ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1716/2015 от 13.05.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

мая 2015 года

Дело №

А33-26087/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «13»  мая  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «22» мая  2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -  Петровской О.В.,

судей: Ишутиной О.В., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Скраппер»: Афанасьева О.П.,   представителя по доверенности от 20.07.2013,  

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Богданчиковой Е.А.,  представителя по доверенности от 05.12.2014 №70-55/147,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю

на решение   Арбитражного суда Красноярского края

от  27 февраля 2015  года по делу №  А33-26087/2014 , принятое судьёй Куликовой Д.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Скраппер"  (далее - ООО "Скраппер") (ИНН 2466059148, ОГРН 1022402653316, 660028, г. Красноярск, ул. Баумана, 18) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Росреестра по Красноярскому краю  (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 114) с требованиями признать незаконными:

- отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности ООО «Скраппер» на незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №3, общей площадью 1058 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:395, изложенного в сообщении от 15.12.2014 №01/255/2014-177,

- отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности ООО «Скраппер» на незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №4, общей площадью 939 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:391, изложенного в сообщении от 15.12.2014 №01/255/2014-180,

- отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности ООО «Скраппер» на незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №6, общей площадью 991,12 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:392, изложенного в сообщении от 15.12.2014 №01/255/2014-181,

-обязать управление Росреестра по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности ООО «Скраппер» на незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №3, общей площадью 1058 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:395, здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №4, общей площадью 939 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:391, здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №6, общей площадью 1991,2 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:392 в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решением от 27.02.2015  заявление ООО "Скраппер" г. Красноярск удовлетворено.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, просил отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал следующее:

- поскольку только разрешение на строительство подтверждает факт возникновения и наличия у заявителя прав на данный объект, представление ООО "Скраппер" документа, действие которого прекращено, свидетельствует об отсутствии у заявителя на момент обращения в регистрирующий орган законных оснований для возникновения права на созданное имущество, следовательно, об отсутствии оснований для осуществления государственной регистрации такого права. Доказательств того, что распоряжение администрации г. Красноярска от 19.11.2013 N 2847-арх признано незаконным и отменено, заявителем суду не представлено;

- суд сослался на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении N 365/10 от 15.06.2010 по делу N А33-14295/2008, согласно которой факт отмены разрешения на ввод в эксплуатацию в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права и признания постройки самовольной. Однако указанная правовая позиция не применима в данной ситуации, поскольку право на объект недвижимого имущества - объект незавершенного строительства возникает с момента внесения записи в ЕГРП.

От истца в материалы дела отзыв не поступал.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13.05.2015.

Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.  Представитель истца  доводы апелляционной жалобы отклонил.

При повторном рассмотрении дела, арбитражным судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Распоряжением администрации города Красноярска от 16.03.2012 № 520-ж ООО «Скраппер» предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300306:300 площадью 31 292 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта - ул. Шахтеров, для строительства торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения; признан утратившим силу пункт 1 распоряжения администрации города от 07.09.2009 № 1062-ж «О предварительном согласовании ООО «Скраппер» места размещения объекта».

23.04.2012 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО «Скраппер» подписан договор аренды № 521, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300306:300, находящийся по адресу: г.Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта – ул. Шахтеров. Для использования в целях строительства торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 31 292 кв.м (пункт 1.1 договора). Срок аренды участка установлен пунктом 2.1 договора с 16.03.2012 по 15.03.2015. Согласно отметке регистрирующего органа договор аренды прошел государственную регистрацию 24.05.2012.

Актом приема-передачи 16.03.2012 арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок.

ООО «Скраппер» выдано разрешение от 30.11.2012 № RU-24308000-01/5943-дг (сроком действия до 05.12.2013) на строительство объекта капитального строительства: торгово-развлекательного центра: здание № 2: этажность – 1, общая площадь – 1342,4 кв.м, строительный объем – 8652,3 куб.м, здание № 3: этажность – 1, общая площадь – 1058,0 кв.м, строительный объем – 7138,2 куб.м, здание № 4: этажность – 1, общая площадь – 406,0 кв.м, строительный объем – 2651,3 куб.м, здание № 5: этажность – 1, общая площадь – 1197,2 кв.м, строительный объем – 8092,0 куб.м, здание № 6: этажность – 1, общая площадь – 839,0 кв.м, строительный объем – 56730,4 куб.м, здание № 7: этажность – 1, общая площадь – 991,2 кв.м, строительный объем – 6756,0 куб.м, здание № 8: этажность – 1, общая площадь – 1041,8 кв.м, строительный объем – 6638,6 куб.м, здание № 9: этажность – 1, общая площадь – 484,8 кв.м, строительный объем – 3111,4 куб.м, здание № 12: этажность – 1, общая площадь – 31,2 кв.м, строительный объем – 180,15 куб.м. расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта – ул. Шахтеров, кадастровый номер земельного участка 24:50:0300306:300.

