ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-13128/2018
17 мая 2019 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества «Дирекция объединенных строительных трестов» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года по делу №А19- 13128/2018 по заявлению Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества «Дирекция объединенных строительных трестов» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании недействительным предписания,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
региональное строительно-промышленное открытое акционерное общество «Дирекция объединенных строительных трестов» (далее – заявитель, общество или ОАО «Дирекция объединенных строительных трестов») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее – служба, надзорный орган) с заявлением о признании недействительным предписания № 521/18 от 24.04.2018, выданного по результатам проведения внепланового мероприятия по лицензионному контролю.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 предписания службы № 521/18 от 24.04.2018 отказано.
Производство по делу в части требования о признании недействительным пункта 2 предписания службы № 521/18 от 24.04.2018 прекращено.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об изменении решения суда первой инстанции как незаконного и не мотивированного. ОАО «Дирекция объединенных строительных трестов» считает недействительным пункт 1 оспариваемого предписания, по мотивам, изложенным в жалобе. В части оспаривания пункта 2 предписания службы № 521/18 от 24.04.2018 просит обжалуемое решение оставить без изменения.
Служба в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, в связи с полным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и соответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также правильным применением норм материального права. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и служба явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя службы от 28.03.2018 №521 ср-п должностными лицами надзорного органа в период с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 24.04.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «Дирекция объединенных строительных трестов» в части начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>.
Проверка проводилась с целью проверки информации, содержащейся в обращении собственника указанного жилого помещения.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.04.2018 № 521/18, а именно установлено нарушение требований Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 №75-мпр, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 1 части 1, подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156 подпунктов 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании результатов проверки, изложенных в акте от 24.04.2018 №521/18, должностными лицами отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда и отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы обществу выдано предписание № 521/18 от 24.04.2018, которым ОАО «Дирекция объединенных строительных трестов» предписано устранить в срок до 04.07.2018 обнаруженные в ходе проверки нарушения:
1 пункт: произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества МКД № 15 за период с 01.06.2017 по 31.03.2018 исходя из норматива 0,72 кВт.ч. в месяц на кв.м.; с 01.04.2018 применять при начислении платы по МКД №15 величину норматива равную 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. при начислении платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленную в целях содержания общего имущества в соответствии с пунктом 9 таблицы «Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 №75-мпр; предоставить в службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно платежные документы МКД №15 с выполненным перерасчётом платы, с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчёта; предоставить в службу копию правового акта о применении норматива равного 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. с 01.04.2017;
2 пункт: исключить при расчёте размера платы за коммунальный ресурс электрическая энергия, потребленный при содержании общего имущества по МКД №15 площадь чердака; произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества в МКД №15 за период с 01.06.2017 по 31.03.2018 с учётом исключения площади чердака; с 01.04.2018 исключить при расчёте размера платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества в МКД №15 площадь чердака; предоставить в службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно: платежные документы по МКД №15 с выполненным перерасчётом платы, с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчета.
Полагая, что вышеуказанное предписание службы не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в предписании требований, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) с учётом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5 частью 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Согласно статье 17 Закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На территории Иркутской области органом государственного жилищного надзора является служба (Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 №594-пп).
Внеплановая документарная проверка проведена на основании распоряжения руководителя службы от 28.03.2018 № 521 ср-п в связи с поступившим заявлением собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, то есть проверка проведена службой в пределах предоставленных полномочий.
В суде первой инстанции заявитель отказался от требования в части признании недействительным пункта 2 предписания службы № 521/18 от 24.04.2018, в связи с чем суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в этой части.
Относительно оспаривания пункта 2 предписания службы № 521/18 от 24.04.2018 суд первой инстанции указал следующее.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 9.3).
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
В целях исполнения вышеуказанных правил на территории Иркутской области Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 №75-мпр утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области и в частности нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, указанным в Информации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области к определению размера расходов граждан на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 27.11.2017 №02-58-9612/17 нормативы определены исходя из суммарного годового потребления электроэнергии группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД; нормативы при определении платы применяются для МКД при наличии полного перечня электрического оборудования в многоквартирном доме.
В случае отсутствия категорий многоквартирных домов с необходимым сочетанием электрического оборудования, утвержденных Приказом №75-мпр, определение объёма коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из минимального норматива.
Служба настаивает на применении минимального тарифа в размере 0,72 кв.ч. в месяц на кв.м.
Согласно требованиям Федерального законодательства определение порядка по установлению уполномоченными органами нормативов, с единым подходом на всей территории Российской Федерации, отнесено к исключительной компетенции федерального органа государственной власти – Правительства Российской Федерации.
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области осуществляя в данной сфере соответствующую деятельность, основывается на действующих нормах законодательства ограничено установленными ими пределами.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определяется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306.
В соответствии с пунктом 13 названных Правил нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД определяются с использованием формул согласно приложению №1.
Нормативы по электроэнергии определения в соответствии с формулой №34 приложения 31 к Правилам №306 исходя их суммарного годового потребления электрической энергии соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Пунктом 11 Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями МКД и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении №2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Согласно пункту 9(1) Правил № 306 ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38 Правил № 306, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности.
В соответствии с пунктом 29 Правил № 306 нормативы включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы в целях содержания общего имущества в МКД устанавливаются с применением расчетного метода.
В городские округа Министерством было направлено письмо с запросом о предоставлении необходимой информации для расчета нормативов.
