ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Дело № г. Красноярск | А33-16531/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
секретаря судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности № 01/12 от 01.02.2012,
от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности № 91 от 26.12.2012;
от третьего лица: межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское»: ФИО3 – представителя по доверенности № 112/113 от 28.12.2011,
от третьего лица: открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» в лице Красноярского филиала: ФИО4 – представителя по доверености № 03/169-ВЮ от 01.01.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 7 марта 2012 года по делу № А33-16531/2011, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» (ОГРН <***>) (далее - ООО «Кедр») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска (ОГРН <***>) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании ответчика устранить препятствия в эксплуатации в соответствии с существующими требованиями принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» на праве собственности автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: <...> «Ж», а именно - демонтировать установленные бордюры у подъезда № 1 (протяженность бордюра - 13,6 м.) и подъезда № 2 (протяженность бордюра - 39,1 м.), расположенные с левой стороны реконструированной дороги Северного шоссе (по направлению движения от п. Емельяново на г. Красноярск), препятствующие проезду к АЗС и выезду из неё, восстановить дорожное покрытие указанных подъездов, нарушенное в результате реконструкции автодороги и установки бордюров.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2012 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению ответчика, его действия по созданию препятствий для реализации собственником правомочий пользования или распоряжения имуществом могут являться противоправными постольку, поскольку они противоречат действующему законодательству. При этом работы по реконструкции дороги основаны на законе, договоре, административных актах, в силу чего незаконными не являются.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12 мая 2012 года объявлен перерыв до 14 мая 2012 года до 11 час. 00 мин., о чем лица, участвующие в деле, извещены путем размещения публичного объявления на сайте http://www.3aas.arbitr.ru, а также под подпись.
После перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе и с теми же лицами, участвующими в деле.
Представитель истца пояснила, что АЗС является коммерческим объектом, строительство которого осуществлялось с учетом именно такого расположения въездов и выездов. Спорные препятствия в виде бордюров создают невозможность эксплуатации АЗС без нарушений, а именно топливо из автоцистерны сливается в резервуары через гибкий шланг, что является нарушением пункта 4.5. Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 № 226.
На вопрос суда, каким положениям действующего законодательства, правилам дорожного движения, противоречит отсутствие спорных бордюров, представитель ответчика ответить затруднился.
Представитель межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское» отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованными. Пояснил, что отсутствие бордюров не будет нарушать правила дорожного движения.
Представитель открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» в лице Красноярского филиала поддержал довод ответчика о том, что территория заправки будет использоваться в качестве сквозного проезда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании акта государственной приемочной комиссии от 20.01.2004, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.06.2004 № 1489-арх, за обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Кедр» 04 мая 2005 года зарегистрировано право собственности на сооружение - автозаправочная станция застроенной площадью 393,90 кв.м. по адресу: Россия, <...> «Ж» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04 мая 2005 года серии 24 ДХ № 000508).
Согласно договору аренды земельного участка от 15.04.2004 № 580 обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» предоставлен в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, кадастровый номер 24:50:0300294:4, площадью 13 742,41 кв.м, по адресу: <...> (район пиковой котельной) в Центральном районе для строительства комплекса сервисных услуг: автозаправочная станция, кафе, автомойка, автостоянка. Срок договора аренды продлен до 14.09.2012. Договор аренды земельного участка от 15.04.2004 № 580 с дополнениями зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На ситуационном плане в масштабе 1:10000 изображено место расположения проектируемой АЗС между двумя автомобильными дорогами, к каждой из которых обозначено два примыкания (въезд и выезд).
В соответствии с экспликацией зданий и сооружений (лист 1 проектной документации на Комплекс сервисных услуг по Северному шоссе в г. Красноярске шифр 01-01-ГП1, проектировщик ООО «Красноярскинженерпроект») в лист внесены изменения в соответствии с требованиями ГОСТ 21.1101-2009, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.07.01-89 *, НПБ 111-98. Изменениями предусмотрены: отдельный проезд для автоцистерн, отдельный подъезд к топливораздаточным колонкам. Изменения внесены по требованию заказчика, исходя из условий наиболее удобного обслуживания автомобилей граждан и обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно техническому паспорту сооружения (АЗС) от 17.11.2003 нежилое сооружение - автозаправочная станция по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, № 17 «Ж», лит Б, Г имеет четыре подъезда (по два примыкания (въезд и выезд) к каждой полосе дороги, между которыми располагается АЗС).
За муниципальным образованием город Красноярск 18 декабря 20090 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, временных объектов, общей площадью 281 610 кв.м., по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, автодорога по Северному шоссе от жилого района «Солонцы-2» до Северное шоссе -9, кадастровый номер 24:50:0000000:1039, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 24 ЕИ 475500.
