ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-7776/20 от 17.12.2020 Второго арбитражного апелляционного суда

602/2020-99204(2)

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров Дело № А31-9986/2020  24 декабря 2020 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Волковой С.С.,
судей Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г., 

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц- связи в Арбитражном суде Костромской области представителя заявителя  ФИО1, действующей на основании доверенности от 12.08.2020, 

во Втором арбитражном апелляционном суде представителя ответчика  ФИО2, действующей на основании доверенности от 25.12.2019, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Легион» 

на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.09.2020 по делу   № А31-9986/2020, 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Легион»  (ОГРН <***>; ИНН <***>) 

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию  алкогольного рынка по Центральному федеральному округу 

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Легион» (далее – заявитель,  Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о  признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления  Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному  федеральному округу (далее – ответчик, Управление) от 06.07.2020   № 0101/140520/01582-8ю о привлечении к административной ответственности  по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.09.2020 в  удовлетворении требований отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во  Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить  решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. 


В апелляционной жалобе Общество указывает, что у него не было  возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ  предусмотрена ответственность. Менеджер Трухина Н.А., находившаяся на  удаленной работе, не смогла отследить сроки годности, в связи с чем и было  допущено нарушение. Кроме того, Общество приводит доводы о возможности  применения к рассматриваемому правонарушению статьи 4.1.1 КоАП РФ

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу опроверг  доводы заявителя, указал на законность и обоснованность решения суда первой  инстанции. 

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные по  делу позиции. 

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской  области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке,  установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  на основании задания на проведение мероприятия по контролю без  взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями от 06.05.2020 Управлением проведен анализ информации,  содержащейся в ЕГАИС. 

В результате анализа отчета об объемах остатков немаркированной  алкогольной продукции с истекшим сроком годности в период с 01.04.2020 по  30.04.2020 установлено, что Общество по адресу места осуществления  деятельности: Россия, <...>  поставило не маркируемую алкогольную продукцию с истекшим сроком  годности в общем количестве 1,88 дал. (40 шт.) по следующим товарно- транспортным накладным: 

У директора Общества взяты объяснения (л. д. 59-60). 

Управлением от заявителя получены: декларация о соответствии  продукции, справки к товарно-транспортным накладным, претензия о возврате  товара от 07.05.2020 № 10, акт возврата товара от 07.05.2020 (л. <...>,  74, 75). 

Заявителю направлено извещение от 22.05.2020 № 0101/140520/01582-5ю  о составлении 26.06.2020 в 10 ч. 00 мин. протокола об административном  правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (л. д. 99). 

Заявитель представил ходатайство о составлении протокола об  административном правонарушении в отсутствие представителя Общества (л. д.  110). 


Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, по факту нарушения требований Технического  регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,  утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880  (далее – Технический регламент). 

Определением от 26.06.2020, полученным Обществом, назначено  рассмотрение дела об административном правонарушении (л. д. 120-123). 

Полагая, что вынесенное административным органом постановление  является незаконным и подлежит отмене, заявитель обратился в арбитражный  суд с соответствующим заявлением. 

При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из  наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов  состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со  стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при  производстве по делу об административном правонарушении. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и  отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены  или изменения решения суда исходя из нижеследующего. 

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает  наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего  оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для  привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный  порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для дела. 

Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом,  выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований  технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в  силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к  продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции  процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,  монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации  либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям,  за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8,  частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4  настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью  граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или  муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью  животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или 


здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и  растений. 

Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их  безопасности ля здоровья человека регулируются положениями Федерального  закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»  (далее – Закон № 29-ФЗ). 

Пунктом 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ предусмотрено, что не могут  находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не  соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных  сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении  которых установление сроков годности является обязательным) или сроки  годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия  признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации,  утилизируются или уничтожаются. 

Обязательные требования безопасности (включая санитарно- эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам  технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а  также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства  (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и  утилизации, установлены Техническим регламентом. 

В соответствии со статьей 4 Технического регламента пищевая  продукция - продукты животного, растительного, микробиологического,  минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в  натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены  для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая  продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода,  алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива),  безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД),  жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи,  пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое)  сырье; срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого  пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней  требованиям безопасности, установленным настоящим техническим  регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на  отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские  свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая  продукция не пригодна для использования по назначению. 

