Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е. судей Бушуевой Е.М., Куклина О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) – ФИО1, представителя по доверенности №5933 от 27.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.06.2020 по делу №А58-12183/2019 по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 988 781 руб.,
установил:
Администрация муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 988 781 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование в жалобы указывает, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела о взыскании убытков и неправильно применены нормы материального права, а именно не применены подлежащие применению нормы статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Произведенное Министерством бесспорное взыскание средств при отсутствии вины администрации в нецелевом использовании бюджетных средств является для Администрации убытками, а именно - утратой имущества (реальным ущербом). Указанные убытки причинены без законных оснований, следовательно, отказ от возврата бесспорно взысканной суммы является неправомерным. Судом при вынесении обжалуемого решения допущено нарушение нормы процессуального права - не применена норма части 2 ст. 69 АПК РФ, что привело к вынесению неправильного и незаконного решения. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.08.2018 по делу №А58-4688/2018 установлено, то постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) №1/15.14-2018/187 от 24.05.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 №1/15.14-2018/187 признано незаконным и отменено. Указанное решение имело для суда преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела. Судом первой инстанции не был произведен анализ нормативных правовых документов Правительства Республики Саха (Якутия), регламентирующих порядок предоставления субсидии, что повлекло за собой неправильные выводы суда о нецелевом использовании администрацией бюджетных средств. анализ региональных нормативных правовых документов показывает, что при подготовке проекта постановления Правительства была допущена ошибка, которая в дальнейшем была самостоятельно устранена региональным законодателем. Денежные средства субсидии из государственного бюджета должны были выделяться не на «организацию и проведение конкурса» а непосредственно на «реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию». В мотивировочной части оспариваемого решения отсутствуют мотивы, по которым суд первой инстанции отклонил доводы администрации, о том, что действия Министерства в части отказа в возврате бесспорно взысканных средств являются неправомерными и влекут за собой возникновение убытков администрации. Судом к материалам дела приобщены к материалам дела ходатайство от 26.05.2020 №17/16-1-33/22-776, соглашение №20 от 06.05.2016, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 №55 и от 12.05.2016 №155. Указанные документы Министерством в адрес администрации не направлялись. Выводы суда, что администрация нецелевым образом израсходовала средства субсидии, выделенной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, противоречат материалам дела и сделаны в связи с неверным толкованием и применением норм регионального законодательства.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленного ответчика.
Как следует из материалов делаи установлено судом первой инстанции, в 2018 году Министерством финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета МО «Мирнинский район» бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования заказанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы.
Проверкой установлено, что в 2016 году субсидия из государственного бюджета РС (Я) в размере 988 781 руб. направлена на проведение молодежных мероприятий, материальную и техническую поддержку деятельности военно-патриотических клубов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии».
По итогам проверки Министерством финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление от 24.05.2018 №1/15.14-2018/187 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении.
Указанным постановлением Администрация МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование субсидии из государственного бюджета РС(Я) на сумму 988 781 руб.) и привлечена к административной ответственности.
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) 07.06.2018издан приказ
№01-04/0849 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
В соответствии с указанным приказом к МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) применена бюджетная мера принуждения путем бесспорного взыскания суммы 5 830 454,18 руб., в состав которой входила сумма 3 136 995 руб. за нецелевое использование субсидий на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в 2016 и 2017 годах (соответственно 998 781 руб. и 2 148 214 руб.). 1
1.06.2018 денежные средства в сумме 3 136 995 руб. были списаны со счета МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) за счет доходов бюджета.
В состав указанной суммы входили денежные средства в размере 998 781 руб. (субсидия за 2016 год).
Администрация, не согласившись с выводами административного органа - Министерства финансов Республики Саха (Якутия), изложенными в постановлении от 24.05.2018 №1/15.14-2018/187, обжаловала указанное постановление в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.08.2018 по делу №А58-4688/201 постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 24.05.2018 №1/15.14-2018/187 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Решение административным органом не обжаловано, вступило в законную силу.