На основании муниципального контракта № 68 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города Красноярска от 15.02.2008, заказчиком по которому выступает департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, а исполнителем - открытое акционерное общество «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Иркутскгипродорнии» в лице руководителя Красноярского филиала, исполнитель выполнил проектно-изыскательские работы, а именно - подготовил рабочий проект «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города Красноярска», шифр 461-08. На листе 4 раздела 461-08-АД проекта изображен участок автомагистрали Северное шоссе в части примыкания к АЗС «Кедр», на котором примыкание к правой полосе движения автомагистрали крестообразно перечеркнуто в трех местах. Лист согласован заместителем начальника ОГИБДД УВД по г. Красноярску.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании суда первой инстанции 08.02.1012 объяснила, что на указанном листе рабочего проекта примыкание АЗС «Кедр» к правой полосе движения было перечеркнуто на стадии согласования проекта с заместителем начальника ОГИБДД УВД по г. Красноярску.
В материалы дела представлено положительное заключение государственной экспертизы № 24-1-5-0215-10 на объект капитального строительства «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города», выполненное краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза». Улица Северное шоссе классифицируется как магистральная улица общегородского значения непрерывного движения.
В письме от 03.02.2010 № 38Г-59 ОГИБДД УВД по г. Красноярску сообщило заместителю департамента городского хозяйства, что согласовывает схему организации движения проекта «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-й транспортной развязки до границы города» при выполнении, в том числе, условий: принять временный вариант с двусторонним движением; схему с односторонним движением установить только после изменения организации движения (одностороннее движение) на новом Северном шоссе.
Администрация города Красноярска 02.06.2011 выдала разрешение на строительство № RU-243080000-01/2337-дг на капитальный ремонт объекта капитального строительства Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города сроком действия до 06.11.2012.
На основании муниципального контракта № 288 на выполнение работ по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города Красноярска от 03.06.2011, заказчиком по которому выступает департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, а подрядчиком - закрытое акционерное общество «Сибагропромстрой», подрядчик выполнил работу по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города Красноярска.
В письме от 15.08.2011 № 144 истец просил ответчика разрешить вопрос в ситуации, когда вследствие работ по капитальному ремонту автодороги нарушено движение на территории АЗС, а именно - блокирован подъезд для бензовозов после реконструкции автодороги Северного шоссе в районе автозаправочной станции по Северному шоссе,17 ж.
Согласно ответу департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 19.08.2011 № 10/3832-гх на письмо ООО «Кедр» от 15.08.2011 капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города выполняется в соответствии с разработанным и прошедшим государственную экспертизу проектом, внесение изменений в проект не представляется возможным.
В соответствии с письмом отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское» от 16.09.2011 № 112Г - 2800 проект «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-й транспортной развязки до границы города» разработан с учетом изменения организации движения (ввод одностороннего движения). Госавтоинспекцией при рассмотрении схемы организации движения данного проекта в целях обеспечения безопасности дорожного движения на основании статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» рекомендовано исключить въезд на территорию АЗС со стороны старого Северного шоссе.
На топографическом плане объекта АЗС по адресу: <...>, в масштабе 1:500 с отметкой отдела ведения ИСГД управления архитектуры администрации города Красноярска от 29.11.2011 отражено, что примыкания АЗС к правой полосе Северного шоссе закрыты.
В акте совместного осмотра истцом и ответчиком Северного шоссе в части примыкания к нему АЗС «Кедр» от 08.02.2012 представители истца и ответчика зафиксировали, что ветка Северного шоссе (Старая), отремонтированная Департаментом в 2011 году по всей длине примыкания к ней АЗС «Кедр» в соответствии с проектом отделена от территории АЗС бордюрным камнем.
Считая свои права нарушенными, ООО «Кедр» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно сослался на положения статей 15, 34, 35 Конституции Российской Федерации, нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, учитывая следующее.
В соответствии со статьями 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
ООО «Кедр» заявило иск об устранении нарушений права собственности на автозаправочную станцию, расположенную по адресу: <...> «Ж», путем ограничения доступа на АЗС (въезда и выезда) со стороны ее примыкания к правой полосе движения Северного шоссе путем установления бордюра.
Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: наличие права собственности, иного вещного либо обязательственного права у истца на имущество, в пользовании или распоряжении которым ему чинятся препятствия; наличие препятствий в осуществлении прав, не соединенных с лишением владения; осуществление ответчиком действий, создающих препятствия в пользовании собственником своим имуществом: длящийся характер нарушения правомочий собственника.
Право собственности ООО «Кедр» на сооружение - автозаправочная станция застроенной площадью 393,90 кв.м. по адресу: Россия, <...> «Ж» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2005 на основании акта государственной приемочной комиссии от 20.01.2004, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.06.2004 № 1489-арх. Истец не лишен правомочия владения указанным объектом.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспариваются факт осуществления правомочий собственника от имени муниципального образования город Красноярск по проведению капитального ремонта и последующей эксплуатации Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска.
