ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«30» сентября 2022 года Дело № А43-14365/2022
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2022 по делу № А43–14365/2022,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоАрм» о признании незаконным постановления Нижегородской таможни от 04.05.2022 № 10408000-646/2022.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоАрм» (далее – Общество) 10.04.2022 в автоматическом режиме через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, размещенный на официальном сайте ФТС России в сети Интернет, представлена в Нижегородскую таможню (далее - Таможня, таможенный орган) статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20220410180245027, принятая и зарегистрированная таможенным органом за № 10408000/100422/С488692.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме, по договору от 28.07.2021 № 28/07/2021, товарной накладной от 24.11.2021 № ГА0781620 отгружен товар - 1) Затвор поворотный дисковый (код товара8481808508, вес нетто - 400 кг, стоимость - 330 677 руб., страна происхождения товара - Беларусь); 2) Затвор поворотный дисковый (код товара -8481808508, вес нетто - 400 кг, стоимость - 330 677 руб. страна происхождения товара - Беларусь). Продавец - ОАО «Арматура АНТ» (220104, Беларусь, <...>).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) должностное лицо таможенного
[A1] органа 19.04.2022 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 10408000-646/2022.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Таможней 04.05.2022 вынесено постановление № 10408000-646/2022 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 04.05.2022 № 10408000-646/2022.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.07.2022 Арбитражный суд Нижегородской области признал не подлежащим исполнению постановление Таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 04.05.2022 № 10408000-646/2022 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выявление и фиксация должностными лицами таможенных органов в ходе анализа сведений ведения статистической отчетности с использованием комплекса программных средств «Статистическое декларирование» фактов совершения административных правонарушений, заключающихся в нарушении срока представления статистических форм учета перемещения товаров, свидетельствует о невозможности применения положений Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо
[A2] представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров содержаться в приложении № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийскою экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329» (далее - Правила № 891).
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункты 5, 8 Правил № 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил № 891).
На основании пункта 16 Правил № 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
[A3] Исходя из требований Правил № 891, статистическую форму учета перемещения товаров при отгрузке товаров Общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором товар был отгружен, то есть до 14.12.2021 включительно.
Однако, в нарушение требований нормативных правовых актов Общество представило статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период - ноябрь 2021 года в таможенный орган только 10.04.2022, то есть с нарушением установленного законодательством срока более чем на 3 месяца.
Установленное в рамках настоящего дела правонарушение совершено Обществом в период, когда оно считается подвергнутым административной ответственности (постановление от 26.08.2021 по делу № 10408000-1084/2021, вступившее в законную силу 14.09.2021).
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 70-ФЗ) статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Приведенная норма вступила в силу с 06.04.2022.
Как следует из материалов дела постановлением от 04.05.2022 № 10408000-645/2022, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что вышеназванное постановление и оспоренное в настоящем деле постановление вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Так, в материалах дела содержатся пояснения Общества, согласно которым представление им форм статистической отчетности в один день -
[A4] 10.04.2022 по факту перемещения (отгрузки) товара из Республики Беларусь в Российскую Федерацию 05.08.2021, 24.11.2021, 18.02.2021, было вызвано получением письма Таможни от 08.04.2022 № 1002-10/0196 о предоставлении недостающей статистической информации.
Как следует из письма Таможни от 12.04.2022 № 10-0210/0205, таможенный орган единовременно запросил у Общества договор и товарно-транспортные накладные, в соответствии с которыми в августе, ноябре 2021 года и в феврале 2022 года Обществом осуществлена покупка товара у продавца из Республики Беларусь, документы, подтверждающие факт погрузки товара на склад.
По факту проведения одного контрольного мероприятия и изучения документов, представленных ООО «ЭнергоАрм» письмом от 15.04.2022 № 25-22, таможенным органом в апреле 2022 года установлен факт нарушения Обществом сроков предоставления статистических форм перемещения товаров за август, ноябрь 2021 года и февраль 2022 года.
Таким образом, нарушение сроков представления статистической отчетности за август, ноябрь 2021 года и февраль 2022 года таможенным органом выявлено в рамках одного контрольного мероприятия - контроля за осуществлением своевременности предоставления статистических форм и достоверности содержащихся в них сведений.
В этой связи довод Таможни о том, что она не проводила контрольно-надзорное мероприятие в рамках государственного контроля, а осуществляла функции таможенной статистики в целях обеспечения сбора и анализа сведений, в связи с чем на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, учитывая положения Федерального закона № 70-ФЗ, Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем, законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от 04.05.2022 № 10408000-645/2022.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях 04.05.2022 Таможне следовало принять одно постановление о назначении административного наказания, следовательно, оспоренное постановление принято с нарушением закона и подлежало отмене.
Признание судом первой инстанции постановления от 04.05.2022 № 10408000-646/2022 не подлежащим исполнению не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
[A5] Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2022 по делу № А43–14365/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской таможни – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья А.М. Гущина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 11.02.2022 3:17:00
Кому выдана Гущина Алла Михайловна