Согласно пунктам 1, 4 статьи 5 Технического регламента пищевая  продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему  техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного  союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, не  соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или)  иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее  распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками  годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной  деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по  предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора)  государства - члена Таможенного союза. 


В силу пункта 1 статьи 7 Технического регламента пищевая продукция,  находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в  течение установленного срока годности, при использовании по назначению  должна быть безопасной. 

Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются  изготовителем (пункт 6 статьи 7 Технического регламента). 

Статьей 17 Технического регламента установлено, что при хранении  пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности,  установленные изготовителем (пункт 7). При реализации пищевой продукции  должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции,  установленные ее изготовителем (пункт 12). 

Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных  изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее  производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и  реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала  требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или)  техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой  продукции (пункт 1 статьи 10 Технического регламента). 

Материалами дела подтверждено и заявителем не оспорено, что  Общество, поставив не маркируемую алкогольную продукцию с истекшим  сроком годности в общем количестве 1,88 дал. (40 шт.) по ТТН № Л-00005356 от  23.04.2020, № Л-00005355 от 23.04.2020, допустило отступление от требований  Технического регламента. 

Из существа нарушений следует, что они создают угрозу причинения  вреда жизни или здоровью граждан, возможность возникновения пищевых  отравлений, что свидетельствует о доказанности события административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи  14.43 КоАП РФ

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но  данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут  служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо  непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего  субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась  от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. 

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств,  подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по  надлежащему исполнению требований действующего законодательства и  недопущению совершения административного правонарушения. 

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих  возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых  послужило основанием для привлечения к административной ответственности,  не установлено. 

Заявитель в апелляционной жалобе указал, что продукция с истекшими  сроками годности (пиво светлое (пастеризованное) «Кедрwood Светлое») была 


поставлена менеджером Трухиной Н.А., которая находилась на удаленной  работе и не смогла отследить сроки годности. 

Однако совершение действий (бездействия) работником, приведших к  совершению правонарушения, также не освобождает юридическое лицо от  административной ответственности. 

Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства  вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работниками  не является обстоятельством, освобождающим Общество от административной  ответственности, а свидетельствует лишь об отсутствии надлежащего контроля  со стороны заявителя за действиями своих работников. 

Кроме того, меры по предотвращению распространения короновирусной  инфекции не должны влиять на выполнение организацией, осуществляющей  реализацию пищевой продукции, обязанности соблюдать требования  законодательства, в том числе в части контроля за сроками годности  реализуемой пищевой продукции. 

Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему  административного правонарушения также имеет место. 

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о  наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ

Процедура привлечения к административной ответственности,  регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений  процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5  КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о  назначении административного наказания не пропущен. 

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и  среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а  также их работникам за впервые совершенное административное  правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля  (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение  административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено  соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта  Российской Федерации об административных правонарушениях,  административное наказание в виде административного штрафа подлежит  замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных  частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев,  предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за  впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии  причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и  здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде,  объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов  Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии  имущественного ущерба. 

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи  4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для применения в данном случае 


положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что  имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части  такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда  жизни и здоровью людей. 

Доказанность события вменяемого заявителю административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и  выразившегося в реализации алкогольной продукции с истекшим сроком  годности, исключает возможность замены административного наказания в виде  административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1  КоАП РФ, поскольку квалифицирующим признаком названной нормы является  угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, которая применительно  к материалам настоящего дела установлена. 

Таким образом, довод заявителя о возможности замены  административного штрафа предупреждением по статье 4.1.1 КоАП РФ в связи с  отнесением его к субъектам малого предпринимательства и совершением  административного правонарушения впервые не принимается. 

Размер определенного административного наказания установлен  Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру  совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести. 

С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции  находит решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным  на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов  дела и не усматривает правовых оснований для его отмены. 

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной  жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом  решении. Нормы материального и процессуального права применены  арбитражным судом первой инстанции правильно. 

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской  области от 23.09.2020 по делу № А31-9986/2020 следует оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. 

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление  об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй  арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 23.09.2020 по делу   № А31-9986/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Легион» – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго- Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный  суд Костромской области. 


Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской  Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно  обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. 

Председательствующий С.С. Волкова 

Судьи Е.В. Минаева 

Г.Г. Ившина