Представленными в материалы дела письменными доказательствами, объяснениями лиц, участвующих в деле, подтверждается факт затруднения в осуществлении ООО «Кедр» в полной мере пользоваться автозаправочной станцией в связи с блокированием подъезда с правой полосы Северного шоссе к резервуарам хранения нефтепродуктов №№ 1-5 для автоцистерн посредством установления бордюрного камня.
Резервуары для хранения нефтепродуктов №№ 1-5 размещены с правой стороны АЗС в соответствии с экспликацией зданий и сооружений (лист 1 проектной документации на Комплекс сервисных услуг по Северному шоссе в г. Красноярске шифр 01-01-ГП1, проектировщик ООО «Красноярскинженерпроект») с учетом изменений в соответствии с требованиями ГОСТ 21.1101-2009, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.07.01-89 *, НПБ 111-98, предусматривающими отдельный проезд для автоцистерн, отдельный подъезд к топливораздаточным колонкам.
Ответчик ссылается на правомерность своих действий, как основанных на Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», административном акте - положительном заключении государственной экспертизы № 24-1-5-0215-10 на объект капитального строительства «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города», выполненным краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза», и договоре от 15.02.2008 № 68 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города Красноярска, заключенным с Красноярским филиалом открытого акционерного общества «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Иркутскгипродорнии».
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а именно - соответствовать требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, что устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В качестве нормативного основания размещения бордюра в районе примыкания действующей АЗС «Кедр» к ремонтируемому Северному шоссе ответчик и третье лицо - Красноярский филиал открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» - ссылаются на пункт 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, согласно которому АЗС относится к территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств, а месторасположение АЗС «Кедр» между левой и правой полосами движения Северного шоссе создает угрозу использования АЗС для сквозного движения и, соответственно, нарушения указанного требования.
Средством устранения опасности сквозного движения по территории АЗС третье лицо (проектировщик) избрал установку бордюрного камня со ссылкой на пункт 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52606-2006 «Классификация дорожных ограждений», методические рекомендации по применению дорожных ограждений и средств зрительного ориентирования в редакции 2008-10-01 (пункт 3.1), поскольку Северное шоссе является автомагистралью.
Однако указанными выше нормативно-техническими документами не предусмотрена обязанность устанавливать в местах примыкания к автомагистрали объектов дорожного сервиса исключительно дорожные ограждения.
В соответствии с пунктами 1.2 и 16.1. Правил дорожного движения движение по прилегающей территории и движение на автомагистралях осуществляется в соответствии с указанными Правилами. Так, на автомагистралях запрещается: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч; движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы; остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11; разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; движение задним ходом; учебная езда.
Таким образом, Правилами дорожного движения не предусмотрен запрет поворота автотранспорта с автомагистрали с организацией одностороннего движения (без разделительной полосы) к примыкающим к ней объектам дорожного сервиса, в частности, АЗС.
Возможность сквозного проезда по территории АЗС «Кедр» между правой и левой полосами движения автомагистрали устранима не только посредством отделения АЗС от автомагистрали бордюрным ограждением, но и посредством установки барьеров для сковозного проезда через территорию АЗС ее собственником, а также посредством установки в местах возможного сквозного проезда запрещающего дорожного знака 3.2 «Движение запрещено».
Представитель истца при рассмотрении дела по правилам первой инстанции пояснил, что общество с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» готово установить на территории АЗС по адресу <...> «Ж» в местах возможного сквозного проезда через территорию АЗС между левой и правой полосами Северного шоссе либо ограждения, либо запрещающие дорожные знаки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика и Красноярского филиала открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» о правомерности создания ООО «Кедр» препятствий в пользовании принадлежащей ему на праве собственности автозаправочной станцией, расположенной по адресу: <...> «Ж», в виде установления бордюрного ограждения со стороны правой полосы Северного шоссе, которое блокирует въезд бензовозов для слива нефтепродуктов в резервуары АЗС.
Длящийся характер нарушения права истца пользоваться в соответствии с установленными нормами автозаправочной станцией по адресу <...> «Ж» подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что действия ответчика не противоречат действующим правовым нормам, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, противоправность действий заключается в самом создании препятствий для реализации собственником правомочий пользования и/или распоряжения имуществом.
С учетом изложенного исковое требование общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» об устранении нарушений в осуществлении права собственности на автозаправочную станцию, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 7 марта 2012 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-16531/2011.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который от уплаты государственной пошлины освобожден в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2012 года по делу № А33-16531/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.В. Петровская | |
Судьи: | Т.С. Гурова И.А. Хасанова |