ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-4159/20 от 18.08.2020 Второго арбитражного апелляционного суда

598/2020-74676(2)

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров Дело № А31-3937/2020  18 августа 2020 года 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.,

без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Кострома ФМ» на решение в виде резолютивной части  Арбитражного суда Костромской области от 25.05.2020 (в полном объеме  изготовлено 10.06.2020) по делу № А31-3937/2020, принятое в порядке  упрощенного производства, 

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской  области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 

к обществу с ограниченной ответственностью «Кострома ФМ»  (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской  области (далее – заявитель, Управление Роскомнадзора по Костромской области,  Управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением  о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кострома ФМ»  (далее – ответчик, ООО «Кострома ФМ», Общество) к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.05.2020 в виде  резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного  производства, заявленное требование удовлетворено, ответчик привлечен к  административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с  назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000  рублей. 

В апелляционной жалобе ответчик просит изменить резолютивную часть 


решения суда в части, заменив назначенное наказание в виде административного  штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ). 

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что при вынесении  оспариваемого решения судом первой инстанции не учтены такие  обстоятельства, как признание Обществом вины в совершении вменяемого  правонарушения, привлечение к административной ответственности за  осуществление предпринимательской деятельности с нарушением  предусмотренных лицензией требований и условий впервые, отсутствие  существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также  принятие ответчиком необходимых мер, направленных на недопущение  подобных нарушений в последующем. Говоря о несоблюдении даты начала  вещания, обращает внимание на продолжительность регламентированной  процедуры, предшествующей началу радиовещания, и длительность оформления  необходимых документов, отмечает наличие кадровых перестановок в ООО  «Кострома ФМ», причиной которых, как указывает ответчик, явилось отсутствие  результата в части оформления необходимой для осуществления вещания  документации. Указывает, что нарушение параметров вещания произошло  вследствие сбоев в работе технического оборудования (в частности, выхода из  строя блока питания), меры по устранению которых принимались  незамедлительно. Полагает, что правовые акты в сфере лицензирования не  содержат положений, предусматривающих обязанность уведомления  уполномоченного органа о возникновении технических неполадок в процессе  вещания. Акцентирует внимание на обстоятельствах, свидетельствующих о  возможности применения испрашиваемого ответчиком вида административного  наказания – предупреждения. Более подробно доводы ООО «Кострома ФМ» со  ссылками на положения действующего законодательства и фактические  обстоятельства дела изложены в апелляционной жалобе. 

Управление Роскомнадзора по Костромской области отзыв на  апелляционную жалобу не представило. 

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии  апелляционной жалобы к производству вынесено 18.06.2020 и размещено в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 19.06.2020 в  соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной  нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении  апелляционной жалобы. 

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба  рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова  сторон и иных лиц по имеющимся в деле доказательствам. 

Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Костромской  области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке,  установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ

Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой  инстанции, ООО «Кострома ФМ» является владельцем лицензии на  осуществление радиовещания от 05.10.2016 серии РВ № 28187, выданной  Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и  массовых коммуникаций. Настоящая лицензия предоставлена на срок до  05.10.2026. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является: 


156000, Костромская область, город Кострома, улица Свердлова, дом 34а, офис 4  (л.д. 30). 

Приложением № 1 к лицензии от 05.10.2016 серии РВ № 28187 определены  наименование распространяемого средства массовой информации - «Кострома- FM» (свидетельство о регистрации от 18.08.2016 серия Эл № ТУ44-00295),  общий объем вещания в неделю – 168 часов, соотношение вещания продукции  данного средства массовой информации к общему объему вещания – 168 часов в  неделю. В качестве даты начала вещания указано на 18.08.2017 (л.д. 31). 

В соответствии с планом деятельности Управления Федеральной службы  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых  коммуникаций по Костромской области в 2020 году, утвержденным приказом  руководителя Управления от 19.11.2019 № 150, в период с 17.02.2020 по  06.03.2020 в отношении ООО «Кострома ФМ» проведено систематическое  наблюдение на предмет соблюдения лицензионных требований в сфере  радиовещания и обязательных требований нормативных правовых актов,  непосредственно связанных с осуществлением радиовещательной деятельности,  в соответствии с лицензией от 05.10.2016 серии РВ № 28187. 

В ходе осуществления систематического наблюдения Управлением  выявлено нарушение Обществом требований статьи 31 Закона Российской  Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»,  подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания  и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 08.12.2011 № 1025 (далее – Положение № 1025), а именно: 

В результате анализа записи эфира ООО «Кострома ФМ» за период с  00:00:00 17.02.2020 по 24:00:00 23.02.2020 (контролируемый период)  Управлением установлен факт отсутствия вещания в следующие периоды: 

Отклонение от установленного объема вещания (168 часов в неделю) – 03  часа 14 минут 51 секунда. Таким образом, недельный объем вещания, по  подсчетам Управления Роскомнадзора по Костромской области, составил 164  часа 37 минут 45 секунд (фактический объем вещания в контролируемом  периоде). 

