина