ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-616/2021 от 09.03.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир                                                                     Дело № А11-9897/2019

16 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2021 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Долговой Ж.А.,

судей Фединской Е.Н., Богуновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Владимирской области» на решение Арбитражного суда Владимирской области  от 08.12.2020 по делу № А11-9897/2019, принятое по иску акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Владимирской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Владимира (ОГРН <***>, ИНН <***>), о взыскании 435 000 руб., при участии муниципального унитарного предприятия города Владимира «Владимирские тепловые электрические сети», Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, доверенность от 31.12.2020 № 17 сроком действия по 31.01.2023, диплом № ИВС 0385765 от 30.11.2002;

от ответчика - не явился, извещен;

от третьих лиц:

от муниципального унитарного предприятия города Владимира «Владимирские тепловые электрические сети» - ФИО2, доверенность от 05.10.2020 № 09 сроком действия на один год, диплом от 25.06.2003        № ВСБ 0166396, документ о смене фамилии;

от  Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира -  не явился, извещен.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.

Акционерное общество «Объединенные региональные электрические сети Владимирской области» (далее – АО «ОРЭС - Владимирская область», истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации города Владимира (далее – Администрация, ответчик) о взыскании неустойки в сумме 435 000 руб., предусмотренной абзацем 2 пункта 12.8 концессионного соглашения от 25.05.2012, за неисполнение ответчиком обязательства, установленного абзацем 4 пункта 4.16 концессионного соглашения.

Определениями суда от 18.09.2019,от 29.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие города Владимира «Владимирские тепловые электрические сети» (далее - МУП «ВТЭС»), Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира.

Решением от 08.12.2020 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.

АО «ОРЭС - Владимирская область», не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает на несогласие с выводом суда о том, что имеются разногласия по представленному истцом соглашению о выполнении концессионером (АО «ОРЭС - Владимирская область») обязательств по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир в 2018 году. Указывает, что все акты КС-2, КС-3 по всем объектам соглашения прошли проверку достоверности фактических затрат ГУП «Областное проектно-изыскательское архитетурно-планировочное бюро», не были оспорены ответчиком и МУП «ВТЭС», разногласия по ним представлены не были.

Истец в судебном заседании доводы жалобы поддержал, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.

Представитель третьего лица (МУП «ВТЭС») в судебном заседании и в отзыве указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд принял настоящее постановление исходя следующего.

Как следует из материалов дела, между муниципальным образованием город Владимир, от имени которого выступает администрация города Владимира, муниципальным унитарным предприятием города Владимира «Владимирская городская электрическая сеть» (предприятие), совместно именуемые (концедент) и открытым акционерным обществом «Владимирская областная электросетевая компания» (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования г.Владимир от 25.05.2012.

Согласно пункту 1.1 концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения (далее -объект соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять передачу и распределение электрической энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу пункта 4.1 концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет создать и реконструировать объект соглашения, состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении № 1, в сроки, указанные в разделе 9 настоящего соглашения.

Создание и реконструкция объекта соглашения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с соблюдением нормативных требований, технико-экономических показателей и сроков в соответствии с предварительно согласованными концедентом инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов). В случае утверждения концессионеру уполномоченным органом в сфере регулирования цен и тарифов объемов средств, предусмотренных для финансирования инвестиционной программы, в меньшем объеме, чем установлено инвестиционной программой концессионера, концессионер вправе обратиться к концеденту с обращением об урегулировании порядка компенсации затрат по мероприятиям, не обеспеченным источниками финансирования утвержденной инвестиционной программы, путем подписания соответствующего соглашения. До урегулирования порядка компенсации данных расходов концессионер вправе приостановить реализацию мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения в объеме, не обеспеченном источниками финансирования инвестиционной программы, что не является в данном случае существенным нарушением концессионером условий настоящего соглашения.

В соответствии с пунктом 4.16 концессионного соглашения завершение концессионером работ по созданию и реконструкции объекта соглашения (объектов, входящих в состав объекта соглашения), оформляется подписываемым концедентом (уполномоченным органом) и концессионером документом об исполнении концессионером своих обязательств по созданию и реконструкции объекта соглашения (объектов, входящих в состав объекта соглашения).

Завершение концессионером работ по созданию и реконструкции объекта соглашения, предусмотренных инвестиционной программой концессионера на соответствующий год, оформляется ежегодно подписываемым концедентом (уполномоченным органом) и концессионером соглашением, устанавливающим фактическую сумму вложенных финансовых средств по объектам инвестиционной программы, перечень мероприятий по созданию и реконструкции объекта соглашения, завершенных на конец отчетного финансового года, а также сведения об описании (технико-экономические показатели, начальная, остаточная и восстановительная стоимости) реконструированных и построенных объектов.

Проект соответствующего соглашения подготавливается концессионером ежегодно, в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, и направляется концеденту (уполномоченному органу) с приложением копий документов, подтверждающих сумму произведенных концессионером капитальных вложений и вложенных финансовых средств (акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-11, КС-14) или иные документы, подтверждающие сумму произведенных капитальных вложений.

В случае отсутствия разногласий по предоставленному соглашению концедент (уполномоченный орган) подписывает и возвращает его концессионеру в течение 1 месяца с момента получения документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Соглашение вступает в силу с 01 июня 2012 года и действует до 29 июня 2035 года (пункт 9.1 концессионного соглашения).

В силу пункта 10.1 концессионного соглашения концессионная плата по настоящему соглашению вносится концессионером в течение всего срока действия соглашения, в форме твердой суммы платежей, перечисляемой периодически в бюджет города Владимира на расчетный счет, указанный в пункте 10.5 настоящего соглашения.

Концессионер обязан уплачивать концеденту концессионную плату в размере, определенном на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночного размера концессионной платы. На момент заключения соглашения сумма годовой концессионной платы составляет 3 106 000 руб. (без учета НДС). Сумма квартальной концессионной платы составляет 776 500 руб. (без учета НДС) (пункт 10.2 концессионного соглашения).

В соответствии с пунктом 11.1 концессионного соглашения права и обязанности концедента осуществляются уполномоченными им органами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент уведомляет концессионера об органах и юридических лицах, уполномоченных осуществлять от его имени права и обязанности, предусмотренные настоящим соглашением, в разумный срок до начала осуществления указанными органами (юридическими лицами) возложенных на них полномочий, предусмотренных настоящим соглашением. Подписывая настоящее соглашение, концедент уведомляет концессионера о следующих органах и юридических лицах, уполномоченных осуществлять отдельные права и обязанности концедента:

а) Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира и МУП города Владимира «Владимирская городская электрическая сеть» уполномочены осуществлять контроль за исполнением соглашения в части соблюдения концессионером обязательств по подготовке и согласованию в установленном порядке проектной документации, предусмотренной соглашением, соблюдению сроков и порядка создания и реконструкции объекта соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и реконструкцию, обеспечению надлежащего выполнения работ и осуществления деятельности, предусмотренных соглашением;

б) Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира уполномочено осуществлять контроль за исполнением соглашения в части соблюдения концессионером обязательств по использованию предоставленных ему земельных участков;

в) Управление муниципальным имуществом г.Владимира уполномочено осуществлять контроль за исполнением иных условий соглашения.

Пунктом 12.8 концессионного соглашения определено, что концедент обязан уплатить концессионеру неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концедентом:

- обязательств, установленных подпунктом б) пункта 4.3, абзацем третьим пункта 4.7, абзацем четвертым пункта 4.16, пунктом 5.1, в том числе в случае нарушения сроков исполнения указанных обязательств, в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день уплаты неустойки, за каждый день просрочки;

- обязательств, установленных пунктами 4.8, 5.4, 11.5 соглашения, в размере 150 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день уплаты неустойки.

В силу пункта 17.3 концессионного соглашения в случае недостижения сторонами согласия споры, возникшие между сторонами, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Владимирской области.

06.09.2012 произведена государственная регистрация концессионного соглашения.

Письмом от 11.02.2019 № 113-16-0495 АО «ОРЭС - Владимирская область» направило в адрес Управления ЖКХ соглашение о выполнении концессионером обязательств по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир в 2018 году.

22.02.2019 МУП «ВТЭС» сообщило АО «ОРЭС - Владимирская область», что в результате проверки соглашения о выполнении концессионером (АО «ОРЭС - Владимирская область») обязательств по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир в 2018 году, выявлены следующие нарушения:

1) КС-2 на объекты: «Реконструкция РУ-6кВ в ТП-23», «Строительство КЛ-6кВ ПС «Западная» - РП-34 (строительно-монтажные работы)», «Строительство электрических сетей 0,4кВ в сквере на ул.850-летия» подписаны ФИО3, который на момент составления актов 30.05.2018 не работал в МУП «ВТЭС».

2) В КС-2 на объект: «Строительство КЛ-0,4кВ от РП-8 до д.4 ул.Студенческая» - не указана дата составления.

