ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № А19-21453/2018
05 июля 2019 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа с участием судьи Рудых А.И. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Слободчиковой О.А. апелляционную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2019 года по делу № А19-21453/2018 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664025, <...>) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664007, Иркутская обл., Иркутск г., ФИО1 ул., 18А) о признании недействительным предписания № 593/18 от 11.05.2018,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Совета многоквартирного дома № 325,
(суд первой инстанции судья Дмитриенко Е.В.),
при участии в заседании:
от Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации – ФИО2 – представителя по доверенности от 19.07.2017,
от Службы государственного жилищного надзора Иркутской области – ФИО3 – представителя по доверенности от 22.03.2019, ФИО4 – представителя по доверенности от 08.05.2019,
от Совета многоквартирного дома № 325 – ФИО5 – председателя Совета, ФИО6 – члена совета дома,
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее – заявитель, общество, ПАО «Иркутскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также – Служба) с заявлением о признании недействительным предписания № 593/18 от 11.05.2018, выданного по результатам проведения внепланового мероприятия по региональному государственному жилищному надзору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечён Совет многоквартирного дома № 325.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО «Иркутскэнерго» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 15.02.2018 № 593-срп должностными лицами надзорного органа в период с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 11.05.2018 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации в части правильного начисления платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению по МКД № 325, расположенного по адресу: <...> за период с 01.06.2016 года по 31.08.2016 года.
По итогам надзорных мероприятий составлен акт от 11.05.2018 № 593/18, в котором приведен ряд обнаруженных в результате проверки нарушений требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011, а именно: при проведении корректировки за коммунальную услугу по отношению по МКД № 325 ПАО «Иркутскэнерго» произвело корректировку размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с 01.06.2016 по 31.08.2016 года исходя из объема тепловой энергии на подогрев 1м3 горячей воды, определенного расчетным путем по фактическим показаниям ОДПУ, при расчете корректировки платы по МКД № 325 за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с 01.06.2016 года по 31.08.2016 года, а 2016 год ПАО «Иркутскэнерго» распределило фактическим объемом потребленной тепловой энергии в МКД №№ 325, 325А, 327 пропорционально площади жилых и нежилых помещений без учета отсутствия потребления тепловой энергии на отопление ванных комнат через полотенцесушители в МКД № 325 вне отопительного периода.
На основании результатов проверки советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного надзора Иркутской области издано предписание № 593/18 от 11.05.2018.
Данным предписанием Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации указано на необходимость устранить в срок до 13.08.2018г. обнаруженные в ходе проверки нарушения – исключить перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с 01.06.2016 по 31.08.2016, произведенный при корректировке платы за коммунальную услугу по отоплению по МКД № 325 за 2016 год. Произвести корректировку платы за коммунальную по отоплению за период с 01.06.2016 года по 31.08.2016 года по МКД № 325 с учетом определения объема тепловой энергии на производство 1м3 горячей воды исходя из норматива в размере 0,055 Гкал/м3. Определенный объем тепловой энергии на отопление, отнести на теплопотребление МКД № 327. Представить в Службу подтверждающие документы.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 (далее – Правила № 354).
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил № 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать, в том числе порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом (подпункт «ж» пункта 19 настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирные дома 327, 325, 325А, расположенные по адресу: <...> оснащены одним прибором учета тепловой энергии и теплоносителя КМ-5-4 № 013293, установленного в доме № 327.
Согласно информации, предоставленной ПАО «Иркутскэнерго», акту ввода в эксплуатацию от 02.06.2016 потребление тепловой энергии в многоквартирных домах № 325, № 325А и № 327 учитывалось прибором тепловой энергии КМ-5-4 № 013293, установленным в доме № 327.
При этом, частью 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что приборы учета устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
Граница балансовой принадлежности определяется по признаку собственности, владения или на ином законном основании, граница эксплуатационной ответственности – по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – по границе балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, - место соединения ОПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД. По общему правилу граница балансовой принадлежности сетей устанавливается по признаку собственности, а в состав общего имущества в МКД, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме, входят сети электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до внешней границы стены МКД, таким образом, границей балансовой принадлежности указанных инженерных сетей является внешняя граница стены дома.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством установка одного прибора учета тепловой энергии и теплоносителя на группу домов с целью последующих расчетов с потребителями не предусмотрена.
Однако, в нарушение действующего законодательства прибор учета тепловой энергии КМ-5-4 № 01329 был установлен по адресу: <...> в доме №327, а к данному прибору учета были подключены многоквартирные дома по адресу: <...> и № 325А, что сторонами не оспаривается.
Учитывая то, что многоквартирные дома 327, 325, 325А, расположенные по адресу: <...> оснащены одним прибором учета тепловой энергии и теплоносителя КМ-5-4 № 013293, который установлен в доме № 327, то прибор учета КМ-5-4 № 013293, установленный на группу спорных домов, не мог быть использован заявителем в целях расчета объема потреблённой коммунальной услуги – отопление, в многоквартирных домах № 325 и 325А в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 307 (пункт 2 приложения № 2 к Правилам).
Вместе с тем, как указывалось выше, в оспариваемом предписании Служба требует от общества только исключить перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с 01.06.2016 по 31.08.2016, произведенный при корректировке платы за коммунальную услугу по отоплению по МКД № 325 за 2016 год. Произвести корректировку платы за коммунальную по отоплению за период с 01.06.2016 года по 31.08.2016 года по МКД № 325 с учетом определения объема тепловой энергии на производство 1м3 горячей воды исходя из норматива в размере 0,055 Гкал/м3. Определенный объем тепловой энергии на отопление, отнести на теплопотребление МКД № 327.
При этом Служба не предъявляет никаких требований относительно применения показаний общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных товариществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2019 года по делу № А19-21453/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 593/18 от 11.05.2018 признать недействительным, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (адрес: 664007, <...>, ОГРН <***>; ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать со Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (адрес: 664007, <...>, ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Возвратить Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.02.2019 № 5659 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Каминский В.Л.
Басаев Д.В.