610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А31-4610/2019 |
27 сентября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Горева Л.Н., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей истца – ФИО2 по доверенности от 16.01.2018, ФИО3 по доверенности от 31.05.2019,
представителя ответчика – ФИО4 по доверенности от 03.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента экономического развития Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 по делу № А31-4610/2019, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.,
по иску департамента экономического развития Костромской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 1 000 000 рублей 00 копеек субсидии, предоставленной по соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям в 2017 году от 22.08.2017,
установил:
Департамент экономического развития Костромской области (далее – истец, Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 1 000 000,00 руб. субсидии, предоставленной по соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям в 2017 году от 22.08.2017.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 в удовлетворении требований отказано.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Полагает, что ответчик для участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии указал недостоверные данные о среднесписочной численности работников за 2016 год, что в соответствии с пунктом 27 Порядка предоставления субсидий является основанием для возврата полученной субсидии.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.08.2017 между Департаментом и Обществом (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям в 2017 году (в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2018).
Согласно пункту 2.1. соглашения субсидия предоставляется получателю в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными в установленном порядке на 2017 год Администрации области как получателю средств областного бюджета на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в размере 1000 000 рублей по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации 800 0412 0320061200 811.
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Костромской области от 20 декабря 2016 года № 176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на 2017 год Администрации области на Цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения (пункт 2.2. соглашения).
В силу пункта 3.2. соглашения перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет получателя, не позднее; 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия Администрацией области решения о предоставлении субсидии.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, субсидия в сумме 1 000 000,00 руб. предоставлена получателю 2018 году.
Согласно пункту 5.2. соглашения в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, установленных соглашением и Порядком предоставления субсидии, на основании письменного требования Администрации области, указанного в пункте 4.1.5 настоящего соглашения, иди представления департамента финансового контроля Костромской области Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федераций в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (представления) на счет Администрации области.
При невозвращений субсидии в областной бюджет получателем в срок, указанный в пункте 5.2 соглашения, взыскание субсидий осуществляется в судебном порядке (пункт 5.3. соглашения).
Пунктом 23 Порядка и пунктом 4.3.1.1.1 соглашения установлено, что ответчик в течение двух лет, следующих за годом принятия решения о предоставлении субсидии, в срок до 15 февраля обязуется предоставить в департамент отчет о финансово-экономических показателях по форме, согласно приложению 5 к Порядку.
В предоставленном ответчиком отчете от 06.02.2018 среднесписочная численность работников за 2016год (предшествующий году принятия решения о предоставления субсидии) была указана в количестве 68 человек. В отчете, предоставленным налоговым органом, данный показатель за 2017 год равен значению 57.
В соответствии с пунктом 4.1.4. соглашения департамент обязан осуществлять контроль за соблюдением ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком и соглашением, в том числе в части достоверности представляемых ответчиком сведений, путем проведения проверок.
19.02.2019 департамент направил в адрес ответчика запрос о представлении документов, подтверждающих значение среднесписочной численности работников за 2016, 2017 и 2018 годы, а также указать о причинах несоответствия данных в отчетной документации.
20.02.2019 в ответ на письмо указал, что в отчете о достижении показателя результативности за 2016 год и заявлении на участие в конкурсном отборе указана списочная (68 человек), а не среднесписочная численность работников за 2016 год (57 человек), а также прикладывает копии сведений в ИФНС России по городу Костроме о среднесписочной численности работников за 2016, 2017 и 2018 годы.
В соответствии с пунктом 4.3.6 соглашения получатель обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в соответствии с соглашением.
28.02.2019 департамент направил в адрес общества требование о возврате субсидии в установленный срок (в течение 10 рабочих дней со дня получения требования).
02.04.2019 в ответе на письмо ответчик отказал в добровольном возврате субсидии.
Неисполнение ответчиком требования о возврате субсидии в областной бюджет послужило основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением администрации Костромской области от 13.06.2017 №229-а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Костромской области, на возмещение части затрат по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям в 2017 году (далее также – Порядок).