Письмом от 21.03.2019 № 96 МУП «ВТЭС» возвращены Управлению ЖКХ акты приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) по мероприятиям, выполненным в рамках реализации инвестиционной программы АО «ОРЭС - Владимирская область» в сфере электроснабжения на 2017-2021 годы за 2018 год, без согласования, по причине:

- акты (КС-11), должны быть оформлены между заказчиком (концедент - уполномоченный орган) и исполнителем (концессионер);

- стоимость объектов, указанная в актах (КС-11) не соответствует данным, содержащимся в актах, составленным по форме КС-2, КС-3, предоставленным в МУП «ВТЭС» на проверку.

АО «ОРЭС - Владимирская область» направлялась в адрес Управления ЖКХ Администрации г.Владимира претензия от 11.06.2019 №113-05-2441, с предложением в добровольном порядке перечислить сумму неустойки в размере 435 000 руб. за нарушение абзаца 4 пункта 4.16 концессионного соглашения.

Поскольку МУП «ВТЭС» в добровольном порядке не произведена оплата неустойки, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из отсутствия оснований для взыскания с Администрации пени за нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 4.16 концессионного соглашения.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.

На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из названного Закона или существа концессионного соглашения.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из названного Закона или существа концессионного соглашения.

Согласно пункту 1 8 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

В подпункте а) пункта 11.1 концессионного соглашения предусмотрено, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира и МУП города Владимира «Владимирская городская электрическая сеть» уполномочены осуществлять контроль за исполнением соглашения в части соблюдения концессионером обязательств по подготовке и согласованию в установленном порядке проектной документации, предусмотренной соглашением, соблюдению сроков и порядка создания и реконструкции объекта соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и реконструкцию, обеспечению надлежащего выполнения работ и осуществления деятельности, предусмотренных соглашением.

В пункте 12.8 концессионного соглашения определено, что концедент обязан уплатить концессионеру неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концедентом обязательств, установленных подпунктом б) пункта 4.3, абзацем третьим пункта 4.7, абзацем четвертым пункта 4.16, пунктом 5.1, в том числе в случае нарушения сроков исполнения указанных обязательств, в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день уплаты неустойки, за каждый день просрочки.

Согласно абзацу 4 пункта 4.16 концессионного соглашения в случае отсутствия разногласий по предоставленному соглашению концедент (уполномоченный орган) подписывает и возвращает его концессионеру в течение 1 месяца с момента получения документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из материалов дела (в том числе отзывов Администрации от 04.09.2019, МУП «Владимирские тепловые электрические сети» от 30.11.2020 № 431, заключения МУП «Владимирские тепловые электрические сети» по иску от 11.12.2019, писем МУП «Владимирские тепловые электрические сети» от 22.02.2019 № 61, от 21.03.2019 № 96, заключения специалиста (эксперта) ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» от 22.02.2019 № ЗС-02-19, заключения специалиста (эксперта) ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» от 13.06.2019 № ЗС-2-19, заключения специалиста (эксперта) ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» от 05.07.2019 № ЗС-5-19, заключения специалиста (эксперта) ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» от 05.08.2019 № ЗС-6-19, заключения специалиста (эксперта) ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» от 05.08.2019 № ЗС-7-19, заключения специалиста (эксперта) ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» от 05.08.2019 № ЗС-8-19) следует, что имеются разногласия по представленному истцом соглашению о выполнении концессионером (АО «ОРЭС - Владимирская область») обязательств по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир в 2018 году. В связи с чем, оснований для взыскания неустойки, предусмотренной за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, установленных абзацем 4 пункта 4.16 концессионного соглашения, не имеется.

В соответствии с постановлением администрации города Владимира от 27.12.2012 № 5654 «Об осуществлении отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям» МУП г.Владимира «Владимирская городская электрическая сеть» уполномочена на осуществление следующих отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям:

- проведение проверки документов, подтверждающих сумму произведенных концессионером капитальных вложений и вложенных финансовых средств по объектам инвестиционной программы, актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-11, КС-14) и иных документов, подтверждающих сумму произведенных капитальных вложений.

Также, согласно Постановлению администрации города Владимира от 27.12.2012 № 5654 «Об осуществлении отдельных прав и обязанностей концедента по концессионным соглашениям» уполномоченным органом на подписание соглашения, устанавливающего фактическую сумму вложенных концессионером финансовых средств по объемам инвестиционной программы, является Управление ЖКХ администрации города Владимира.

Соответственно, в силу своих полномочий ответчик обязан проверять объективность сведений, представляемых АО «ОРЭС - Владимирская область», в обоснование соглашения, устанавливающего фактическую сумму вложенных финансовых средств.  

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.

Само по себе несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции и оценкой представленных доказательств не может являться основанием для признания оспариваемого судебного акта незаконным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области  от 08.12.2020 по делу № А11-9897/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Владимирской области» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья

Ж.А. Долгова

Судьи

Е.А. Богунова

Е.Н. Фединская