ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«22» августа 2018 года Дело № А39-3849/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2018. Постановление в полном объеме изготовлено 22.08.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.06.2018 по делу № А39-3849/2018, принятое судьей Волковой Е.В. по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия – Вовод С.Ю. по доверенности от 18.01.2018 № 1;
общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» – Орлова И.В. по доверенности от 25.06.2018;
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц,
участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
С 30.03.2018 по 26.04.2018 на основании приказа Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее – Управление) от 29.03.2018 № 126 в отношении общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее - Общество) проведена внеплановая выездная проверка, с целью реализации пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 15.11.2017 № Пр-2319, согласно которому Росприроднадзору, Роспотребнадзору совместно с МВД России поручено провести комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.
В ходе проверки установлено, что у 15 сотрудников Общества, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, до 05.04.2018 отсутствовала профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.04.2018 № 126.
По факту выявленных нарушений административным органом от 25.04.2018 составлен протокол № 126-02 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 13.06.2018 суд освободил Общество от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду малозначительности правонарушения.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Считает, что основания для применения судом по делу об административном правонарушении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку совершенное административное правонарушение несет в себе существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления лицензируемого вида деятельности.
В судебном заседании представитель Управления сообщил, что руководитель Общества привлечен к административной ответственности по
данному факту и судом общей юрисдикции не усмотрено оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем заявил ходатайство о приобщении к материалам арбитражного дела решения мирового суда от 27.06.2018.
Суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявленного ходатайства отказал ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии от 27.06.2016 № 013-00065, срок действия – бессрочно, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности (т. 1 л.д.197).
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними
трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, установлено, что грубым нарушением лицензионных требований является допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
В ходе проверки установлено, что Общество допустило к работе с отходами I - IV классов опасности 15 водителей, не имеющих профессиональной подготовки до 05.04.2018, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 25.04.2018 № 126-02, должностной инструкцией водителя автомобиля MAN, мусоровоза (ГАЗ-САЗ, КАМАЗ, ЗИЛ), Газель, утвержденной исполнительным директором 02.08.2011, путевыми листами грузовых автомобилей, согласно которым в графе «задание водителю» значится «вывоз ТКО», трудовыми договорами, материалами рейдового мероприятия, проведенного 23.03.2018, и Обществом не отрицаются.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения
судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в деле доказательства, оценив характер и степень общественной опасности содеянного, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности назначения наказания, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о малозначительности административного правонарушения, совершенного Обществом.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
При этом ссылка на постановление мирового судьи, которым директор Общества привлечен к административной ответственности, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений, толковании правовых норм, правовой оценке представленных сторонами доказательств.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.06.2018 по
делу № А39-3849/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Республике Мордовия оставить без
удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-
Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
Т.А. Захарова