Полагая, что основания для применения меры бюджетного принуждения были признаны необоснованными, 23.11.2018 Администрация обратилась в адрес Министерства финансов Республики Саха (Якутия) с письмом от №4640 о возврате бюджетных средств в сумме 988 781 руб., взысканных в бесспорном порядке.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) письмом от 02.08.2019 №17/16-1-33/23-1365 отказало в возврате бюджетных средств, указывая на отсутствие правовых оснований для возврата.
Администрация 30.08.2019 повторно обратилась в адрес Министерства финансов Республики Саха (Якутия) с письмом №3667 о рассмотрении вопроса о возврате бесспорно списанных денежных средств.
Письмом №17/16-1-33/23-1911 от 24.10.2019 Министерство финансов Республики Саха (Якутия) повторно ответило отказом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 №2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы», в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи».
Целью подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами подпрограммы - развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.
В соответствии с Приложением №7 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 №2511 в систему программных мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» входит, в том числе проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (2.2.3).
Как установлено судом, в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 14.03.2015 №55 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), который устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
На основании указанного Порядка между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и Администрацией муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (администрация) заключено соглашение от 06.05.2016 №20 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 году бюджету МО «Мирнинский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 837 496 рублей.
К соглашению заключено дополнительное соглашение от 19.05.2016 №20, согласно которому объем субсидии составил 988 781 руб., финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета - 1 950 000 руб.
Как следует из акта выездной проверки от 20.04.2018 и не оспаривается истцом, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) Администрацией МО «Мирнинский район» РС (Я) произведены расходы на общую сумму 988 781 руб., в том числе на основании распоряжения Главы МО «Мирнинский район» PC (Я) от 22.03.2016 № 0258 оплачен муниципальный контракт с индивидуальным предпринимателем ФИО2 от 13.05.2016 №0116300000215000146-0039794-01 на организацию мероприятий Районного комитета молодежи: организация военно-спортивного лагеря и военно-полевых сборов, подготовка и организация спартакиады молодежи, курсов для развития творческих способностей талантливой молодежи, байкер-шоу «Байконур» на сумму 247 496,00 руб., в том числе за счет средств государственного бюджета РС(Я) - 87 496,00 руб.
Согласно акту от 29.06.2016 №16 оказаны услуги по организации и проведению военно-полевых сборов и военно-спортивного лагеря на сумму 247 496 руб.; на основании распоряжений и.о. Главы МО «Мирнинский район» РС(Я) ФИО3 от 22.06.2016 № 0520 и от 08.08.2016 № 0626 в целях обеспечения участия молодежи Мирнинского района в республиканских и районных мероприятиях оплачены муниципальные контракты с МУП «Чароит» от 05.08.2016 №0116300000216000307-0039794-01 и от 14.08.2016 №0116300000216000404-003979401 на оказание автотранспортных услуг (автобусы) для Районного комитета молодежи на сумму 345 938,17 руб., в том числе за счет средств государственного бюджета РС(Я) – 321 285,00 руб.
