ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-971/2015 от 16.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апреля 2015 года

Дело №

А33-25514/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «16» апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен         «22» апреля 2015 года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н. ,

при секретаре судебного заседания Астаховой А.И.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Краспригород»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «13» февраля 2015 года по делу № А33-25514/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Ивановой Е.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Краспригород» ИНН 2460069630, ОГРН 1052460055746 (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту ИНН 7701579036, ОГРН 1057746107242 (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2014 №74 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 февраля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление не содержат объективную сторону административного правонарушения, факт реализации обществом услуг по перевозке не установлен. Вменяемое нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации следовало квалифицировать по части 1 статьи 14.8 Кодекса.

Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

Заместитель прокурора Красноярской транспортной прокуратуры 30.10.2014 по результатам рассмотрения обращения физического лица вынес в отношении общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что в нарушение статей 1, 3, 85 Федерального закона от 10.01.2003                        № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»(далее – Устав железнодорожного тарнспорта), статей 4, 8, части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей); пунктов 6, 9 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111 (далее – Правила), 27.08.2014 электропоезд сообщением Чернореченская-Красноярск опоздал от расписания и прибыл на станцию Красноярск с опозданием на 40 минут по причине отсутствия напряжения в контактной сети на участке пути Чернореченская - Кемчуг - Кача. При этом пассажиры, ожидающие указанный электропоезд на остановочном пункте Еловка Красноярской железной дороги, не были уведомлены и были лишены возможности узнать о времени и причинах изменения графика движения электропоезда.

Материалы административного дела переданы Красноярской транспортной прокуратурой для рассмотрения по подведомственности в управление.

Красноярским территориальным отделом управления вынесено постановление от 03.12.2014 №74, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Считая, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, заявитель оспорил постановление от 03.12.2014 №74 в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и обществом не оспаривается.

Установленные Кодексом сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.4 Кодекса продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Субъектом правонарушения является лицо, оказавшее населению соответствующую услугу.

Объективную сторону правонарушения образуют, в том числе действия по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Согласно оспариваемому постановлению объективная сторона вменяемого обществу правонарушения выразилась в том, что пассажиры, ожидающие 27.08.2014 электропоезд сообщением Чернореченская-Красноярск, который опоздал от расписания и прибыл на станцию Красноярск с опозданием на 40 минут, не были уведомлены и были лишены возможности узнать о времени и причинах изменения графика движения электропоезда.

Между ОАО «РЖД» (владелец инфраструктуры) и открытым акционерным обществом «Краспригород» (перевозчик) подписан договор от 28.12.2012 №Д-3079МНЮ об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в соответствии с которым общество (владелец инфраструктуры) обязуется оказывать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении (пункт 1.1).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон №17-ФЗ) установлено, что целью деятельности организаций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей в транспортных услугах, которое, в том числе, подразумевает безопасность в оказании таких услуг.

Одним из принципов деятельности железнодорожного транспорта является безопасность и качество оказываемых услуг (пункт 3 статья 1 Закона №17-ФЗ).

Согласно статье 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (часть 1). При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (часть 2).

Статья 80 Устава железнодорожного транспорта предусматривает, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Учитывая положения приведенных норм, суд первой инстанции обоснованно указал, что из их содержания следует, что услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом включают предоставление пассажирам целого комплекса различного рода услуг, в том числе включающего непосредственно перевозку пассажира в пункт назначения, а также услуг, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. При этом, в качестве субъектов, оказывающих данные услуги, выступают как непосредственно перевозчики, так и владельцы инфраструктуры. В соответствии с требованиями вышеизложенных нормативных актов, как на перевозчика, так и на владельца инфраструктуры возложены обязанности обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах.

Статья 85 Устава железнодорожного транспорта предусматривает, что перевозчик бесплатно обеспечивает пользователя услугами железнодорожного транспорта своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах.

Согласно пункту 6 Правил перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе: перечень работ и услуг, их стоимость; наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику; сведения о лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и (или) грузобагажа (номер, срок ее действия, наименование выдавшего органа); стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа; время отправления и прибытия поездов; сроки продажи проездных документов (билетов); перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа; время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади; расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом, и мест взвешивания ручной клади; время прибытия на железнодорожную станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования; порядок предоставления мест в комнатах отдыха пассажиров и комнатах матери и ребенка; перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; сведения о договоре (договорах) обязательного и (или) добровольного страхования (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (страховщиках) (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона); перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности; иные сведения об оказываемых услугах.

Информация, указанная в пункте 6 настоящих Правил, предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика - дополнительно на государственных языках субъектов Российской Федерации и других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения (пункт 7 Правил).

Пункт 9 Правил устанавливает, что доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных, и почтово-багажных поездов обеспечивается перевозчиком с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов объявляется по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах.

Поскольку требование о доведении до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных поездов имеет целью обеспечить качественное и безопасное оказание населению услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, невыполнение данного требование образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Кодекса.