Распоряжением администрации города Красноярска от 17.10.2013 № 3487-недв присвоены адреса объектам недвижимости по ул. Шахтеров, 51а, в том числе: зданию № 3 объекта капитального строительства - торгово-развлекательного центра, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300306:300 в г. Красноярске, Центральном районе, 1-й км Енисейского тракта - ул. Шахтеров, присвоен адрес: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение 3; зданию № 6 объекта капитального строительства - торгово-развлекательного центра, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300306:300 в г. Красноярске, Центральном районе, 1-й км Енисейского тракта - ул. Шахтеров, присвоен адрес: Красноярский край, г.Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение 4; зданию № 7 объекта капитального строительства - торгово-развлекательного центра, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300306:300 в г. Красноярске, Центральном районе, 1-й км Енисейского тракта - ул. Шахтеров, присвоен адрес: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение 6.

Распоряжением администрации города Красноярска от 19.11.2013 № 2847-арх на основании предписания службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 04.10.2013 № 59 отменено разрешение на строительство от 30.11.2012 № RU-24308000-01/5943-дг, выданное ООО «Скраппер» на строительство торгово-развлекательного центра по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта – ул. Шахтеров.

ООО «Скраппер» обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлениями от 27.10.2014 о государственной регистрации права собственности на указанные выше объекты, приложив к заявлениям следующие документы: доверенность от 27.01.2014 № 1453122, серия АА, Белоусова И.А., временно исполняющая обязанности нотариуса Красноярского нотариального округа Путинцевой И.В. 27.01.2014, реестровый номер 1-169; платежные поручения от 24.10.2014 №№ 1291, 1289, 1290; распоряжение от 17.10.2013 № 3487-недв; разрешение от 30.11.2012 № RU-24308000-01/5943-дг; распоряжение от 16.03.2012 № 520-ж; договор аренды от 23.04.2012 № 521; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 19.06.2014; решение единственного участника ООО ГК «Троя» от 19.06.2014; дополнение к договору о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005 от 18.11.2011; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 18.11.2011; решение единственного участника ООО ГК «Троя» от 20.06.2011; дополнение к договору о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005 от 18.11.2008; решение единственного участника ООО ГК «Троя» от 20.06.2008; дополнение к договору о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005 от 01.02.2007; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 01.02.2007; договор о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 18.11.2005; кадастровые паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 22.10.2014 №№ 24/14-741079, 24/14-740380, 24/14-740380.

12.11.2014 Управление Росреестра по Красноярскому краю уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности на объекты (уведомления №№ 01/255/2014-177, 01/255/2014-181, 01/255/2014-180). Срок государственной регистрации, как указано в уведомлениях о приостановлении, истекает 12.12.2014. Основанием для принятия решений о приостановлении государственной регистрации послужили следующие обстоятельства: в Управлении имеется ответ Департамента градостроительства администрации города Красноярска (вх. № 01/252/2013-778 от 25.11.2013), согласно которому разрешение на строительство № RU-24308000-01/5943-дг от 30.11.2012 отменено распоряжением администрации г. Красноярска от 19.11.2013 № 2847-арх на основании предписания службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 04.10.2013 № 59 об устранении выявленных нарушений; в порядке реализации требований статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации, Управлением направлен запрос в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с просьбой направить в адрес Управления надлежащим образом заверенную копию разрешения на строительство № RU-24308000-01/5943-дг от 30.11.2012, сообщить, действительно ли разрешение на строительство № RU-24308000-01/5943-дг от 30.11.2012 отменялось, направить в адрес Управления надлежащим образом заверенную копию распоряжения об отмене, а также сообщить выдавалось ли ООО «Скраппер» новое разрешение на строительство объектов недвижимого имущества, направить в адрес Управления надлежащим образом заверенную копию соответствующего документа.

Сообщениями об отказе в государственной регистрации от 15.12.2014                               №№ 01/255/2014-177, 01/255/2014-181, 01/255/2014-180 ООО «Скраппер» отказано в проведении государственной регистрации права собственности на незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №3, общей площадью 1058 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:395, незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №4, общей площадью 939 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:391, незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №6, общей площадью 1991,2 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:392, поскольку представленное в качестве правоустанавливающего документа разрешение на строительство № RU-24308000-01/5943-дг от 30.11.2012 не свидетельствует о наличии прав у ООО «Скраппер» на указанные объекты незавершенного строительства в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации; иные документы, подтверждающие возникновение права собственности ООО «Скраппер» на объекты незавершенного строительства, ООО «Скраппер» в регистрационный орган не представило.

