ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-2515/2007 от 18.07.2007 Второго арбитражного апелляционного суда


Второй арбитражный апелляционный суд

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49

www.2aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

18 июля 2007г.                                                                                 Дело № А31-762/2007-15

(объявлена резолютивная часть)

25 июля 2007г.

(изготовлено постановление в полном объеме)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Т.В.Лысовой,

судей Г.Г.Буториной,  Т.М.Ольковой

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Костромской ювелирный завод»

на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.06.07г. по делу № А31-762/2007-15, принятое судьей Зиновьевым А.В.

по заявлению ОАО «Костромской ювелирный завод»

к Территориальному управлению федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Костромской области

о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности,

без участия представителей сторон,

установил:

            ОАО «Костромской ювелирный завод»  (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Костромской области (далее – Росфиннадзор, ответчик) от 13.02.2007г. № 41-03-10/75 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере  40 000 руб.

Решением суда первой инстанции от 09.06.2007г.  в удовлетворении заявленного требования отказано.

        ОАО «Костромской ювелирный завод» с решением суда не согласно, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что справка о поступлении валюты Российской Федерации не является формой учета и отчетности, и частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность за нарушение порядка представления справки не установлена.

 Росфиннадзор находит оспариваемое решение законным и обоснованным.

 Заявитель и ответчик в судебное заседание  не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

         В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей  сторон.

 Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Как усматривается из материалов дела, в период с 16.01.2007г. по 01.02.2007г. Росфиннадзором  проведена проверка Общества  по вопросам соблюдения последним  валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в 2006г.

В ходе проверки установлено, что 02.08.2005г. между заявителем и  фирмой ИООО «Зико» г.Минск (нерезидент) - был заключен контракт N ВКОЕ-001/2005 на поставку изделий из драгоценных металлов (в т.ч. с камнями) на общую сумму 10 000 000,00 руб. В филиале ОАО «Внешторгбанка» в г.Костроме Обществом  оформлен паспорт сделки N 05090005/1000/0021/1/0.

Во исполнение условий названного контракта по платежному поручению от 09.02.2006г. № 552 от нерезидента на расчетный счет резидента - ОАО «Костромской ювелирный завод»  поступила предварительная оплата за ювелирные изделия в сумме 1799809,38 руб.

Согласно пункту  2.7 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и  осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П) справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк ПС (паспорта сделки) в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого  были осуществлены валютные операции по контракту.

Таким образом,  в данном случае справка о поступлении валюты РФ  должна быть представлена Обществом  в уполномоченный банк до 15.03.2006г. Фактически справка о поступлении валюты РФ в банк паспорта сделки представлена Обществом 22.05.2006г., чем  нарушены требования статей  23, 24 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пункт 2.7 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004г. № 258-П. Просрочка представления документа в банк паспорта сделки составила 68 дней.

По результатам проверки начальником отдела финансового и валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Костромской области  в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от  01.02.2007г.

На основании протокола об  административном правонарушении от 01.02.2006г. руководителем Росфиннадзора  вынесено постановление от 13.02.2007г. о привлечении ОАО «Костромской ювелирный завод» к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в Арбитражный суд Костромской области.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции  исходил из доказанности вины Общества и факта совершенного им правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В силу положений статей 20 и 24 названного выше Закона паспорт сделки, а равно отчетность по валютным операциям являются документами, имеющими правовое значение для осуществления валютного регулирования, организации и проведения валютного контроля.

Так, в  силу пункта 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям.

При этом порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов к информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Центральным Банком России (п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона).

В соответствии с частью 4 статьи 5  Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"  Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В целях последовательной реализации положений валютного законодательства на подзаконном уровне Центральным банком РФ утверждено Положение N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Пунктом 2.7 Положения N 258-П  предусмотрено, что справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк ПС (паспорта сделки) в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого  были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения.