В ходе анализа записи эфира ООО «Кострома ФМ» (средство массовой  информации – «Кострома-FM») за период с 00:00:00 17.02.2020 по 24:00:00  23.02.2020 (контролируемый период) установлено отсутствие вещания (03 часа  14 минут 51 секунда) в следующие периоды: 


18.02.2020 с 00:00:00 по 00:00:09, 19:46-03-19:49:02 (длительность 03  минуты 08 секунд); 

Соотношение вещания продукции средства массовой информации  «Кострома-FM» к общему объему вещания в неделю, как указано Управлением,  составило 164 часа 37 минут 45 секунд вместо предусмотренного приложением   № 1 к лицензии от 05.10.2016 серии РВ № 28187 соотношения (168 часов в  неделю). 

Указанные нарушения зафиксированы в акте систематического наблюдения  от 06.03.2020 № А-44/03/6, в качестве приложений № 1 и 2 содержащего  Сведения о результатах проверки ООО «Кострома ФМ», а также Справку о  результатах систематического наблюдения по лицензии № 28187 (л.д. 15-23) 

Усмотрев признаки состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, главный специалист-эксперт  Управления 16.03.2020 составил протокол № АП-44/03/90 об административном  правонарушении (л.д. 8-10), о времени и месте составления которого Общество  извещено путем направления уведомления от 10.03.2020 № 1293-03/44 (л.д. 11- 12), полученным ООО «Кострома ФМ» 13.03.2020, что подтверждается копией  почтового уведомления, имеющейся в материалах дела (л.д. 13). Протокол об  административном правонарушении составлен с участием законного  представителя Общества. В качестве времени и даты совершения  административного правонарушения в протоколе указано на 00:00 24.02.2020,  время выявления правонарушения, отраженное в протоколе, – 12:00 06.03.2020. 

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статей 203, 204 АПК РФ  Управление Роскомнадзора по Костромской области обратилось в Арбитражный  суд Костромской области с заявлением от 18.03.2020 № ЗС-1519-03/44 о  привлечении ООО «Кострома ФМ» к административной ответственности (л.д. 3- 7). 

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в деянии ООО  «Кострома ФМ» события и состава вменяемого административного  правонарушения, не выявив существенных процессуальных нарушений при  производстве по делу об административном правонарушении, привлек ответчика  к административной ответственности, назначив Обществу наказание в виде  штрафа в размере 30 000 рублей. Необходимых условий для применения  положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 


В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном  заседании устанавливает, имелось ли событие административного  правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого  составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли  основания для составления протокола об административном правонарушении и  полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена  ли законом административная ответственность за совершение данного  правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной  ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также  определяет меры административной ответственности. 

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная  ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с  нарушением требований и условий, предусмотренных специальным  разрешением (лицензией). 

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения,  складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности  конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству  наличия специального разрешения (лицензии). Объективная сторона состоит в  осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией). 

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не может быть подвергнуто  административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об  административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке,  установленных законом. 

Применительно к обстоятельствам настоящего дела арбитражный суд  первой инстанции признал, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок  давности привлечения к административной ответственности за совершение  рассматриваемого административного правонарушения не истек. Однако  апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом в силу  следующего. 

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по  делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности  привлечения к административной ответственности. 

Из содержания пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах,  связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС  РФ от 27.01.2003 № 2) следует, что при принятии решения по делу о  привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности,  установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об  административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух  месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому  судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного 


правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки,  предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня  обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП  РФ). 

Частями 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ установлено, что течение срока,  определенного периодом, начинается на следующий день после календарной  даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок,  исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а  если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние  сутки этого месяца. 

В соответствии с примечанием к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не  применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок  исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных  наказаний. Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об  исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после  календарной даты или наступления события, которыми определено начало  срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный  порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об  административном правонарушении со дня совершения административного  правонарушения. 

Поскольку Обществу вменяется в вину несоблюдение параметров вещания,  указанных в лицензии, то есть совершение правонарушения в сфере  лицензионного законодательства, ответственность за которое предусмотрена  частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной  ответственности согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца. 

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было  совершено Обществом в 00:00 24.02.2020, что отражено в протоколе об  административном правонарушении от 16.03.2020 как дата совершения  правонарушения. 

Административное правонарушение считается оконченным с момента,  когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения,  предусмотренные законом (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях»). 

