Четвертый арбитражный апелляционный суд
672000, г. Чита, ул. Ленина 100-б
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции
г. Чита Дело № А19-26339/06-36
04АП-1797/2007
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2007г., резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2007г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
судей Стасюк Т.В. и Юдина С.И.,
при ведении протокола судьей Шарковой К.Ж.,
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие сторон
апелляционную жалобу ООО «Торговая компания «Ангарская» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 апреля 2007г. (судья Самойлова О.И.) по делу № А19-26339/06-36 по заявлению ООО «Торговая компания «Ангарская» к Администрации г. Бодайбо и районао признании незаконными решения о приостановлении действия лицензии,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговая Компания «Анграская» (далее - заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения администрации г. Бодайбо и района № 529-рз от 23.11.2006 «О приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции».
Иск мотивирован тем, что администрацией нарушены требования статьи 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в действиях заявителя не имеется нарушений, предусмотренных Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 13.12.2005 № 190-ПА.
Решением суда от 02 апреля 2007г. требования заявителя отклонены.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит заявленные требования удовлетворить.
Стороны о рассмотрении дела уведомлены, представителей в суд не направили, по правилам ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 11.04.2006, о чем МИ МНС РФ № 3 по Иркутской области выдано свидетельством серии 38 № 002436173.
Администрацией г. Бодайбо и района заявителю выдана лицензия № ME 003445 от 29.09.2006 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в принадлежащих заявителю торговых точках, указанных в лицензии, сроком действия до 28.06.2011.
07.11.2006 должностными лицами МИ ИФНС России № 3 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу проведена проверка по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в принадлежащем обществу магазине «Ангарск», расположенном по адресу: <...>.
Проверкой выявлен факт реализации алкогольной продукции, а именно, 16 наименований алкогольной продукции общим объемом 5,97 дал., в том числе, водки 14 наименований объемом 5, 345 дал., в отсутствие товаросопроводительных документов, справок к ним и сертификатов соответствия, а также в отсутствие маркировки указанной алкогольной продукции федеральными специальными марками установленного образца.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 07.11.2006 № 14-46/113, а также отражены в составленных 09.11.2006 должностными лицами налогового органа в отношении общества и его руководителя протоколах об административном правонарушении №№20-24.
На основании материалов проверки, проведенной налоговым органом, направленным в лицензирующий орган, Администрацией г. Бодайбо и района вынесено распоряжение от 23.11.2006 № 529-рз о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной заявителю сроком на 6 месяцев.
Заявитель, считая указанное распоряжение Администрации г. Бодайбо и района не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд о проверке его законности.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 административный орган при принятии решения о приостановлении или аннулировании лицензии должен руководствоваться нормами Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона.
Порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
При этом под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии со статьей 18 указанного закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Постановлением Администрации Иркутской области от 13.12.2005 № 190-па утвержден порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области.
Подпунктом 3 пункта 2 данного постановления предусмотрено, что под лицензирующим органом понимается орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, которому в установленном порядке переданы отдельные государственные полномочия по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории соответствующего муниципального образования.
Статьей 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона. Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
Судом установлено, что в Администрацию г. Бодайбо и района из налогового органа поступили материалы проверки заявителя, в соответствии с которыми было установлено, что общество осуществляло реализацию алкогольной продукции, в отсутствие документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, указанных в статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Данные нарушения явились основанием для принятия администрацией г. Бодайбо и района распоряжения о приостановлении действия лицензии.
Факт получения распоряжения № 529-рз от 23.11.2006 «О приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции» обществом не отрицается.
Общество, в лице его законного представителя ФИО1, было ознакомлено с материалами проверки, в том числе актом от 07.1.2006 № 14-46/113, приведенный в объяснениях к акту проверки довод общества о том, что указанная в акте проверки алкогольная продукция обществу не принадлежит, не изменяет факта нахождения данной алкогольной продукции в торговой точке, принадлежащей обществу.
Действующее законодательство не предусматривает для лицензирующего органа возможности определения достоверности выводов, изложенных в материалах проверки, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
Законом Иркутской области от 25 ноября 2005 года № 86-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции» органы местного самоуправления Муниципального образования города Бодайбо и района наделены полномочиями по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в установленном порядке и приостановлению действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случаях, установленных законодательством.
В данном случае решение о приостановлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции было принято на основании материалов проверки представленных МИ ИФНС России № 3 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу, которая в соответствии с Положением о Министерстве по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783 названа в качестве органа, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доводы заявителя о том, что он в порядке административного производства к административной ответственности не привлекался, об отсутствии с его стороны вины в допущенном нарушении подлежат отклонению.
Решение о приостановлении действия лицензии принято компетентным органом, при наличии правовых оснований, в соответствии с действующим законодательством. Данное решение основано на материалах проверки, подтверждающих нарушение лицензионных условий.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 апреля 2007г. по делу № А19-26339/06-36 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
председательствующий судья Шаркова К.Ж.
судьи Стасюк Т.В.
Юдин С.И.