ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8845/20 от 30.03.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«01» апреля 2021 года Дело № А43-47112/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2021.

Полный текст постановления изготовлен 01.04.2021. 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Гущиной А.М., 

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Никитиной С.С., 

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по  Нижегородской области и Федеральной налоговой службы на решение  Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2020 по делу № А43- 47112/2019, 

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Буревестник»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными  действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по  Нижегородской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 15 по Нижегородской области и Федеральной налоговой службы. 

В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Нижегородской области  – ФИО1 по доверенности от 01.10.2020, представлен диплом о  высшем юридическом образовании. 

 Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о  месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей  в судебное заседание не обеспечили. 

 Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по  Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд  установил следующее.  

Открытое акционерное общество «Буревестник» (далее – Общество,  налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о 


признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 7 по Нижегородской области (далее – МИФНС № 7 по  НО), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по  Нижегородской области (далее – МИФНС № 15 по НО) и Федеральной  налоговой службы (далее – ФНС России) по исключению Общества из  Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по  состоянию на 10.08.2019. 

В обоснование Общество указало, что полностью выполнило свои  обязательства по предоставлению в ФНС России сведений о  среднесписочной численности работников за 2018 год и налоговой  отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от  осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий  2018 год. 

Решением от 11.11.2020 Арбитражный суд Нижегородской области  удовлетворил заявленное Обществом требование. 

МИФНС № 15 по НО и ФНС России обратились в арбитражный суд с  апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить. 

МИФНС № 15 по НО в своей апелляционной жалобе утверждает, что  Общество10.08.2019 исключено из Единого реестра субъектов малого и  среднего предпринимательства по причине несоответствия сведений о  поставщике информации об акционерном обществе применительно к  требованиям пункта 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 №  209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской  Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ). 

МИФНС № 15 по НО обращает внимание, что судом первой  инстанции не исследован вопрос соблюдения условий, определяющих право  акционерного общества «Регистратор Интрако» как держателя реестра на  представление сведений об Обществе в ФНС России, а, следовательно, и  причин исключения Общества из Единого реестра субъектов малого и  среднего предпринимательства. 

Представитель МИФНС № 15 по НО в судебном заседании поддержал  доводы своей апелляционной жалобы. 

ФНС России в своей апелляционной жалобе поясняет, что при  представлении сведений организацией, сведения о которой, как о держателе  реестра акционеров акционерного общества, отсутствуют в ЕГРЮЛ в  составе сведений об акционерном обществе, в отношении которого эти  сведения представляются, у уполномоченного органа отсутствуют  основания для принятия и включения указанных сведений об акционерном  обществе в реестр, так как сведения не представлены надлежащим  поставщиком. 

Как указывает ФНС России, в результате неисполнения Обществом в  установленный срок обязанности по сообщению в регистрирующий орган  об изменении сведений о держателе реестра акционеров, ФНС России  руководствовалась теми сведениями, которые содержались в Едином  государственном реестре юридических лиц в отношении Общества по 


состоянию на 01.07.2019. То есть, по состоянию на 10.08.2019 ФНС России  не располагала сведениями о соответствии Общества одному из требований,  установленных пунктом 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209- ФЗ. 

Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы в суд  не направили, МИФНС № 7 по НО заявила ходатайство о рассмотрении  апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. 

Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в  отсутствие представителей Общества, МИФНС № 7 по НО, ФНС России. 

Судом по материалам дела установлено, что Общество исключено  ФНС России из Единого реестра субъектов малого и среднего  предпринимательства по состоянию на 10.08.2019 на основании анализа  сведений, внесенных МИФНС № 15 по НО в Единый государственный  реестр юридических лиц в отношении Общества по состоянию на  01.07.2019. 

Общества обратилось 18.10.2019 через сайт ФНС России с заявлением  об отсутствии Общества в реестре субъектов малого предпринимательства. 