Из материалов дела следует, что физическое лицо обратилось в Красноярскую транспортную прокуратуру с заявлением, в котором сообщала, что 27.08.2014 уезжала с дачи и с 18-00 ожидала пригородный электропоезд сообщением «Чернореченская- Красноярск» (15:52 -19:28) на платформе «Еловка», который согласно расписанию должен был прибыть в 18:18. В это время шел проливной дождь, и был сильный ветер, платформа «Еловка» не оборудована какими-либо помещениями или навесами, где можно было бы укрыться от дождя и ветра. Однако электропоезд не прибыл ни во время, указанное в расписание, ни спустя 40 минут после этого. Об изменениях в расписании не было сообщено ни на сайте, ни в газетах, в которых, как правило, публикуется расписание электричек, ни каким-либо иным способом. При этом по телефону, указанному на сайте общества (www.kraspg.ru) 256-80-56, автоинформатор сообщал, что об изменениях в расписании электричек следует узнавать в Едином информационно-сервисном центре ОАО «РЖД»: тел. 8-800-775-00-00. Однако, оператор Единого информационно-сервисного центра сообщил, что, напротив, всю информацию необходимо получать не в Едином информационно-сервисном центре, а на станциях отправления электропоездов.

В ответ на запрос прокуратуры исх.№428 от 22.09.2014 общество сообщило следующее :

- пригородный поезд № 6308 сообщением Чернореченская - Красноярск опоздал от расписания 27.08.2014 по причине отсутствия напряжения в контактной сети на железнодорожном участке Чернореченская - Кемчуг - Кача при прохождении грозового фронта. Опоздание данного поезда от расписания по прибытию на станцию Красноярск составило 40 минут;

- согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 05.06.2008 №1188р оперативная информация о непредвиденных изменениях графика движения поездов, вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций, доводится до сведения пассажиров немедленно с использованием всех способов передачи. Оперативные изменения в графике движения поездов поездной диспетчер участка железной дороги доводит до сведения дежурных по станциям и машинистов опаздывающих поездов. Порядок передачи, регистрации и учета информации, перечень вокзалов, станций и остановочных пунктов, ответственность за своевременное информирование пассажиров определяются местными инструкциями подразделений ОАО «РЖД», утвержденными начальниками дорог;

- на остановочной платформе «Еловка» нет технических возможностей для предоставления и передачи оперативной информации пассажирам.

В соответствии с Уставом, а также лицензией, общество на территории Красноярского края осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Поскольку общество взимает плату за оказываемые услуги по перевозке пассажиров поездами пригородного сообщения, то доведение до сведения пассажиров информации об изменениях графика движения поездов пригородного сообщения является обязанностью заявителя.

Учитывая приведенные обстоятельства и нормы законодательства, суд первой инстанции правильно указал, что информирование граждан - пассажиров о непредвиденных изменениях в графике движения пригородных поездов должно производиться с использованием всех способов передачи информации немедленно. Между тем, порядок доведения до сведения пассажиров ответственными лицами информации об изменении графика движения электропоездов на остановочных пунктах, где отсутствует громкоговорящая связь, пассажирское здание или билетная касса, не определен. Пассажиры лишены возможности получать информацию об изменениях в графике движения электропоездов и посредствам телефонной связи, т.к. ни ОАО «Краспригород» (т. 256-80-56 - номер телефона указан на сайте перевозчика), ни Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД» (8-800-775-00-00) подобную информацию не предоставляют. Однако, данное обстоятельство не освобождает от обязанности и не препятствует информированию пассажиров опаздывающего электропоезда на остановочном пункте Еловка иными доступными способами, чего 27.08.2014 обществом сделано не было.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные действия (бездействие) общества по несоблюдению статей 1, 3, 85 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статей 4, 8, части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей; пунктов 6, 9 Правил, выразившиеся в не доведении до сведения пассажиров ответственными лицами информации об изменении графика движения электропоездов на остановочных пунктах образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной инстанции о неправильной квалификации совершенного правонарушения по части 1 статьи 14.4 Кодекса, в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения связана с неисполнением продавцом (исполнителем, изготовителем) обязанностей, установленных статьями 8, 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992  №2300-1 «О защите прав потребителей», об информировании потребителя об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

 Информация об изменении расписания движения пригородных поездов к такой информации не относится, составляет качественную характеристику перевозки пассажиров, связанную с движением пригородных поездов по установленному расписанию.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные действия (бездействие) общества правильно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.4 Кодекса.

Статья 1.5 Кодекса устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.

Суд первой инстанции правильно указал, что факт тестового обращения генерального директора в Единый информационный центр ОАО «РЖД» и получение информации об опоздании электропоезда не доказывает, что информацию о задержке электропоезда 27.08.2014 возможно было получить 27.08.2014. Согласно письму от 13.10.2014 №1777, адресованному Красноярскому транспортному прокурору, общество сообщает, что информация о нарушениях графика движения пригородных поездов в границах Красноярской железной дороги поступает обществу с 6:00 до 8:00 утра местного времени следующего за отчетными суток, с вложенной справочной информацией на адрес электронной почты от сменного диспетчера региональной службы развития пассажире сообщений, в связи с чем, информацию о задержке в расписании и опоздании пригородного поезда №6308 сообщением Чернореченская - Красноярск 27.08.2014 работники компании получили только в 7:05 мстн. вр. 28.08.2014.

При таких обстоятельствах, общество не представила доказательства о том, что им предпринимаются все возможные действия для соблюдения требований по информированию граждан об изменении графика движения электропоездов на остановочных пунктах.

При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса, установлена.

Таким образом, действия (бездействие) общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлены.

Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса. Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «13» февраля 2015 года по делу № А33-25514/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение  только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Г.Н. Борисов