ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-13575/2016
7 февраля 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2017 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года по делу № А19-13575/2016 по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>) о признании незаконными решений от 15 июля 2016 года № 473 и № 474, предписаний от 15 июля 2016 года № 156 и 157,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общества с ограниченной отвесностью «Транслестрейд» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>, к. 5),
(суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Министерства лесного комплекса: ФИО1, доверенность от 15 июня 2016 года № 1;
от Иркутского УФАС: не было (извещено);
от ООО «Транслестрейд»: не было (извещено),
и установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее – Министерство лесного комплекса, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконными решений от 15 июля 2016 года № 473 и № 474, предписаний от 15 июля 2016 года №№ 156, 157.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Транслестрейд» (далее – ООО «Транслестрейд»).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Министерства лесного комплекса нарушения требований пункта 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) при организации и проведении торгов по продаже лесных насаждений на территории Иркутской области (извещения № 300616/2070680/01, № 010716/2070680/02) в связи с размещением неполной информации, относящейся к предмету торгов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. В частности, Министерство лесного комплекса отмечает, обязательное наличие картографических схем расположения лесных насаждений в аукционной документации не предусмотрено действующим законодательством. Министерство считает, что законодательством не установлено требование о необходимости указания всех известных сведений в проекте договора купли-продажи лесных насаждений при размещении документации об аукционе.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае организатором торгов размещена вся требуемая согласно статье 79 Лесного кодека информация, все необходимые сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных насаждений, содержатся в аукционной документации.
Министерство лесного комплекса в обоснование своей позиции отмечает также, что согласно статье 87 Лесного кодекса основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. На каждое лесничество утвержден лесохозяйственный регламент, который является общедоступным документом.
Ссылаясь на правовую позицию, приведенную в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», Министерство отмечает, что публичные торги могут быть признаны недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводу Министерства о том, что аннулирование торгов и признание приостановленных торгов недействительными невозможно.
В отзыве от 30 января 2017 года № 846 на апелляционную жалобу Иркутское УФАС выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
От ООО «Транслестрейд» отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Иркутского УФАС и ООО «Транслестрейд» извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением № 67200206168138, отчетом об отслеживании почтового отправления № 67200206168114 с официального сайта Почты России (http://www.pochta.ru/tracking), а также отчетом о публикации 11 января 2017 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу. При этом антимонопольный орган заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства лесного комплекса, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 июня 2016 года организатором торгов - Агентством лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время Министерство лесного комплекса) - на официальном сайте (www.torgi.gov.ru) размещено извещение № 300616/2070680/01 о проведении торгов на основании части 4 статьи 29.1 Лесного кодекса по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по 3 лотам по Кировскому лесничеству, в целях заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных производителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, а также документация об аукционе.
Одновременно с размещением извещения № 300616/2070680/01 организатором торгов размещена документация об аукционе.
Извещением определены дата завершения приема заявок – 13 июля 2016 года и дата проведения аукциона – 15 июля 2016 года.
1 июля 2016 года организатором торгов на официальном сайте (www.torgi.gov.ru) размещено извещение № 010716/2070680/02 о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по 10 лотам по Усть-Ордынскому лесничеству.
Одновременно с размещением извещения № 010716/2070680/02 размещена документация об аукционе.
Извещением определены дата завершения приема заявок – 15 июля 2016 года и дата проведения аукциона – 18 июля 2016 года.
Ссылаясь на нарушение требований антимонопольного законодательства в области организации и проведения торгов, ООО «Транслестрейд» обратилось в Иркутское УФАС с жалобой на действия организатора торгов в связи с размещением неполной информации, относящейся к предмету торгов, а именно: в документации отсутствуют сведения о месте расположения лесных участков (отсутствует схема расположения лесных насаждений, являющаяся приложением к проекту договора).
Кроме того, в своей жалобе ООО «Транслестрейд» указало, что организатором аукциона в составе аукционной документации по каждому лоту указанных аукционов в качестве проекта договора размещен типовой договор купли-продажи лесных насаждений, который в нарушение требований лесного законодательства не содержит схем расположения лесных насаждений. Содержащаяся в извещениях и документациях об аукционах информация не позволяет определить, где именно находятся лесные насаждения, что исключает возможность осмотреть их на местности, ознакомиться с их состоянием и качеством и принять участие в аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Транслестрейд» антимонопольным органом приняты решения от 15 июля 2016 года № 473 (т. 1, л.д. 23-26, 64-70) и № 474 (т. 1, л.д. 27-30, 73-79), которыми организатор торгов - Министерство лесного комплекса - признан нарушившим подпункт 6 пункта 6 статьи 79 Лесного кодекса при организации и проведении названных торгов в связи с утверждением и размещением документаций об аукционах.
На основании данных решений Министерству выданы предписания от 15 июля 2016 года № 156 (т. 1, л.д. 31, 71-72) и № 157 (т. 1, л.д. 32, 80-81) об аннулировании торгов (извещения № 300616/2070680/01 и № 010716/2070680/02) в течение 5 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, Министерство лесного комплекса оспорило их в Арбитражном суде Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом конкретном случае оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований ввиду следующего.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленное Министерством требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решений и предписаний закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Министерства такими ненормативными правовыми актами.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требование Министерства лесного комплекса удовлетворению не подлежит.
Жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассматриваются антимонопольным органом в соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются, в частности, жалобы на действия организатора аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Требования к форме и содержанию жалобы на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии установлены в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Со дня направления уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов по существу (части 11 и 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Организатор торгов, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения (часть 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Организатор торгов, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы (часть 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
По общему правилу, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (в том числе нарушений порядка организации и проведения торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В свою очередь, на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Частью 1 статьи 77 Лесного кодекса предусмотрено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентирован главой 8 Лесного кодекса, а также принятыми в развитие ее положений Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24.03.2009 № 75 (далее – Методические указания).