Материалами дела подтверждается, что по платежному поручению от 09.02.2006г. № 552 во исполнение условий вышеназванного контракта от нерезидента на расчетный счет резидента - ОАО «Костромской ювелирный завод»  10.02.2006г. поступила предварительная оплата за ювелирные изделия в сумме 1799809,38 руб.(л.д.38). Таким образом,  справка о поступлении валюты РФ  должна быть представлена Обществом  в уполномоченный банк до 15.03.2006г. Фактически справка о поступлении валюты РФ в банк паспорта сделки представлена Обществом 22.05.2006г. (л.д.34), т.е. справка представлена Обществом в банк паспорта сделки с пропуском установленного срока на 68 дней. Данный факт заявителем жалобы по существу не оспаривается.

Непредставление в установленный срок в уполномоченный банк документов, предусмотренных Положением N 258-П,  в т.ч. справки о поступлении валюты РФ, является нарушением, представляющим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

        Обязанность по представлению форм учета и отчетности является неотъемлемой составляющей валютного контроля со стороны агента валютного контроля (уполномоченного банка) - ведение ведомости валютного контроля в соответствии с главой 3 Положения N 258-П. Представление форм учета и отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона и Положением N 258-П является способом учета валютных операций агентом валютного контроля (уполномоченным банком). В соответствии с главой 3 Положения N 258-П уполномоченный банк как агент валютного контроля ведет (заполняет) ведомость валютного контроля только на основании информации, содержащейся в перечисленных в данной главе документах. Кроме того, основной раздел ведомости банковского контроля (раздел II) заполняется уполномоченным банком только на основании представленных резидентом справок.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество не имело возможности не нарушать требования валютного законодательства,  апеллянтом в материалы дела  не представлены.

Указанные обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что резидентом  не выполнена обязанность по своевременному представлению  в уполномоченный банк справки о поступлении валюты Российской Федерации.

С учетом указанного, арбитражный  суд апелляционной инстанции доводы заявителя жалобы о том, что частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ не установлена административная ответственность за несоблюдение срока представления справки о поступлении валюты РФ ввиду того, что данная справка не является документом учета и отчетности по валютным операциям; а также о том, что с точки зрения понятия "документы и информация, связанные с проведением валютных операций" устанавливается ответственность только за нарушение резидентами и нерезидентами установленных единых правил оформления паспортов сделок, в том числе срока оформления паспорта сделки,  отклоняются как неоснованные на нормах права и делает вывод о совершении ОАО «Костромской ювелирный завод» административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

На основании изложенного, Росфиннадзор правомерно привлек Общество  к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что Положение № 258-П не является юридически действующим нормативным актом, не порождает каких-либо правовых последствий и не обязательно для исполнения на территории РФ, т.к. не опубликовано в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996г. № 763, отклоняется в силу следующего.

Указ Президента РФ от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не распространяет свое действие на нормативные акты Центрального банка РФ, поскольку Центральный Банк РФ не относится ни к одному из перечисленных органов, а относится к категории иных государственных органов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)"  Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Положение "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденное Центральным Банком РФ 01.06.2004г. № 2580-П, зарегистрировано в Минюсте РФ от 16.06.2004г. № 5848 и опубликовано в опубликованном издании Банка России – «Вестнике Банка России» № 35, 17.06.2004г.

В настоящее время, Положение № 258-П является действующим и  Центральным Банком РФ не отменено.

При таких обстоятельствах, оснований для  не применения названного Положения в  сфере валютного регулирования и валютного контроля, у суда не имеется.

Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.            

        С учетом указанного решение Арбитражного суда Костромской области от 09.06.2007г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя  - без удовлетворения.

        В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.                                         

         Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального    кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

                                                       постановил:

         Решение Арбитражного суда Костромской области от 09.06.2007г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя  - без удовлетворения.

         Постановление вступает в силу с момента принятия.

         Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                               Т.В.Лысова

Судьи                                                                                           Г.Г.Буторина

                                                                                         ФИО1