Согласно актам от 08.08.2016 №344, от 14.09.2016 №382 и от 28.11.2016 №508 оказаны автотранспортные услуги на общую сумму 345 938,17 руб., из них: Мирный-Светлый-Мирный (21 и 26 ноября 2016 года) для участия в молодежном образовательном форуме «Вилюй-2016» с 21 по 26 ноября 2016 года на сумму 72 584,32 руб.; Мирный-Арылах-Мирный для участия в мероприятии: Летний кубок «Алмазной лиги КВН» на сумму 45 353,85 руб.; Мирный-Амга-Мирный для участия в Республиканском национальном празднике Ысыах молодежи в с. Амга на сумму 228 000,00 руб. - на основании распоряжений И.о. Главы МО «Мирнинский район» РС(Я) ФИО3 от 04.07.2016 № 0571, № 0575 в целях материальной и технической поддержки деятельности военно-патриотических клубов Мирнинского района и молодежных общественных организаций и клубов, а также проводимых ими мероприятий оплачены расходы на сумму 485 650 руб., в том числе:
поставка стартовых маек и камуфляжных костюмов на сумму 50 000 руб. согласно муниципальному контракту с ООО «Награда» от 19.09.2016 №0116300000216000408-0039794-01, товарной накладной от 05.10.2016 №1223. Оплата произведена в размере 50 000,00 руб., в том числе за счет средств государственного бюджета РС(Я) - 14 350,00 руб.;
поставка военной формы для военно-патриотических клубов в количестве 10 комплектов на сумму 80 000 руб. согласно муниципальному контракту с ООО «РАВИАЛ» от 21.09.2016 №0116300000216000407-0039794-01, товарной накладной от 18.10.2016, платежному поручению от 07.11.2016 №3879;
поставка макетов масса-габаритного военного оборудования для военно-патриотических клубов Мирнинского района (ММГ карабина, гранаты, пневматический автомат) на сумму 291 000 руб. согласно муниципальному контракту с ООО «Базисные системы» от 21.09.2016 №01163000002160004100039794-01, товарной накладной от 05.10.2016 №608, платежному поручению от 19.10.2016 №3660;
поставка кадетских шашек для военно-патриотических клубов в количестве 10 штук на сумму 64 650,00 руб. согласно муниципальному контракту с индивидуальным предпринимателем ФИО4 от 20.10.2016 № 0116300000216000453-0039794-01, товарной накладной от 27.10.2016 №103, платежному поручению от 07.11.2016 № 3938.
На основании распоряжения И.о. Главы МО «Мирнинский район» РС(Я) ФИО3 от 26.08.2016 № 0651 оплачен муниципальный контракт с индивидуальным предпринимателем ФИО2 от 19.10.2016 №0116300000216000454-0039794-01 на оказание услуг по организации секции патриотического воспитания и информационно-консультационных услуг на молодежном форуме «Вилюй» на сумму 340 000 руб., в том числе за счет средств государственного бюджета РС(Я) - 130 000 руб.
Согласно актам от 21.11.2016 № 22 и от 21.11.2016 № 23 оказаны услуги по организации секции «патриотического воспитания» в рамках образовательного форума «Вилюй» и информационно-консультационные услуги на сумму 340 000 руб.
Из акта проверки следует, что средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 988 781 руб. направлены на проведение молодежных мероприятий, материальную и техническую поддержку деятельности военно-патриотических клубов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии.
Таким образом, средства использованы не по целевому назначению.
Довод заявителя жалобы о том, что отмена постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) №1/15.14-2018/187 от 24.05.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении свидетельствует об отсутствии факта нецелевого использования денежных средств был предметом рассмотрения суда и обоснованно отклонен.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года по делу №А58-4688/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) №1/15.14- 2018/187 от 24.05.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 №1/15.14-2018/187 признано незаконным и отменено, принято в виде резолютивной части, мотивированное решение не изготавливалось, в связи с чем, не могут быть сопоставлены основания удовлетворения требований по указанному делу с обстоятельствами настоящего дела.
Учитывая, что факт использования денежных средств не по целевому назначению подтвержден, отмена постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) №1/15.14-2018/187 от 24.05.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.08.2018 не является правовым основанием для возврата бесспорно взысканной по приказу Министерства от 07.06.2018 №01-04/0849 суммы в размере 988 781 руб.
Доводы жалобы о том, что ответчиком в адрес истца не были представлены соглашение №20 от 06.05.2016, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 №55 и от 12.05.2016 №155 подлежат отклонению, поскольку экземпляр соглашения №20 от 06.05.2016 имеется в Администрации, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 №55 и от 12.05.2016 №155 находятся в свободном доступе.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.06.2020 по делу
№А58-12183/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий: А.Е. Мацибора
Судьи Е.М. Бушуева
О.А. Куклин