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Статьей 79 Лесного кодекса предусмотрено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация (часть 1).
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления (часть 2 статьи 79).
Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (часть 3 статьи 79).
На основании части 4 статьи 79 Лесного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем пять дней;
4) о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а в случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса не ниже размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, определяемой в соответствии с частью 5 статьи 76 настоящего Кодекса;
5) об официальном сайте торгов, на котором размещена документация об аукционе;
6) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 6 статьи 79 Лесного кодекса организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию лесного участка;
2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона («шаге аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 7 статьи 79 Лесного кодекса одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Аналогичные требования к содержанию извещения о проведении аукциона, содержанию и составу аукционной документации продублированы в пунктах 15 и 16 Методических указаний.
Кроме того, Методическими указаниями предусмотрено, что организатор при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона (пункт 11); обеспечивает подготовку, опубликование извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, а также обеспечивает размещение на официальном сайте высшего органа государственной власти Российской Федерации или органа местного самоуправления в сети «Интернет» извещение о проведении аукциона с размещением всей документации об аукционе (пункт 12).
Как следует из мотивировочной и резолютивной частей оспариваемых решений Иркутского УФАС, в рассматриваемом случае организатор торгов признан нарушившим пункт 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса в связи с указанием в извещении (аукционной документации) неполной информации, касающейся предмета торгов.
Основанием для подобного вывода послужило то, что размещенная организатором торгов типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений, являющаяся неотъемлемой частью аукционной документации, не содержит схемы расположения лесных насаждений, являющихся предметом аукциона, наличие которой прямо предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 № 1178 «О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений».
Действительно, на основании части 6 статьи 77 Лесного кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 № 1178 утверждена типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений.
Схема расположения лесных насаждений является неотъемлемой частью такого договора (Приложение № 2).
При этом в примечании к Схеме расположения лесных насаждений указано, что для вычерчивания схемы расположения лесных насаждений используются следующие фрагменты картографических материалов лесоустройства: планшеты М 1:10000; планы лесонасаждений М 1:25000; карты-схемы лесничества (лесопарка) М 1:100000.
Согласно части 4 статьи 75 Лесного кодекса в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
То есть условие о местоположении лесных насаждений является существенным условием договора купли-продажи лесных насаждений. При этом с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 № 1178 местоположение лесных насаждений фиксируется именно в Схеме расположения лесных насаждений, оформленной с использованием названных картографических материалов.
То обстоятельство, что аукционная документация (по обоим извещениям) не содержит выполненной с соблюдением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 № 1178 схемы расположения лесных насаждений, являющихся предметом аукциона, Министерством по существу не оспаривается, в том числе и в апелляционной жалобе, что подтвердила суду апелляционной инстанции представитель Министерства лесного комплекса в ходе судебного заседания 2 февраля 2017 года (протокол и аудиозапись судебного заседания).
В то же время согласно пункту 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
На основании пункта 11 Методических указаний организатор при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 79 Лесного кодекса организатор торгов должен обеспечить размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Пунктом 12 Методических указаний также предусмотрено, что организатор торгов обеспечивает размещение на официальном сайте высшего органа государственной власти Российской Федерации или органа местного самоуправления в сети «Интернет» всей документации об аукционе.
Учитывая, что проект договора купли-продажи лесных насаждений (со всеми полагающимися приложениями к нему) входит в состав документации об аукционе, то отсутствие в такой документации надлежащим образом оформленной схемы расположения лесных насаждений, являющейся неотъемлемой частью проекта договора купли-продажи лесных насаждений, является нарушением требований пункта 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на положения статьи 87 Лесного кодекса и приказ Рослесхоза от 04.04.2012 № 126 не могут быть признаны обоснованными, поскольку из лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) в любом случае нельзя сделать вывод о местоположении лесных насаждений, являющихся предметом конкретного аукциона.
Исходя из взаимосвязанных положений части 4 статьи 75, пункта 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 № 1178 «О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений» и пункта 16 Методических указаний сведения о местоположении лесных насаждений должны быть указаны в документации об аукционе, а именно в проекте договора купли-продажи лесных насаждений и приложении № 2 к нему (Схема расположения лесных насаждений).
Равным образом, не может быть принята во внимание ссылка Министерства на правовую позицию, приведенную в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», поскольку данная правовая позиция применима при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными.
В частности, если бы антимонопольный орган на основании подпункта з) пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обратился в арбитражный суд с иском о признании торгов недействительными, суд должен был оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается антимонопольный орган, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Однако в рассматриваемом случае Иркутское УФАС действовало в соответствии с положениями частей 17 и 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, то есть приняло решения и выдало на их основании предписания, являющиеся предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
В этой связи арбитражный суд рассматривает дело по правилам главы 24 АПК Российской Федерации, проверяя оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа на их соответствие требованиям Закона о защите конкуренции и Лесного кодекса, при этом существенность допущенных организатором торгов нарушений не имеет определяющего значения для вывода о законности или незаконности решения или предписания.
Относительно довода Министерства о том, что аннулирование торгов, а также признание приостановленных торгов недействительными невозможно, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как уже отмечалось, согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (в том числе нарушений порядка организации и проведения торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Предписания Иркутского УФАС от 15 июля 2016 года № 156 и № 157, возлагающие на Министерство лесного комплекса в течение 5 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания аннулировать открытые аукционы (извещения № 300616/2070680/01 и № 010716/2070680/02), полностью соответствуют приведенным положениям Закона о защите конкуренции.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года по делу № А19-13575/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Иркутской области от 24 ноября 2016 года по делу № А19-13575/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв
Судьи Е.В. Желтоухов
Э. В. Ткаченко