ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-6399/20 от 01.10.2020 Второго арбитражного апелляционного суда

548/2020-83131(2)

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров Дело № А29-5721/2020  02 октября 2020 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.  Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года. 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по  управлению муниципальным имуществом администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» 

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 по делу № А29- 5721/2020 

по иску общества с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» 

(ОГРН <***>; ИНН <***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута»

в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации  муниципального образования городского округа «Воркута» 

(ОГРН <***>, ИНН <***>),

в лице в лице Управления городского хозяйства и благоустройства  администрации муниципального образования городского округа «Воркута»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

в лице администрации муниципального образования городского округа  «Воркута» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 

о взыскании долга,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» (далее – истец,  ООО «УК Комфорт», Управляющая организация) обратилось в Арбитражный  суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению  муниципальным имуществом администрации муниципального образования  городского округа «Воркута» (далее – ответчик, КУМИ администрации МО ГО  «Воркута», Комитет) о взыскании 151 524 рублей 88 копеек задолженности по 


оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении нежилого помещения общей  площадью 443,2 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу:  Республика Коми, г. Воркута, ул. Чернова, д.2, за период с 01.06.2018 по  31.12.2018 и с 01.07.2019 по 31.12.2019. 

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация  муниципального образования городского округа «Воркута» (далее –  Администрация) и Управление городского хозяйства и благоустройства  администрации муниципального образования городского округа «Воркута»  (далее – Управление). 

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 исковые  требования удовлетворены в полном объеме. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во  Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой  просит его отменить. 

В жалобе Комитет указывает, что не является надлежащим ответчиком по  делу, он несет расходы только в отношении жилых помещений до их заселения.  Ответчик считает неправомерной ссылку суда на утвержденную постановлением  Администрации от 18.02.2015 № 253 муниципальную программу МОГО  «Воркута» «Муниципальное управление», поскольку в указанной программе не  предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги  муниципального жилого фонда и нежилых помещений. 

В отзыве ООО «УК Комфорт» опровергло доводы жалобы, считает  решение суда законным и обоснованным. 

Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы не представили.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии  апелляционной жалобы к производству вынесено 03.09.2020 и размещено в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 04.09.2020 в  соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной  статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о  рассмотрении апелляционной жалобы. 

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,  Комитет ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие  представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в  отсутствие лиц, участвующих в деле. 

Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми  проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке,  установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ

Как следует из материалов настоящего дела, основанием для обращения  Общества в арбитражный суд послужило отсутствие за период с 01.06.2018 по  31.12.2018 и с 01.07.2019 по 31.12.2019 со стороны собственника нежилого  помещения – МО ГО «Воркута» оплаты за оказанные жилищно-коммунальные  услуги по договору управления от 01.01.2018 № Гор-2018/К/13 (л.д.19-34).  Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 36, 37, 39,  153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). 

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме,  взыскал с КУМИ администрации МО ГО «Воркута» в пользу Общества 151 524 


рубля 88 копеек задолженности. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и  отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены  или изменения решения суда исходя из нижеследующего. 

В соответствии со статьями 210, 249 и 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 и  158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в  многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по  оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком  доме. 

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и  коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме  включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в  себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,  содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в  многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. 

В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве  собственности городским и сельским поселениям, а также другим  муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 

Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что  Общество в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым  домом, расположенным по адресу: <...>. По указанному адресу находится принадлежащее муниципалитету на праве  собственности нежилое встроенное помещение общей площадью 443,2 кв. м. (за  июнь 2018 года к оплате предъявлена площадь помещения 394,56 кв. м) (л.д.43). 

Истец произвел расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности  пропорционально площади указанного нежилого помещения. Правильность  расчета долга судом проверена, ответчиком не оспаривается, возражений в  жалобе не заявлено. 

В апелляционной жалобе Комитет указывает, что он не является  надлежащим ответчиком по делу. Рассматривая доводы заявителя жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее. 

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено  Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом,  находящимся в собственности муниципального образования городского округа  «Воркута» (далее – Положение № 270). 

Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Положения органы администрации  МО ГО «Воркута» осуществляют функции администрации МО ГО «Воркута» по  реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным  жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим  Положением и положениями об этих органах. 

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 № 516 в Положение   № 270 внесены изменения, касающиеся перераспределения функций  администрации МО ГО «Воркута» в отношении муниципального имущества. 

Так, пункт 3 статьи 6 Положения № 270 дополнен подпунктами 13 и 14, в  соответствии с которыми Комитет оплачивает взносы на капитальный ремонт  общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного  фонда, а также до заселения жилых помещений муниципального жилищного  фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги. 


