ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Чита дело № А10-3659/2018
21 июня 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 февраля 2019 года по делу №А10-3659/2018 по иску муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды имущественного комплекса от 04 июня 2012 года №02/12/АИК-02,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по строительству Администрации г. Улан- Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>),
(суд первой инстанции: судья Салимзянова Л.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 25.03.2019;
от ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от
09.01.2019; ФИО3 - представителя по доверенности от 09.01.2019,
от третьих лиц: не явились, извещены,
установил:
Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее по тексту – истец, комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №14» (далее – по тексту – ответчик, общество) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды имущественного комплекса от 04 июня 2012 года №02/12/АИК-02, на следующих условиях:
1) пункт 3.4.15. дополнить абзацами следующего содержания:
«При проведении капитального ремонта, реконструкции переданного в аренду Имущества заблаговременно (не позднее чем за 20 дней до начала работ) уведомлять Арендодателя о начале работ с направлением графика выполнения работ, в том числе скрытых работ, а также допускать представителя Арендодателя на строительную площадку для осуществления контроля за ходом выполнения работ.
Предоставлять Арендодателю по его требованию кадастровые паспорта на вновь созданные объекты теплоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности, акты разграничения эксплуатационной ответственности на вновь созданные сети теплоснабжения, сети горячего водоснабжения и документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь созданные объекты».
2) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
«4.1. Годовой размер арендной платы составляет 31 011 101,43 (Тридцать один миллион одиннадцать тысяч сто один руб. 43 коп.) рублей без учета НДС;
НДС, 18% - 5 581 998,26 (Пять миллионов пятьсот восемьдесят одна тысяча девятьсот девяносто восемь руб. 26 коп.) рублей.
Всего, с учетом НДС, - 36 593 099,69 (Тридцать шесть миллионов пятьсот девяносто три тысячи девяносто девять руб. 69 коп.) рублей.
Арендная плата изменяется Арендодателем в одностороннем порядке в сторону увеличения в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования городского округа «город Улан-Удэ.
Арендная плата считается измененной по истечении 20 календарных дней с момента получения Арендатором уведомления об изменении арендной платы. Пересмотр арендной платы в сторону уменьшения невозможен».
3) пункт 5.1. изложить в следующей редакции:
«5.1. Арендатор обязан производить работы по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению переданного в аренду Имущества, не менее, чем на 310 111 014,31 руб. (Триста десять миллионов сто одиннадцать тысяч четырнадцать руб. 31 коп.) ежегодно».
4) абзац второй пункта 5.2. исключить.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 01.05.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель комитета дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ответчика дали пояснения аналогичные изложенным в отзыве. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) подписан договор аренды имущественного комплекса №02/12/АИК-02 от 04.06.2012 (далее – договор), предметом которого является предоставление во временное владение и пользование имущественного комплекса объектов теплоснабжения г. Улан-Удэ (совокупность объектов недвижимого и движимого имущества), указанного в приложении №1 за плату для использования в соответствии с его техническими характеристиками в целях:
- производства тепловой энергии на источниках тепловой энергии (котельных),
- оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в том числе получаемых от иных источников тепловой энергии, не предоставляемых по договору,
-оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности,
-подключения к системе теплоснабжения потребителей.
Согласно пункту 2.1 договор заключен на срок с 04.06.2012 по 03.06.2037.
Пунктом 4.1 годовой размер арендной платы на момент заключения договора составляет 2 013 220 руб. 36 коп.
В приложении №1 к договору приведена характеристика объектов теплоснабжения имущественного комплекса, переданного в аренду.
Договор аренды заключен с ответчиком по итогам проведенного открытого конкурса на право заключения договора аренды имущественного комплекса объектов теплоснабжения, как с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.
На предложение истца от 10.04.2018 о подписании соответствующего дополнительного соглашения, с условиями, аналогичными изложенным в просительной части иска, ответчик ответил отказом (письмо от 28.05.2018 №АЛ-1511), указав, что договор аренды заключен на условиях, определенных конкурсной документацией, и не подлежит изменению.
Полагая отказ ответчика от подписания указанного соглашения нарушающим права истца, Комитет обратился в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 421, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О Защите конкуренции» исходил из отсутствия правовых оснований для внесения предложенных Комитетом изменений в действующий договор аренды.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды, регулируемые главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предметом спорного договора аренды является предоставление во временное владение и пользование имущественного комплекса объектов теплоснабжения г. Улан-Удэ (совокупность объектов недвижимого и движимого имущества), указанного в приложении №1 за плату для использования в соответствии с его техническими характеристиками в целях: - производства тепловой энергии на источниках тепловой энергии (котельных), - оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в том числе получаемых от иных источников тепловой энергии, не предоставляемых по договору, оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, -подключения к системе теплоснабжения потребителей.
