Второй арбитражный апелляционный суд
610017, г. Киров. Ул. Молодой Гвардии, 49
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
Дело № А29-248/2007А
20 апреля 2007 года
( оглашена резолютивная часть постановления)
27 апреля 2007 года
( изготовлено постановление в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В. Лысовой,
судей Г.Г.Буториной, А.В.Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.02.07г. по делу № А29-248/2007А, принятое судьей Князевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реал-М»
к Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления
при участии представителей сторон:
от ООО «Реал-М»: ФИО1- по доверенности от 02.02.2007г.
от Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми: ФИО2- по доверенности от 17.01.2007г.,
установил:
ООО «Реал-М» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции ФНС России № 3 по Республике Коми (далее – ответчик, Инспекция) от 18.12.2006г. N 158 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2007г. заявленное требование удовлетворено, обжалуемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено, производство по делу в отношении ООО «Реал-М» прекращено, ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требования, мотивируя, это тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. В обоснование доводов жалобы налоговый орган указывает, что статьей 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) установлен запрет оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оборот, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
ООО «Реал-М» обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, а доводы апеллянта несостоятельными.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.
В период с 27.10.2006г. по 30.11.2006г. Межрайонной ИнспекциейФНС России № 3 по Республике Коми в отношении ООО «Реал-М» проведена проверка своевременности и полноты внесения информации об обороте алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС) и учета объемов оборота алкогольной продукции.
Проверкой установлено, что Обществом нарушены требования:
- пунктов 1,4 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- пунктов 3, 4, 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 552;
- пунктов 4, 9, 11 Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2006г. № 380;
- Порядка заполнения журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом ФНС РФ от 17.08.2006г. № ММ-3-07/534@.
Так, ООО «Реал-М» 20.11.2006г. произведена реализация ООО «Каспи» алкогольной продукции по накладной № К05837, а именно: водки «Русский Графин, особая люкс», вина «Вермут белый Даласи», водки «Беленькая» (л.д.48). В нарушение вышеуказанных норм информация об объемах оборота (поставки) алкогольной продукции не внесена в технические средства фиксации и передачи информации и не передана с использованием функциональных модулей программного обеспечения ЕГАИС и средств защиты информации (СЗИ) в ЕГАИС; журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в организации не ведется.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.12.2006г. (л.д.13-18), в отношении ООО «Реал-М» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования по данному делу (л.д.20).
По результатам административного расследования 05.12.2006г. Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по Республике Коми в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
28.12.2006г. и.о. начальника Инспекции на основании материалов дела об административном правонарушении вынес постановление о привлечении ООО «Реал-М» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Посчитав названное постановление незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку конкретные сроки совершения действий (передача информации в ЕГАИС и фиксация показателей в журнале учета), на совершение которых вменяется в вину ООО «Реал-М», действующим законодательством и иными нормативными актами не установлены.
Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству, а доводы заявителя жалобы являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 названной статьи закона).
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции закреплены в статье 26 названного Федерального закона, одним их таких ограничений является запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Правилами функционирования единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 522, предусмотрено, что организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, используя технические средства, представляют в налоговый орган в электронном виде заявку о фиксации в единый государственной информационной системе учета информацию согласно установленному перечню (пункты 3, 4, 7 названных Правил).
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006г. № 380 также утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которому учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Показатели, используемые для учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи), фиксируются в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) (пункт 9 названного выше Положения).
Ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Проанализировав содержание нормативно-правовых актов в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции , арбитражный суд апелляционной инстанции также как и суд первой инстанции приходит к выводу о том, что сроки внесения информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС и журнал учета не предусмотрены ни одним из данных актов.
Объективной стороной правонарушения предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ является нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при производстве или обороте.
Поскольку действующими законодательными и иными нормативными актами конкретные сроки передачи информации в ЕГАИС и фиксации показателей в журнале учета не установлены, то не совершение Обществом на момент проверки (27.10.2006г.) указанных действий не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ. Оснований считать, что срок исполнения обязательства Общества по представлению в ЕГАИС необходимых сведений наступил, у налогового органа не имелось.
К тому же, информация об обороте (поставке) 20.10.2006г. алкогольной продукции обществу с ограниченной ответственностью «Каспи», впоследствии ООО «Реал-М» внесена в ЕГАИС и в журнал учета, данный факт подтверждается материалами дела и налоговым органом не отрицается (л.д.27-30, 42-46).
С учетом указанного, оснований полагать, что журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Обществом вообще не ведется, у суда первой инстанции не имелось. Более того, из протокола об административном правонарушении от 05.12.2006г. в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ не усматривается какие именно показатели, используемые для учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие учету, Обществом не были отражены в журнале учета за конкретный проверяемый период.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, т.к. согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.02.2007г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.02.2007г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий Т.В.Лысова
Судьи Г.Г.Буторина
ФИО3