Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«22» мая 2019 года Дело № А43-36361/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Волгиной О.А., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2018 по делу № А43-36361/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду от 04.09.2018 № 05/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 по доверенности от 08.04.2019 сроком действия 1 год;
отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду – ФИО3 по доверенности от 07.05.2019.
Прокуратура Ленинского района города Нижнего Новгорода – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Ленинского района города Нижнего Новгорода (далее по тексту – Прокуратура) проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований миграционного законодательства при осуществлении деятельности по оказанию гостиничных услуг в гостинице «MaxxRoyaL», расположенной по адресу: <...>.
Усмотрев в действиях ФИО1 признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурором Ленинского района г. Нижнего Новгорода 14.08.2018 в отношении неё вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Уполномоченным должностным лицом отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду (далее - Управление) 04.09.2018 вынесено постановление №05/218 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением от 25.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что отправка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания произведена технически только после фактического прибытия в гостиницу, то есть 20.06.2018, в связи с чем считает, что оспариваемое постановление основано на недостоверных и не подтвержденными доказательствами сведениях.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представила, явку полномочного представителя не обеспечила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Управление по средствам электронной связи поступило уведомление от 19.06.2018 о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания -гражданина Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р., по адресу: <...>, сроком до 21.06.2018, принимающей стороной являлась ФИО1 При этом предоставлены копия паспорта иностранного гражданина, миграционная карта серия 2718 №0246013 (дата въезда в Российскую Федерацию 14.06.2018).
В ходе изучения информации, полученной из базы данных ГУ МВД России по Нижегородской области установлено, что гражданин Хорватии Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р. прибыл на территорию Российской Федерации 14.06.2018 и 17.06.2018 выехал из Российской Федерации, вновь границу данный гражданин пересек 20.06.2018, соответственно не мог 19.06.2018 находиться в гостинице «MaxxRoyaL», расположенной по адресу: <...>.
На основании установленных обстоятельств, Управление пришло к выводу о нарушении ФИО1 требований Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в связи с чемпривлекло её к административной ответственности на основании части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Миграционный учет осуществляется, в числе прочего, в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (часть 1 данной статьи).
В соответствии с частью 2 названной статьи для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 данной статьи;
2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 указанного закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 данной статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 указанной статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Из пункта 23 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).
В силу части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные нарушения установленных требований федерального законодательства подтверждаются материалами дела.
Из оспариваемого постановления усматривается, что в качестве объективной стороны правонарушения ФИО1 вменяется представление в ОВМ ОП №3 Управления 19.06.2018 уведомления о прибытии иностранного гражданина Хорватии Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р., тогда как последний прибыл на территории Российской Федерации только 20.06.2018, в связи с чем находиться в гостинице «MaxxRoyaL» 19.10.2018 не мог.
Обращаясь с заявлением в суд, а также в объяснениях в адрес Управления в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ФИО1 поясняла, что гражданин Хорватии Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р., забронировал номер на период с 19.06.2018 по 21.06.2018, фактически прибыл в гостиницу около 4 часов утра 20.06.2018. Уведомление в адрес органа миграционного учёта было сформировано 19.06.2018 по данным бронирования и направлено 20.06.2018.
Управление данным доводам никакой оценки не дало. Суд первой инстанции доводы отклонил, сославшись на содержащуюся в базе ФМС России дату регистрации иностранного гражданина 19.08.2018.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Действительно, в базе ФМС России содержится информация о дате регистрации по месту пребывания – 19.06.2018 (л.д.78) и дате приёма информации – 19.06.2018 (л.д.79).
Вместе с тем, объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет представление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учета.
В материалах дела имеется установленной формы уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания №142, полученное органом миграционного учёта от ФИО1 в отношении гражданина Хорватии Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р. (л.д.18-19, 74-75). В указанном уведомлении содержится вся информация, предусмотренная пунктом 23 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9. О недостоверности данной информации в оспариваемом постановлении выводов не имеется. При этом дата 19.06.2018 содержится только в графе «Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учёт по месту пребывания». То обстоятельство, что в базе ФМС России зафиксировалась дата регистрации 19.06.2018, не может быть вменено предпринимателю, поскольку не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как не образует объективную сторону данного правонарушения несвоевременное (раньше или позже установленного срока) направление уведомления.
Из материалов дела усматривается, что рассматриваемое уведомление направлено в адрес органа миграционного учёта 20.06.2018 (л.д.20, 22-23, 81). В уведомлении указана дата въезда в Российскую Федерацию – 14.06.2018 и номер миграционной карты серия 2718 №0246013. Данная карта содержится в материалах дела (л.д.21,77). В карте обозначен срок пребывания с 14.06.2018 по 25.07 2018, при этом из распечатки из базы данных ФМС России видно, что данная карта получена гражданином Хорватии Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р., 20.06.2018 в аэропорту г.Нижний Новгород (л.д.80).
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2011 № 5417/11, квалифицирующим признаком предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушения является несомненная для правонарушителя ложность предоставляемых им сведений. Термин «заведомо», использованный для уточнения характеристики ложных сведений, означает, что сообщающее эти сведения лицо осведомлено об их ложности уже на момент их предоставления, но, тем не менее, предоставляет их миграционному органу.
Следовательно, в рассматриваемом случае административный орган должен доказать, что предприниматель, являясь принимающей стороной, при осуществлении миграционного учета, предоставляет ложные сведения и заведомо знает о том, что предоставляемые им сведения являются ложными.
Как следует из материалов дела, гражданин Хорватии Милетич Маринко-Санто, 19.10.1972г.р. прибыл на территорию РФ 14.06.2018 и 17.06.2018 выехал из РФ, вновь границу данный гражданин пересек и прибыл в г.Н.Новгород 20.06.2018.
В соответствии со сведениями об иностранном гражданине Милетич Маринко-Санто, содержащимися в базе ФМС России, датой регистрации указанного иностранного гражданина по месту пребывания -<...>, значится 19.06.2018 (л.д. 79), вместе с тем, уведомление о прибытии иностранного гражданина направлено только после фактического прибытия в гостиницу, то есть 20.06.2018 (л.д. 81).
Уведомление о прибытии недостоверной информации не содержит, дата его формирования, соответствующая забронированному периоду, к информации, предусмотренной пунктом 23 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9, не относится.
Таким образом, Управление не доказало факт представления предпринимателем при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине Милетич Маринко-Санто.
В связи с чем, предприниматель неправомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку объективной стороной данного административного правонарушения, является представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной.
При таких обстоятельствах вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава вменённого правонарушения не соответствует материалам дела, в связи решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2018 по делу № А43-36361/2018 отменить.
Постановление Управления Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду от 04.09.2018 № 05/2018 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи О.А. Волгина
Т.А. Захарова