Решением Совета МО ГО «Воркута» от 26.04.2013 № 255 утверждено  Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в  собственности муниципального образования городского округа «Воркута»  (далее – Положение № 255). 

Согласно подпункту 5 пункта 2.2 указанного Положения собственностью  муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не  изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный  жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной  инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие  обслуживание населения. 

Бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности  муниципального образования несут в отношении не используемых жилых и  нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в  казне муниципального образования – отраслевой орган администрации  муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и  сохранностью муниципального жилищного фонда (подпункт 4 пункта 8.1  Положения № 255). 

В силу подпункта 9 пункта 6.1 Положения № 255 Комитет выступает в  качестве истца и выступает в судах от имени муниципального образования по  делам о защите имущественных и законных интересов муниципального  образования в отношении имущества казны. 

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 утверждено  Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом  администрации МО ГО «Воркута». 

Согласно пунктам 2.1, 2.4 данного Положения основными задачами  Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения  единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения  движимым и недвижимым имуществом МО ГО «Воркута»; обеспечение  эффективного управления и распоряжения в установленном порядке, а также  рационального использования имущества МО ГО «Воркута». 

В свою очередь, Управление городского хозяйства и благоустройства  администрации МО ГО «Воркута» (далее – Управление) осуществляет контроль  за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с  заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6  Положения № 270). При этом до внесения соответствующих изменений в  Положение № 270 на Управление были возложены функции администрации МО  ГО «Воркута» по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав  многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования. 

Кроме того, пунктами 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского  хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута», утвержденного  решением Совета МО ГО «Воркута» от 24.11.2014 № 636 (далее – Положение   № 636), на Управление также возлагались обязанности по содержанию жилых и  нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в  казне муниципального образования. 

Однако Положение № 636 отменено решением Совета МО ГО «Воркута» от  06.03.2018 № 469, которым утверждено новое Положение об Управлении  городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута»,  которое обязанностей по несению соответствующих расходов не содержит. 


Постановлением Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2725  утвержден Перечень муниципальных программ МО ГО «Воркута», реализация  которых планируется с 2014 года. В состав программ входит программа  «Муниципальное управление». 

Постановлением Администрации МО ГО «Воркута» от 18.02.2015 № 253  утверждена муниципальная программа МО ГО «Воркута» «Муниципальное  управление». 

Данная программа включает в себя подпрограмму «Управление  муниципальным имуществом», целью которой является создание условий для  повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО  «Воркута» (срок реализации 2015-2020 гг.). В рамках подпрограммы решаются  такие задачи, как совершенствование системы учета муниципального имущества  МО ГО «Воркута», оптимизация имущественного комплекса МО ГО «Воркута»,  обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным  имуществом МО ГО «Воркута». 

В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования  и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия,  направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за  эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том  числе жилой и нежилой фонд МО ГО «Воркута». При этом вовлечение в оборот  муниципального имущества заключается как в передаче муниципального  имущества третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование, залог,  закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в  исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и  распоряжения имуществом. 

Ответственным за исполнение данной подпрограммы является Комитет.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 21.12.2018 № 563 «О бюджете  муниципального образования городского округа «Воркута» на 2019 год и  плановый период 2020 и 2021 годов» в приложении № 2 утверждена  ведомственная структура расходов бюджета МО ГО «Воркута». 

Согласно данному приложению Управление не имеет какого-либо  финансирования по указанной подпрограмме. В спорной ситуации по  подпрограмме «Управление муниципальным имуществом» финансирование  получает Комитет. 

Таким образом, необходимо признать, что с внесением обозначенных  изменений, а также с учетом указанного выше порядка финансирования  полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги в  отношении муниципальных жилых и нежилых помещений, осуществляет  Комитет, который и является финансово-распорядительным органом в  отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения  указанных затрат. 

В связи с изложенным достаточных правовых и фактических оснований для  освобождения Комитета от несения спорных расходов апелляционный суд не  имеет. Иных мотивированных доводов, свидетельствующих о несогласии с  выводами суда, подателем жалобы не приведено. 

Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми  от 21.07.2020 по делу № А29-5721/2020 является законным, в удовлетворении  апелляционной жалобы Комитета следует отказать. 


Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. 

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной  пошлины, в этой связи госпошлина по жалобе взысканию не подлежит. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй  арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 по делу   № А29-5721/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по  управлению муниципальным имуществом администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго- Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный  суд Республики Коми. 

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской  Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно  обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. 

Председательствующий В.А. Устюжанинов 

Судьи Г.Г. Ившина 

П.И. Кононов