Считая, что отказы Управления Росреестра по Красноярскому краю являются незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, ООО «Скраппер» обратился с настоящим заявлением в суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из того, что, оспариваемые заявителем отказы ответчика противоречат нормам Закона N 122-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, заявителем оспариваются решения ответчика в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, применительно к положениям статей 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно установлено, что в предмет доказывания по настоящему делу входит установление соответствия (несоответствия) оспариваемых  решений  ответчика нормам федерального законодательства и нарушения им прав и законных интересов заявителя; обязанность доказывания соответствия (несоответствия) оспариваемых решений требованиям федерального законодательства, а также обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемых  решений, лежит на ответчике.

Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию заявителем были предоставлены следующие документы: доверенность от 27.01.2014 № 1453122, серия АА, Белоусова И.А., временно исполняющая обязанности нотариуса Красноярского нотариального округа Путинцевой И.В. 27.01.2014, реестровый номер 1-169; платежные поручения от 24.10.2014 №№ 1291, 1289, 1290; распоряжение от 17.10.2013 № 3487-недв; разрешение от 30.11.2012 № RU-24308000-01/5943-дг; распоряжение от 16.03.2012 № 520-ж; договор аренды от 23.04.2012 № 521; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 19.06.2014; решение единственного участника ООО ГК «Троя» от 19.06.2014; дополнение к договору о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005 от 18.11.2011; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 18.11.2011; решение единственного участника ООО ГК «Троя» от 20.06.2011; дополнение к договору о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005 от 18.11.2008; решение единственного участника ООО ГК «Троя» от 20.06.2008; дополнение к договору о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005 от 01.02.2007; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 01.02.2007; договор о передаче полномочий исполнительного органа общества от 18.11.2005; решение единственного участника ООО «Скраппер» от 18.11.2005; кадастровые паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 22.10.2014 №№ 24/14-741079, 24/14-740380, 24/14-740380.

Сообщениями об отказе в государственной регистрации от 15.12.2014 №№ 01/255/2014-177, 01/255/2014-181, 01/255/2014-180 ООО «Скраппер» отказано в проведении государственной регистрации права собственности на незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №3, общей площадью 1058 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:395, незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №4, общей площадью 939 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:391, незавершенное строительством здание торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 51а, строение №6, общей площадью 1991,2 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:392, поскольку представленное в качестве правоустанавливающего документа разрешение на строительство № RU-24308000-01/5943-дг от 30.11.2012 не свидетельствует о наличии прав у ООО «Скраппер» на указанные объекты незавершенного строительства в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации; иные документы, подтверждающие возникновение права собственности ООО «Скраппер» на объекты незавершенного строительства, ООО «Скраппер» в регистрационный орган не представило.

Оценив в порядке предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у ответчика правовых оснований для принятия оспариваемых  решений об отказе в совершении регистрационных действий по представленным заявителем документам по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, а также правомерно установлено судом первой инстанции, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 20 данного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. В соответствии со статьей 25 названного закона установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (ч. 1); право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье(ч. 2); в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе (ч. 3); в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи(ч. 4).

Повторно оценив представленные истцом документы применительно к вышеуказанным нормам права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что  истец представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю достаточный перечень документов, необходимых для регистрации заявленного им права на  объекты  незавершенного строительства.

При этом суд апелляционной инстанции не принимает доводы ответчика о том, что поскольку только разрешение на строительство подтверждает факт возникновения и наличия у заявителя прав на данный объект, представление ООО "Скраппер" документа, действие которого прекращено, свидетельствует об отсутствии у заявителя на момент обращения в регистрирующий орган законных оснований для возникновения права на созданное имущество, следовательно, об отсутствии оснований для осуществления государственной регистрации такого права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в целях государственной регистрации права заявителем были предоставлены, в том числе,  договор аренды земельного участка от 23.04.2012 г.   № 521; распоряжение от 17.10.2013 № 3487-недв; разрешение от 30.11.2012 № RU-24308000-01/5943-дг; распоряжение от 16.03.2012 № 520-ж.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что заявителем представлен государственному регистратору пакет правоустанавливающих документов для осуществления государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, состав которого соответствует требованиям Закона о регистрации.

Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно пункту 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно кадастровым паспортам от 22.10.2014 №№ 24/14-741079, 24/14-740380, 24/14-740237, степень готовности строений, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров 51а: строение 3 - 91 %, общая площадь объекта незавершенного строительства на данной стадии строительства составила 1058 кв.м, строение 4 - 18 %, общая площадь объекта незавершенного строительства на данной стадии строительства составила 839 кв.м, строение 6 - 91 %, общая площадь объекта незавершенного строительства на данной стадии строительства составила 991,2 кв.м.

Довод Управления об отсутствии действующего на дату подачи документов  разрешения  на строительство подлежит отклонению, поскольку степень готовности объектов незавершенного строительства зафиксирована в кадастровом паспорте, осуществление строительства производилось на основании выданного и действующего разрешения на строительство, следовательно, строительство спорных объектов осуществлялось на законных основаниях в период действия разрешения на строительство.

Более того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, действующее законодательство не требует обязательного предоставления для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства действующего на момент государственной регистрации разрешения на строительства. Предусмотренное статьей 25 Закона о регистрации требование представить разрешение на строительство обусловлено необходимостью заявителя подтвердить факт законности возведения объекта незавершенного строительства, право собственности, на которое он просит зарегистрировать.

В соответствии с подпунктами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Из материалов дела следует, что с заявлением о государственной регистрации были представлены необходимые документы, подтверждающие право собственности на объекты незавершенного строительства.

 Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие законных оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства.

Довод ответчика о том, что суд неправомерно сослался на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении N 365/10 от 15.06.2010 по делу N А33-14295/2008, поскольку указанная правовая позиция не применима в данной ситуации, в связи с тем, что право на объект недвижимого имущества - объект незавершенного строительства возникает с момента внесения записи в ЕГРП, подлежит отклонению.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках указанного дела Администрация города Сосновоборска (далее - администрация) обратилась с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в лице Сосновоборского отделения (далее - государственный регистратор) и к обществу с ограниченной ответственностью "Статус плюс" (далее - общество "Статус плюс") о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества "Статус плюс" на объекты недвижимости - нежилые здания общей площадью 251,10 кв. метра и 42,50 кв. метра, расположенные по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 23, корп. 1 и 2 соответственно; об исключении записей о государственной регистрации права собственности на указанные объекты за этим обществом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и об обязании общества снести самовольные постройки и восстановить (рекультивировать) территорию строительства за свой счет.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация правомерно отменила акт ввода объекта в эксплуатацию, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку выявила несоблюдение установленных технических условий в связи с возведением объектов на городских канализационных и водопроводных сетях. На этом основании суд сделал вывод о том, что объекты возведены при отсутствии необходимых разрешений и с существенным нарушением строительных норм и правил.

Суд первой инстанции признал постройки самовольными и, руководствуясь статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона о государственной регистрации, удовлетворил требование администрации о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества "Статус плюс" на упомянутые объекты и обязал общество снести их.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя принятые судебные акты, указал, что спорная постройка создана на земельном участке, отведенном для целей строительства в порядке, установленном законом, и с получением на это необходимых разрешений, поэтому она не может быть квалифицирована в качестве самовольной по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лишь на том основании, что администрация 18.09.2008 отменила постановление от 21.12.2005 N 1409 об утверждении акта ввода объектов в эксплуатацию.

Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию послужило основанием для возникновения права собственности общества "Статус плюс" на спорные объекты, поэтому отмена упомянутого разрешения в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права и признания постройки самовольной.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции обоснованно учтена вышеуказанная позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации применительно к настоящему делу.

Из материалов дела следует, что, как и в рамках дела А33-14295/2008 изначально объект незавершенного строительства был создан истцом на земельном участке, отведенном для целей строительства в порядке, установленном законом, и с получением на это необходимого разрешения. Администрация г. Красноярска отменила разрешение на строительство от 30.11.2012 № RU-24308000-01/5943-дг во исполнение предписания Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 04.10.2013 N 59 "Об устранении выявленных нарушений требований Градостроительного кодекса Российской Федерации", ввиду того, что строительство торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения на земельном участке не соответствует градостроительному плану данного земельного участка, не предусматривающему размещение торгово-развлекательного  центра  в качестве основного вида разрешенного использования этого земельного участка.

Учитывая, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации даже факт отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права собственности, суд апелляционной инстанции полагает, что применительно к настоящему делу факт отмены разрешения на строительство в административном порядке не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на указанные  объекты.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы нарушают права и законные интересы заявителя  и не соответствует нормам действующего законодательства.

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы, который освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение   Арбитражного суда Красноярского края от «27» февраля 2015 года по делу № А33-26087/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

Л.Е. Споткай

О.В. Ишутина