Управляющие компании Иркутской области были предоставлены данные, на основании которых рассчитаны нормативы по электрической энергии для 9 категорий многоквартирных домов. Указанные нормативы и были утверждены Приказом Министерства №75-мпр.
Так, согласно пункту 8 нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов оборудованных насосным оборудованием, ИТП и дополнительным оборудованием, и не оборудованные лифтами установлен норматив потребления электроэнергии 2,52 кВт. ч в месяц за кв.м.
В пункте 2 примечаний к нормативу установлено, что:
«дополнительное оборудование» - системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования;
«индивидуальный тепловой пункт» - прибор учета тепловой энергии, циркуляционный насос, регулируемый узел смешения.
Доказательств, что дом № 15 оборудован насосным оборудованием и дополнительным оборудованием соответствующим указанному содержанию, общество в суд первой инстанции не представило.
Оценив категорию многоквартирного дома № 15 по акту проверки, суд установил, что в данном доме 5 этажей, установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, оборудован осветительными установками, установленными в подъездах и подвалах, наружным освещением на фасаде дома, дверными запирающими устройствами, усилителями антенн коллективного пользования и не оборудован лифтами.
Сопоставив фактически имеющееся оборудование в указанном доме с содержанием пункта 8 категории МКД (Нормативов) суд установил, что поскольку материалами дела не подтверждается, что указанный дом оборудован насосным оборудованием и дополнительным оборудованием системы противопожарного оборудования и дымоудаления) применение обществом в период с 01.06.2017 по 31.03.2018 тарифа по нормативу потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 2,52 кВт.ч. в месяц на кв.м является неправомерным.
С 27.04.2018 вступил в силу Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.04.2018 №60-мпр, которым внесены изменения в Приказ №75-мпр от 17.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области».
Данным приказом норматив потребления электрической энергии в размере 1,77 кВт.ч в месяц на кв.м. установлен пункт 22 норматива потребления для Многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, телекоммуникационным оборудованием, дверными запирающими устройствами, приборами учета коммунальных ресурсов.
На основании изложенного суд полагает, что общество неправомерно в указанный период при исчислении потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяло норматив потребления в размере 2,52 кВт.ч в месяц на кв. м.
Довод общества о том, что указанный дом не подпадал ни под одну категорию МКД указанных в Приказе Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 № 75-мпр, в связи с чем, использовался тариф близкий по содержанию к фактическому обустройству дома, суд первой инстанции верно признал необоснованным, поскольку пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлен порядок определения расходов включаемых в плату на содержание общего имущества МКД, когда не утверждены нормативы потребления.
Действующее законодательство не предоставляет права управляющим компаниям при содержании общего имущества начислять плату за его содержание в ином порядке, чем это установлено статьями 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 №75-мпр, в том числе в отношении потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и не позволяет применять тариф «наиболее близкий тариф». Обществом в заявлении указано на дату, с которой надлежит применять норматив в размере 0,72 кв.ч. в месяц на кв.м., а именно в оспариваемом предписании указана дата: 01.04.2018.
Служба распоряжением №200-ср от 04.09.2018 внесла в пункт 1 оспариваемого предписания изменения, а именно: исправлена вышеуказанная дата с 01.04.2018 на 01.04.2017.
Таким образом, служба посчитала указанную ошибку технической, не влияющей на суть предписания, тем более, что в акте проверки указанной ошибки допущено не было.
Общество полагая, что служба не могла внести изменения в предписание, по мнению заявителя, указанное не предусмотрено действующим законодательством. Суд первой инстанции правомерно посчитал данный довод общества ошибочным в виду следующего.
В соответствии с Положением о Службе государственного жилищного надзора, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 №594- пп, служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
Служба в соответствии с законодательством по вопросам своей деятельности издает приказы и распоряжения, разрабатывает проекты правовых актов в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Ненормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган государственной власти, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом этого органа ненормативный правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
Анализ норм действующего законодательства позволил суду первой инстанции прийти к выводу об отсутствии прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений, а также отмену этого акта.
Таким образом, Служба имела право, в порядке самоконтроля внести изменения в оспариваемое предписание до вынесения судебного акта по настоящему делу.
Довод общества о том, что информация Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 27.11.2017 №02-58-9612/17 не является официальным толкованием Приказа №75-мпр от 17.05.2017 и служба не может руководствоваться данным в указанной информации разъяснениями, суд первой инстанции верно признал несостоятельным в силу следующего.
Согласно статьям 61, 62 Закона Иркутской области от 12.01.2010 №1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» официальное толкование правовых актов области представляет собой властнообязательное разъяснение содержания правовых предписаний этих актов правомочным правотворческим органом области. Основанием принятия акта официального толкования правового акта области является обнаружившаяся неопределенность в понимании соответствующего правового акта области, препятствующая его правильному применению либо порождающая противоречивую практику его применения.
Следовательно, разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг уполномочено давать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, именно как орган, издавший приказ №75-мпр от 17.05.2017.
Указанная Информация к определению размера расходов граждан на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 27.11.2017 №02-58-9612/17 издана в связи с обращениями, поступившими в Министерство по вопросу расчета размере расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу, что оспариваемое предписание содержит правомерный вывод о нарушении заявителем требований Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 №75-мпр, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 1 части 1, подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156 подпунктов 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому на заявителя правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года по делу № А19-13128/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Каминский В.Л.
Басаев Д.В.