Договор аренды заключен по итогам проведенного открытого конкурса на право заключения договора аренды имущественного комплекса объектов теплоснабжения, как с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, что сторонами не оспаривается.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 3.4.15 договора, арендатор обязан содержать имущество в технически исправном, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать правила противопожарной и технической безопасности, осуществлять эксплуатацию, производить профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонт имущества.
Как следует из пункта 4.1 договора в редакции вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.12.2015 по делу №А10-4926/2015 годовой размер арендной платы на момент заключения договора составляет 2 013 220,36 руб., НДС 18% - 362 379,66 руб., всего с учетом НДС – 2 375 600,02 руб.
Арендная плата изменяется арендодателем в одностороннем порядке в сторону увеличения в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования городского округа «город Улан-Удэ». Пересмотр арендной платы в сторону уменьшения невозможен.
Согласно пункту 5.1 договора, арендатор обязан производить работы по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению переданного в аренду имущества в течение срока действия договора на сумму не менее 5 033 050 900 (сумма определяется в стократном размере арендной платы, определенной по результатам конкурса за весь срок действия договора).
Согласно пункту 5.2 договора, арендатор обязан в течение 30 дней с момента заключения настоящего договора предоставить арендодателю на утверждение графиквыполнения работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущества на весь срок действия договора с разбивкой по годам.
Стоимость работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущества ежегодно в течение 5 лет с начала действия договора должна составлять не менее 2% от суммы, указанной в пункте 5.1 настоящего договора, и не менее 3% от суммы, указанной в пункте 5.1 настоящего договора, ежегодно в последующие годы.
Комитет просит пункт 3.4.15 дополнить абзацами следующего содержания: «При проведении капитального ремонта, реконструкции переданного в аренду Имущества заблаговременно (не позднее чем за 20 дней до начала работ) уведомлять Арендодателя о начале работ с направлением графика выполнения работ, в том числе скрытых работ, а также допускать представителя Арендодателя на строительную площадку для осуществления контроля за ходом выполнения работ. Предоставлять Арендодателю по его требованию кадастровые паспорта на вновь созданные объекты теплоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности, акты разграничения эксплуатационной ответственности на вновь созданные сети теплоснабжения, сети горячего водоснабжения и документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь созданные объекты».
Между тем, в силу пункта 5.3 договора, арендатор обязан ежегодно в срок не позднее 01 марта текущего года предоставлять арендодателю на утверждение проект программы выполнения капитального ремонта, реконструкции, модернизации, технического перевооружения имущества (далее – проект Программы) на следующий год, согласованный с Комитетом городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Пунктом 5.6 договора предусмотрено, что арендатор обязан направлять отчетность о состоянии арендованного имущества и отчетность о ходе исполнения Программы по запросам арендодателя в двадцатидневный срок с момента получения указанного запроса.
Как установлено по делу, ответчиком представлены программы (проекты) по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущественного комплекса на 2015 г., на 2016 г. (с корректировками), на 2017 г., на 2018 г. (том 2 л.д. 120-154), согласованные Комитетом городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ и утвержденные Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ.
Письмами №129 от 28.01.2016, №2133 от 31.10.2016, №187 от 30.01.2017, №2349 от 31.10.2017, №155 от 31.01.2018 Обществом в адрес Комитета направлены отчет к вышеназванной Программе на указанный периоды (том 2, л.д. 90, 100, 101, 102, 119).
Оценив указанные обстоятельства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ответчик ежегодно направляет проекты программ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущественного комплекса, а также отчеты о ходе выполнения программы. Оснований считать, что Комитет не осведомлен о планируемых на муниципальном имуществе капитальном ремонте, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, не имеется.
Более того, Комитет на основании п.5.6 договора имеет право направить в адрес Общества запрос о предоставлении отчетности о состоянии арендованного имущества и ходе исполнения Программы. Данное положение договора аренды свидетельствует о том, что истец, с целью выполнения своих полномочий в области организации теплоснабжения, вправе в любое время запрашивать необходимые сведения о ходе выполнения программы капитального ремонта, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.
Согласно пункту 5.7. договора по запросу арендодателя арендатор обязан представить иные документы, касающиеся выполнения программы.
Согласно пункту 3.3.3. договора арендодатель вправе осуществлять проверку сохранности и использования имущества арендатором по целевому назначению. Такая проверка осуществляется арендодателем с участием уполномоченных представителей арендатора и его предварительным письменным уведомлением о дате и времени проверки в срок не менее чем за 10 календарных дней до такой проверки.
