ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-680/2009 от 12.03.2009 Второго арбитражного апелляционного суда


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

16 марта 2009 года

Дело № А28-11882/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.      

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Лысовой Т.В., ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корякиной И.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 15.09.2008 г.,

представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от 11.01.2009 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Приволжском федеральном округе

на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2009 по делу № А28-11882/2008, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,

по заявлению открытого акционерного общества "Кировская трикотажная фабрика"

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Приволжском федеральном округе,

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество "Кировская трикотажная фабрика" (далеезаявитель, общество, ОАО «Кировская трикотажная фабрика») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Приволжском федеральном округе (далее – ответчик, административный орган, РО ФСФР в ПФО) о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2008 №01-18/134-ш о привлечении к административной ответственности по статье 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2009 г. заявленные требования открытого акционерного общества "Кировская трикотажная фабрика" удовлетворены. Оспариваемое постановление РО ФСФР в ПФО признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Приволжском федеральном округе с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Приволжском федеральном округе суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не исследовал наличие нарушений охраняемых общественных правоотношений, последствий таких нарушений и вреда, причиненного акционеру такими нарушениями.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

ОАО «Кировская трикотажная фабрика» с доводами апелляционной жалобы не согласно, в отзыве на жалобу указало, что доводы административного органа о нарушении прав акционера на участие в управлении обществом не подтверждаются материалами дела.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, и установлено арбитражным судом, ФИО4 и ФИО5 обратились в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе с жалобой на нарушение ОАО «Кировская трикотажная фабрика» требований законодательства о ценных бумагах.

30.09.2008 г. РО ФСФО в ПФО в отношении ОАО «Кировская трикотажная фабрика» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.22 КоАП РФ.

Основанием для составления протокола явилось нарушение обществом положений пункта 2.9 Порядка отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 22.05.2003 №03-28/пс., выразившееся в отказе во внесении в реестр владельцев ценных бумаг ОАО «Кировская трикотажная фабрика» записи о переходе права собственности на ценные бумаги.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе принято постановление от 07.10.2008 №01-18/314-ш о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Статьей 15.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – ФЗ «О рынке ценных бумаг») в обязанности держателя реестра владельцев ценных бумаг входит: открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца ценных бумаг; вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения.

Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг, который зарегистрирован в системе ведения реестра в соответствии с правилами ведения реестра, установленными законодательством Российской Федерации, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - в соответствии с порядком, установленным статьей 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Отказ от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе в отношении добросовестного приобретателя, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – ФЗ «Об акционерных обществах») установлено, что отказ от внесения записи в реестр акционеров общества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. В случае отказа от внесения записи в реестр акционеров общества держатель указанного реестра не позднее пяти дней с момента предъявления требования о внесении записи в реестр акционеров общества направляет лицу, требующему внесения записи, мотивированное уведомление об отказе от внесения записи.

Согласно пункту 7.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение), регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов, предусмотренных данным Положением.

В силу пункта 7.3 Положения, отказ от внесения записи в реестр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Положением. В случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее пяти дней с даты предоставления распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.

С учетом изложенного, отказ от внесения записи в реестр владельцев ценных бумаг будет являться законным только в случае, если он мотивирован и содержит причины отказа со ссылками на нормативные правовые акты с указанием на действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.

Из материалов дела следует, что 04.08.2008 обществу - держателю реестра владельцев ценных бумаг, поступили документы для внесения записи о переходе прав собственности на акции от ФИО5 к ФИО4 и документы, необходимые для открытия ФИО4 лицевого счета в реестре акционеров общества.

Заявителем не оспаривается факт того, что ФИО4 и ФИО5 представили все документы, необходимые для осуществления указанных выше операций.

11.08.2008 г. в адрес ФИО5 обществом было направлено уведомление об отказе во внесении записи в реестр общества. В качестве основания для отказа в уведомлении указано на то, что в передаточном распоряжении были указаны неверные государственные номера выпусков акций общества.

Постановлением ФКЦБ от 01.04.2003 № 03-18/пс утвержден Порядок объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг (далее -Порядок №03-18/пс).

Объединение дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется путем аннулирования государственных регистрационных номеров, присвоенных дополнительным выпускам эмиссионных ценных бумаг, и присвоения им государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг, к которому они являются дополнительными (абзац 1 пункта 2.1 Порядка №03-18/пс).

В случае если государственный регистрационный номер, присвоенный выпуску эмиссионных ценных бумаг, не соответствует порядку присвоения государственных регистрационных номеров выпускам эмиссионных ценных бумаг, установленному Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, дополнительным выпускам эмиссионных ценных бумаг и выпуску эмиссионных ценных бумаг, к которому они являются дополнительными, присваивается единый государственный регистрационный номер в соответствии с Порядком №03-18/пс.

Постановлением ФКЦБ от 22.05.2003 № 03-28/пс утвержден «Порядок отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг» (далее - Порядок №03-28/пс).

В соответствии с пунктом 2 Порядка №03-28/пс основанием для проведения регистратором операции объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг является уведомление регистрирующего органа об аннулировании государственных регистрационных номеров дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и присвоении им государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг, к которому они являются дополнительными.

Согласно пункту 2.9 Порядка №03-28/пс, регистратор не вправе в течение 6 месяцев после проведения операции объединения выпусков отказывать зарегистрированному лицу (его уполномоченному представителю) и иным лицам, имеющим право требовать проведения операций в реестре, в проведении операции в реестре на основании несоответствия указанного в распоряжении зарегистрированного лица государственного регистрационного номера дополнительного выпуска ценных эмиссионных бумаг индивидуальному государственному регистрационному номеру выпуска ценных бумаг.

Объединение дополнительных выпусков акций общества, в результате которого были аннулированы регистрационные номера 40-1-п-139 от 05.03.1996 и 40-1-601 от 05.12.1996, а объединенным выпускам был присвоен государственный регистрационный 1-01-12375-Е от 27.05.2008, было осуществлено на основании Приказа РО ФСФР России в ПриФО от 27.05.2008 № 512-р.

Документы для открытия лицевого счета ФИО6, внесения изменений в информацию лицевого счета ФИО5, списания с его лицевого счета для зачисления на лицевой счет ФИО4. акций были переданы обществу 04.08.2008, и на момент получения обществом документов, установленный пунктом 2.9 Порядка №03-28/пс шестимесячный срок не истек. Общество, исполняя обязанности регистратора, располагало всей необходимой информацией об объединении дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг.

При таких обстоятельствах, нельзя признать правильным отказ общества во внесении в реестр владельцев ценных бумаг ОАО «Кировская трикотажная фабрика» записи о переходе права собственности на ценные бумаги по мотиву указания неверных государственных номеров выпусков акций общества.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества формальных признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.22 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункту 18 указанного Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, а также приняв во внимание тот факт, что материалы дела не содержат доказательств причинения какого-либо ущерба таким поведением общества, Второй арбитражный апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой существенного нарушения прав и интересов граждан и государства, в связи с чем, правомерно признано Арбитражным судом Кировской области малозначительным.

При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

В соответствии со статьей 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2009 по делу № А28-11882/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Приволжском федеральном округе  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий              

А.В. Караваева

Судьи                                              

ФИО7

ФИО1