ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-4146/2007 от 27.11.2007 Второго арбитражного апелляционного суда

  ё
Второй арбитражный апелляционный суд    

610017, г.Киров, ул.Молодой Гвардии,49

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

“27”ноября  2007    г.                                            Дело № А82-5770/2007-27

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Т.В.Хоровой,

судей  Л.Н. Лобановой, Л.И.Черных,

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Хоровой,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы

№ 4 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области

от 28.09.2007 года по делу № А82-5770/2007-27,

принятое судьей Розовой Н.А.,

по заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Ярославской области

к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области

о взыскании 18 417 000 рублей штрафа.

                                        У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области (далее- Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее- Администрация) штрафа в сумме 18 417 000 рублей  по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2007 года требования Инспекции удовлетворены частично: с Администрации Тутаевского муниципального района  Ярославской области взыскано 1000 рублей штрафа за неправомерное несообщение сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения.

В удовлетворении остальной части заявленных требований налоговому органу отказано.

Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные налоговым органом требования в полном объеме.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции неправильно применены положения пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей.

При этом налоговый орган указывает в жалобе, что ответственность наступает за несообщение сведений по каждому земельном участку, поскольку каждый земельный участок в данном случае является самостоятельным объектом налогообложения, имеющим свою физическую характеристику, и с каждым земельным участком законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате соответствующего налога.

Из буквального толкования указанной нормы в совокупности с анализом положений приказа Минфина РФ от 23.03.2006 года № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению», по мнению заявителя апелляционной жалобы, следует, что ответственность в виде штрафа 1000 рублей должна применяться  за несообщение каждого сведения.

        Администрация в отзыве на апелляционную жалобу налогового органа против изложенных в ней доводов возразила, считает вынесенное Арбитражным судом Ярославской области решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

        Инспекция и Администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области 28.09.2007 года решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в пределах и порядке, установленных в статьях 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области  31.01.2007 года направила в Инспекцию на электронном носителе сведения о 18 417 земельных участках, которые были предоставлены гражданам и организациям в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение в период с 1989 года по 2006 год, что подтверждается актом о передаче информации и сопроводительным письмом от 31.01.2007 года № 155.

Поскольку по представленным сведениям было невозможно идентифицировать владельцев земельных участков и осуществить налоговый контроль из-за несоответствия этих сведений форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 23.03.2006 года № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по их заполнению», Инспекция расценила данный факт как неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации лицо должно сообщить налоговому органу,  о чем 19.04.2007 года налоговым органом был составлен акт № 266.

После рассмотрения материалов проверки и разногласий Администрации на акт от 19.04.2007 года, решением налогового органа от 23.05.2007 года № 5476 Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при отсутствии смягчающих обстоятельств, в виде штрафа в размере 18 417 000 рублей за непредставление сведений о земельных участках в количестве 18 417 штук.

Администрации направлено требование № 232 от 28.05.2007 года об уплате налоговой санкции в срок до 07.06.2007 года.

Поскольку налоговая санкция в установленный в требовании срок не была добровольно уплачена, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Ярославской области за ее принудительным взысканием.

Арбитражный суд Ярославской области, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь пунктом 1 статьи 129.1, статьями 388, 389, пунктами 11, 12, 13 статьи 396, пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом Минфина России № 47н от 23.03.2006 года «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению», пришел  к выводу об  отсутствии законных оснований для привлечения Администрации к ответственности в виде штрафа в размере 18 417 000 рублей, поскольку  законодателем не установлена обязанность органов муниципальных образований по отдельному представлению сведений на каждый земельный участок, в связи с чем исчисление штрафа в размере 1000 рублей за каждый земельный участок либо по каждому Листу «Б» единой формы Сведений не соответствует нормам налогового законодательства и расценено судом первой инстанции как расширительное толкование норм о налоговой ответственности.

Арбитражный апелляционный суд считает такие выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, а апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению по изложенным в ней доводам по следующим основаниям.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)  пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (пункт 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из анализа приведенных норм налогового законодательства вытекает, что органы муниципальных образований ежегодно, до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны представить налоговому органу сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения, расположенными на территории данных муниципальных образований, по форме, установленной Минфином России.

     Форма и порядок заполнения сведений о земельных участках утверждены приказом Минфина России от 23.03.2006 года № 47н «Об утверждении форм «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению».

      В пункте 1.1 Рекомендаций по заполнению формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования», указано, что сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования (далее- Сведения), заполняются органами муниципальных образований на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка.

      На основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Как отмечено в пункте 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда от 17.03.2003 № 71, в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.

Как следует из материалов дела, при рассмотрении данного спора судом первой инстанции установлено, что Администрацией в нарушение положений пунктов 12 и 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации 31.01.2007 года сведения были представлены по неустановленной приказом Минфина России от 23.03.2006 года № 47н форме, что приравнивается к непредставлению сведений о земельных участках.

Представленные 31.01.2007 года Администрацией сведения не позволяют идентифицировать владельцев земельных участков, что препятствует осуществлению налогового контроля и правильному исчислению для налогоплательщиков земельного налога.

Указанное обстоятельство учтено судом 1 инстанции при принятии решения от 28.09.2007 года и не оспаривается Администрацией.

Как было отмечено выше, форма и порядок заполнения сведений о земельных участках утверждены приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования и рекомендаций по ее заполнению».

Из анализа положений  пунктов 1.2, 1.4, 2.3, а также других положений разделов II , III, IV  данного приказа следует, что «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» представляют собой единый документ, содержащий общую информацию обо всех земельных участках, находящихся на территории муниципального образования.

При этом законодательством установлен единый срок представления указанного документа, и нарушение установленного срока образует одно правонарушение, за которое установлена ответственность в пункте 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1000 рублей.

Законодательством не установлена обязанность органов муниципального образования по отдельному представлению сведений на каждый земельный участок, в связи с чем исчисление налоговым органом штрафа в размере 1000 рублей за каждый лист «Б», заполняемый на отдельный земельный участок, не соответствует нормам налогового законодательства и расценивается апелляционным судом как расширительное толкование Инспекцией норм о налоговой ответственности.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учетом вышеназванных положений норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что Арбитражный суд Ярославской области на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в материалах дела доказательств пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России № 4 по Ярославской области требований по взысканию 1000 рублей налоговых санкций с Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Вопрос о распределении расходов по апелляционной жалобе арбитражным апелляционным судом не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от ее уплаты по данной категории споров.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

                                     П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2007 года по делу № А82-5770/2007-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий                                   Т.В. Хорова

        Судьи                                                                   Л.Н. Лобанова

                                                                                     Л.И. Черных