В письме от 22.10.2019 ФНС России сообщила, что обращение  Общества рассмотрено МИФНС № 7 по НО и МИФНС № 15 по НО, в  результате чего выявлено отсутствие ошибок в сведениях, использованных  при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего  предпринимательства, а также об отсутствии оснований для внесения  Общества в реестр. 

Полагая, что действия налоговых органов по исключению Общества  из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства  являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Удовлетворяя заявленное Обществом требование, руководствуясь  положениями Федерального закона № 209-ФЗ, суд первой инстанции  посчитал, что Общество представило достаточно доказательств,  подтверждающих наличие оснований для включения его в Единый реестр  субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных  жалобах, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что  обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям. 

 Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и 


иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или  его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия)  и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые  действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый  акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4  статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и  действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно  двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими  лицами, органами государственной власти Российской Федерации,  органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего  предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего  предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки  регулируются Федеральным законом № 209-ФЗ. 

 Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ сведения о  юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих  условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства,  установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в  Реестр в соответствии с настоящей статьей. 

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего  предпринимательства осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее -  уполномоченный орган) (часть 2 статьи 4.1 Федерального закона № 209- ФЗ). 

Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего  предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1  статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании  сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля  текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального 


закона № 209-ФЗ). 

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств,  производственных кооперативов, потребительских кооперативов,  крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей  к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться  условия по среднесписочной численности работников за предшествующий  календарный год и доходу, полученному от осуществления  предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год  (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ). 

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ  внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных  предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего  предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра  осуществляются уполномоченным органом на основании сведений,  содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином  государственном реестре индивидуальных предпринимателей,  представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за  предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от  осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий  календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с  применением специальных налоговых режимов в предшествующем  календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный  орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи. 

 На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209- ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего  предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных  предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего  календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные  предприниматели не представили в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной  численности работников за предшествующий календарный год и (или)  налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода,  полученного от осуществления предпринимательской деятельности за  предшествующий календарный год, либо такие юридические лица,  индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям,  установленным статьей 4 настоящего Федерального закона. 

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от  04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от  осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены  предельные значения дохода для субъектов малого и среднего  предпринимательства: малые предприятия - 800 млн. руб.; средние  предприятия - 2 млрд. руб. 

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 


среднесписочная численность работников Общества за 2018 год составила  29 человек, что соответствует положениям подпункта «а» пункта 2 части  1.1. статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ. 

Доход, полученный от осуществления предпринимательской  деятельности за 2018 год, согласно бухгалтерским документам составил 78  916 000 руб., что соответствует положениям пункта 3 части 1.1. статьи 4  Федерального закона № 209-ФЗ и постановления Правительства Российской  Федерации от 04.04.2016 № 265. 

Все 100% уставного капитала Общества, являющегося акционерным  обществом, в 2018 году принадлежали физическим лицам - гражданам  Российской Федерации. 

 Вместе с тем, в силу статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ  акционерные общества, помимо соответствия условиям по среднесписочной  численности работников за предшествующий календарный год и по доходу,  полученному от осуществления предпринимательской деятельности за  предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 статьи 4 Федерального  закона № 209-ФЗ), должны соответствовать одному из требований,  установленных подпунктами «а» - «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4  Федерального закона № 209-ФЗ. 

 При этом сведения об акционерных обществах, соответствующих  одному из требований, установленных вышеуказанными подпунктами «а» -  «д», представляются в Федеральную налоговую службу держателями  реестров акционеров акционерных обществ, в составе сведений о которых в  Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о  соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, во  исполнение части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ ежегодно в  период с 1 по 5 июля по состоянию на 1 июля текущего календарного года. 

 Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от  03.08.2018 № 313-ФЗ, согласно которому часть 6.1 статьи 4.1 Федерального  закона № 209-ФЗ изложена в следующей редакции: в целях ведения Единого  реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели  реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря  года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений  о которых в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся  сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных  обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган  перечень акционерных обществ, соответствующих условиям,  установленным подпунктом «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного  Федерального закона (за исключением условий, установленных абзацем  третьим указанного подпункта). 

 Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров  акционерных обществ на основании имеющихся у них данных,  содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем  собрании акционеров соответствующего акционерного общества,  проведенном в текущем календарном году. 


Таким образом, до внесения 03.08.2018 приведенных изменений в  Федеральный закон № 209-ФЗ содержание сведений о держателе реестра  акционеров не являлось обязательным условием для внесения организаций  в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. 

В подтверждение выполнения требований части 6.1 статьи 4.1  Федерального закона № 209-ФЗ Общество представило письмо общества с  ограниченной ответственностью «Регистратор Интрако» от 14.10.2019, в  котором последнее подтвердило представление в ФНС России необходимых  сведений в порядке части 6.1. статьи 4.1. Федерального закона № 209-ФЗ. 

Однако, согласно сведениям из Единого государственного реестра  юридических лиц Общество зарегистрировано в качестве юридического  лица 24.09.2004. В составе сведений о нем в ЕГРЮЛ содержатся сведения о  соответствующем держателе реестра акционеров: в период с 22.11.2004 по  21.08.2019 – обществе с ограниченной ответственностью «Первый  независимый регистратор», в период с 22.08.2019 по настоящее время –  акционерном обществе ВТБ Регистратор, что подтверждается  соответствующими листами записи ЕГРЮЛ. 

Сведения об обществе с ограниченной ответственностью  «Регистратор Интрако» как держателе реестра акционеров открытого  акционерного общества «Буревестник» в ЕГРЮЛ отсутствуют, а равно не  представлено соответствующих документов в подтверждение статуса  общества с ограниченной ответственностью «Регистратор Интрако» как  держателя реестра Общества и в материалы настоящего дела. 

Поскольку сведения об Обществе в период с 1 по 5 июля 2019 года не  были представлены держателем реестра акционеров Общества, сведения о  котором включены в ЕГРЮЛ в составе сведений об Обществе, Общество  было исключено ФНС России из Единого реестра субъектов малого и  среднего предпринимательства по состоянию на 10.08.2019 ввиду  отсутствия у уполномоченного органа оснований для внесения сведений о  нем в указанный реестр. 

В рассматриваемом случае действия налоговых органов по  исключению Общества из названного реестра соответствовали положениям  Федерального закона № 209-ФЗ, так как не было соблюдено одно из  условий Федерального закона № 209-ФЗ, а именно не выполнены  требования части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ. 

 Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о законности  действий налоговых органов. 

 Ссылка Общества на нарушение его прав и законных интересов  оспариваемыми действиями не принимается во внимание, поскольку для  признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух  юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых  решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных 


интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. В данном деле не установлено в действиях налоговых  органов нарушений закона. 

 В этой связи оснований для удовлетворения заявленных Обществом  требований у суда первой инстанции не имелось. 

 Следует отметить, что по состоянию на 10.08.2020 Общество  включено в Единый реестр субъектов малого и среднего  предпринимательства. 

 На основании изложенного решение суда первой инстанции от  11.11.2020 подлежит отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду  неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела,  неправильного применения норм материального права. 

 Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой  инстанции не допущено. Согласно отчетам об отслеживании отправлений с  почтовыми идентификаторами № 60308242160936 и № 60308242160929  ФНС России и МИФНС № 15 по НО уведомлены надлежащим образом о  начавшемся судебном процессе. 

МИФНС № 15 по НО и ФНС России от уплаты государственной  пошлины освобождены. 

Руководствуясь статьями 270, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный  апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2020 по делу   № А43-47112/2019 отменить. 

 В удовлетворении заявленного требования открытому акционерному  обществу «Буревестник» отказать. 

 Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному  обществу «Буревестник» государственную пошлину в сумме 3000 рублей,  уплаченную по платежному поручению от 11.11.2019 № 531. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго- Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия. 

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи М.Б. Белышкова 

 Т.В. Москвичева