В соответствии с лицензией от 05.10.2016 серии РВ № 28187 общий объем  вещания должен составлять 168 часов в неделю, соотношение вещания  продукции средства массовой информации «Кострома-FM» к общему объему  вещания – 168 часов в неделю. Из указанного следует, что период, в котором  Общество обязано соблюдать обозначенные параметры вещания исчисляется  одной неделей. Следовательно, длительность такого нарушения определяется  одной неделей и после ее истечения правонарушение считается совершенным. В  связи с этим, указанное правонарушение не является длящимся, что  свидетельствует о необходимости исчисления срока давности не со дня  обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения. 

Материалы административного дела свидетельствуют, что соблюдение  объема вещания, равно как и соотношение вещания продукции средства  массовой информации к общему объему вещания проверялось за период с 00:00 


17.02.2020 по 24:00 23.02.2020. 23.02.2020 является последним днём  проверяемого (недельного) периода вещания. 

Течение трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП  РФ для вынесения постановления по делу об административном  правонарушении, рассматриваемому судьей, начинается с 24.02.2020 – со дня  совершения административного правонарушения, а заканчивается 23.05.2020 – в  дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к  указанной статье, соответствующую истечению трехмесячного срока. 

При этом выпадение последнего дня срока привлечения к  административной ответственности на выходной или праздничный день не  удлиняет данный срок и не означает переноса данного дня на следующий за ним  первый рабочий день. 

Таким образом, привлечение ООО «Кострома ФМ» к административной  ответственности после 23.05.2020 является недопустимым. 

Соответствующий подход к исчислению сроков давности привлечения к  административной ответственности изложен в Определении Верховного Суда  Российской Федерации от 04.04.2017 № 305-АД16-16921, Постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014   № 1487/14, Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  27.06.2013 № 19 (пункт 18). 

При имеющих место по делу обстоятельствах необходимо признать, что по  событию административного правонарушения, выразившемуся в несоблюдении  лицензиатом таких параметров вещания, указанных в лицензии, как объем  вещания, а также соотношение вещания продукции средства массовой  информации к общему объему вещания в неделю, установленный частью 1  статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной  ответственности на дату принятия судом первой инстанции решения  (25.05.2020) истек. 

Одним из эпизодов объективной стороны вменяемого Обществу  правонарушения является нарушение даты начала вещания (18 августа 2017  года), отраженной в лицензии от 05.10.2016 серии РВ № 28187. Суд  апелляционной инстанции не может согласиться с тем, что датой совершения  обозначенного нарушения является 00:00 24.02.2020. 

Одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, исходя  из содержания подпункта «а» пункта 4 Положения № 1025, является соблюдение  даты начала вещания, иначе говоря, предусмотрена обязанность приступить к  оказанию услуг радиовещания радиоканала в конкретный срок, в частности, не  позднее 18.08.2017. 

В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2  разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в  невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в  качестве длящихся. 

Послужившее основанием для привлечения ООО «Кострома ФМ» к  административной ответственности нарушение лицензионных требований, а  именно несоблюдение срока даты начала вещания, не является длящимся  правонарушением, поскольку соответствующая обязанность подлежала  исполнению Обществом в установленный срок. 

Срок давности привлечения к административной ответственности за 


правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была  выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления  указанного срока (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от  24.03.2005 № 5). В настоящем случае на ООО «Кострома ФМ» была возложена  обязанность начать вещание не позднее 18.08.2017 и именно с наступлением  указанного срока правонарушение считается совершенным. 

Применительно к данному эпизоду на момент привлечения Общества к  административной ответственности (дата вынесения судом решения в виде  резолютивной части – 25.05.2020) срок давности, составляющий с учетом  несоблюдения установленного срока даты начала вещания три месяца (с  19.08.2017 по 18.11.2017), был пропущен. 

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не  усматривается. 

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2  разъяснено, что сроки давности привлечения к административной  ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не подлежат  восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в  удовлетворении требования административного органа о привлечении к  административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ). 

Исходя из вышеизложенного у суда первой инстанции отсутствовали  основания для удовлетворения требования Управления Роскомнадзора по  Костромской области и привлечения ООО «Кострома ФМ» к административной  ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

При установленных выше обстоятельствах доказывание события и состава  вменяемого административного правонарушения не имеет юридического  значения для разрешения настоящего спора. 

Решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Костромской  области от 25.05.2020 (изготовлено в полном объеме 10.06.2020) по настоящему  делу подлежит отмене (пункт 4 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 АПК РФ), с  принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований  Управления. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  судебного акта, не установлено. 

В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по  делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1,  пунктом 3 части 2 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Кострома ФМ» удовлетворить. 

Решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Костромской  области от 25.05.2020 (в полном объеме изготовлено 10.06.2020) по делу № А31- 3937/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. 

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору  в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по 


Костромской области о привлечении общества с ограниченной  ответственностью «Кострома ФМ» (ИНН: 4401172935, ОГРН: 1164401056038) к  административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях отказать. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго- Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный  суд Костромской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи  288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской  Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Е.В. Минаева

Судья

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 29.07.2020 11:39:12

Кому выдана Минаева Елена Вячеславовна