Кроме того, поскольку арендодатель является собственником имущества, в силу п. 1.4 договора и Закона (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) имеет доступ к имуществу и его право в этом договором или действиями (бездействиями) ответчика не ограничено. Обратного по делу не доказано.
Программы по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущественного комплекса, утверждаемые арендодателем ежегодно, содержат наименования объектов, виды работ, натуральные показатели в погонных метрах, диаметр трубопроводов, номер локальный сметы.
Таким образом, зная сроки исполнения работ по программе на очередной год, арендодатель не лишен возможности в порядке пункта 3.3.3. договора предложить арендатору уведомлять его о выполнении работ, которые интересуют арендатора, в том числе о дате приемки скрытых работ для участия представителя истца в приемке таких работ. Следовательно, необходимости в возложении на ответчика дополнительной обязанности заблаговременного уведомления арендодателя о начале работ по капитальному ремонту, реконструкции имущества не имеется.
В отношении условий абзаца 2 пункта 3.4.15 предлагаемых изменений, апелляционный суд отмечает, что создание новых объектов теплоснабжения, новых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения производится в рамках Инвестиционных программ, и не входит в предмет договора аренды. Исполнение условий договора о капитальном ремонте не меняет технических характеристик арендуемого имущества. Как следует из материалов дела, вся техническая документация на предмет аренды находится в распоряжении собственника (истца). При этом, Федеральные законы от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусматривают требований к изготовлению новой технической документации после проведения капитального ремонта.
Истцом с точки зрения права не обоснованы основания внесения предлагаемых дополнений.
Доводы истца о том, что после проведения капитального ремонта возникает новый объект, несостоятельны в правовом отношении.
В отношении условий пункта 4.1 договора, апелляционный суд отмечает следующее.
Комитет просит пункт 4.1 изложить в следующей редакции: «4.1. Годовой размер арендной платы составляет 31 011 101,43 (Тридцать один миллион одиннадцать тысяч сто один руб. 43 коп.) рублей без учета НДС; НДС, 18% - 5 581 998,26 (Пять миллионов пятьсот восемьдесят одна тысяча девятьсот девяносто восемь руб. 26 коп.) рублей. Всего, с учетом НДС, - 36 593 099,69 (Тридцать шесть миллионов пятьсот девяносто три тысячи девяносто девять руб. 69 коп.) рублей. Арендная плата изменяется Арендодателем в одностороннем порядке в сторону увеличения в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования городского округа «город Улан-Удэ. Арендная плата считается измененной по истечении 20 календарных дней с момента получения Арендатором уведомления об изменении арендной платы. Пересмотр арендной платы в сторону уменьшения невозможен».
Как установлено по делу, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.12.2015 по делу №А10- 4926/2015 пункт 4.1 договора аренды дополнен абзацем следующего содержания: «Арендная плата изменяется арендодателем в одностороннем порядке в сторону увеличения в соответствии с нормативноправовыми актами муниципального образования городского округа «город Улан-Удэ». Пересмотр арендной платы в сторону уменьшения невозможен». Основанием для изменения данного пункта договора являлось приведение содержания пункта договора в соответствие с конкурсной документацией.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что арендная плата подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке в сторону увеличения в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования городского округа «город Улан-Удэ».
В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как указано в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публичноправовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.
Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ).
Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, арендодатель обязан уведомить арендатора об изменении размера арендной платы.
Изменение арендной платы происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Относительно условия «Арендная плата считается измененной по истечении 20 календарных дней с момента получения Арендатором уведомления об изменении арендной платы», суд первой инстанции верно отметил, что ранее вышеуказанным решением суда по делу №А10- 4926/2015 пункт 4.1 в части изменения арендной платы изменен в связи с приведением данного пункта в соответствие с конкурсной документацией. Предлагаемое новое условие в конкурсной документации не предусмотрено, следовательно, оснований для изменения пункта 4.1 договора не имеется.
Предлагаемые истцом изменения пункта 5.1 договора правомерно отклонены со ссылками на положения статей 447, п. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку изложенные в предлагаемом дополнении условия не соответствуют критериям, предусмотренным конкурсной документацией и как следствие изменяют существенные условия договора, что недопустимо.
Все иные доводы апелляционной жалобы, при установленных фактических обстоятельствах не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные, а равно принятия доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 февраля 2019 года по делу №А10-3659/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий В.ФИО4
Судьи Н.В. Ломако
В.А. Сидоренко