Пунктом 5 Порядка установлено, что субсидии предоставляются заявителям, которые соответствуют следующим требованиям:
1) юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должно иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
2) к юридическому лицу не применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) юридическое лицо не должно являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
4) юридическое лицо не должно получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка;
5) юридическое лицо не получало субсидию в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30 мая 2014 года № 237-а «Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям в 2014 году»;
6) у юридического лица должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом;
7) у юридического лица должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также просроченная задолженность по заработной плате;
8) вид экономической деятельности юридического лица должен соответствовать приоритетным направлениям инвестиционной деятельности в Костромской области, утвержденным распоряжением администрации Костромской области от 3 декабря 2009 года № 382-ра «Об утверждении приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Костромской области»;
9) суммарный объем капитальных вложений, предполагаемый инвестиционным проектом, осуществляемым юридическим лицом, должен составлять:
для инвестиционных проектов в социальной сфере - не менее 10 млн. рублей;
для инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в промышленных округах, - не менее 15 млн. рублей;
для иных инвестиционных проектов - не менее 30 млн. рублей.
Согласно пункту 6 Порядка субсидия предоставляется юридическому лицу, в размере 50 процентов от суммы произведенных и документально подтвержденных затрат по заключенным договорам на технологическое присоединение к инженерным сетям и сооружениям с соответствующими снабжающими организациями, но не более 1 миллиона рублей на одного получателя.
В целях предоставления субсидий проводится конкурсный отбор (пункт 7 Порядка).
Юридические лица, заинтересованные в получении субсидии, направляют в заявление на участие в конкурсном отборе по форме согласно приложению № 1 Порядку (далее - заявка), а также прилагают к заявке указанные в Порядке документы.
Согласно пункту 18 Порядка победителями конкурсного отбора признаются юридические лица, получившие наибольшее количество баллов по критериям отбора, указанным в приложении № 3 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 20 Порядка в заключаемом соглашении о предоставлении субсидии указываются условия, в том числе регулирующие порядок возврата получателем субсидий в бюджет.
Согласно пункту 27 Порядка в случае нарушения юридическим лицом условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и заключенным соглашением, непредставления в срок документов, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, а также обнаружения излишне выплаченных сумм субсидии, выявления недостоверных сведений в документах в составе заявки, представленных для получения субсидии, на основании письменного требования Администрации области или представления департамента финансового контроля Костромской области субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения соответствующего требования (представления).
Пунктом 5.2 соглашения установлено, что в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии субсидия подлежит возврату в бюджет.
Таким образом, исходя из положений статью 78 БК РФ и условий соглашения о предоставлении субсидии обязанность по возврату субсидии как мера ответственности возложена на ее получателя в случаях нарушения последним условий ее предоставления.
Судом установлено, что 14.07.2017 ответчик представил заявку и необходимые документы. В сведениях о среднесписочной численности работников (пункт 3 раздела 2 заявления) указано, что среднесписочная численность работников за год, предшествующий подаче заявки, составляет 68 человек.
В последующем, при предоставлении отчета от 14.02.2019 ответчик указал среднесписочную численность работников – 57 человек.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований считать ответчика нарушившим условия предоставления субсидии, указанные в главе 2 Порядка, разделе 3 соглашения.
Как следует из обстоятельств дела, наличие какой-либо установленной среднесписочной численности работников не является необходимым условием предоставления субсидии, в связи с чем, допущенные ответчиком нарушения в части указания в заявке значения, равного списочной численности не является основанием для возврата спорной суммы в областной бюджет.
Сведения о среднесписочной численности работников за год не установлены Порядком в качестве критериев отбора для предоставления субсидии, доказательств, что указание в заявке иного значения спорного показателя повлияло бы на результат конкурсного отбора истцом в материалы дела не представлено.
Вместе с тем судом первой инстанции правомерно отмечено о приросте показателя среднесписочной численности работников на предприятии, за 2017 год среднесписочная численность работников составила 71 человек, а за 2018 год - 84 человека, что применительно к пункту 24 Порядка свидетельствует о результативности предоставления субсидии в соответствии с установленными Порядком критериями.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у истца оснований привлечения ответчика к ответственности в виде возврата суммы полученной субсидии.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для изменения или отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 по делу № А31-4610/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамент экономического развития Костромской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | А.Б. Савельев |
Судьи | ФИО5 ФИО1 |