Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А10-6795/2021
«06» июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горная компания» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2022 по делу № А10-6795/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горная компания» (ОГРН 1050302710457, ИНН 0323124275) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.06.2021 №5 в части начисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 285 620 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
от ООО «Горная компания»: Медведева Е.С.- представитель по доверенности от 22.07.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования; Балашова Д.А.- представитель по доверенности от 09.07.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия: Петрова О.М.- представитель по доверенности от 25.10.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования; Иванова А.С.- представитель по доверенности от 16.2.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Горная компания» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением о признании незаконным решения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.06.2021 №5 в части начисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 285 620 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2022 по делу № А10-6795/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, общество не согласно с выводами суда о том, что если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлечённого минерального сырья и получаемая продукция в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности относится к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырьё. Заявитель указывает на то, что в техническом проекте разработки месторождений в обязательном порядке всегда содержится информация не только о технологических решениях по добыче полезных ископаемых, но и информация о переработке полезных ископаемых (обогащении), реализации произведенной товарной продукции, ее качестве и требованиях потребителей, следовательно, в техническом проекте разработки месторождения в обязательном порядке предусмотрено производство товарной продукции, ее основные этапы и технология. Также заявитель указывает на то, что судом не оценены его ссылки на специальные регламентирующие документы, регулирующие производство горных работ. Не согласен заявитель с выводом суда о том, что нефракционированный известняк является лишь сырьем, а его переработку следует рассматривать не как переработку полезного ископаемого, а как доведение полезного ископаемого до требуемых стандартов; указывает на то, что вторичное дробление и измельчение направлено на получение различных видов товарной продукции, необходимой потребителям, а не на доведение до требуемых стандартов качества полезного ископаемого. По мнению заявителя, факт отражения в отчётах №5-гр и №70-ТП фактических объёмов добычи именно известняка карбидного и известняка строительного подтверждает, что именно такой известняк поставлен на государственный баланс и является для налогоплательщика добытым полезным ископаемым.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором налоговый орган выводы суда первой инстанции поддерживает, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 28.04.2022.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2022 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия на правопреемника - УФНС России по Республике Бурятия в связи с прекращением деятельности юридического лица, Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия в результате реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.
Представители заявителя в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия о проведении выездной налоговой проверки от 23.12.2019 №22 в отношении ООО «Горная компания» налоговым органом в период с 23.12.2019 по 25.09.2020 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам проверки установлена, в том числе неуплата НДПИ за 2016-2018 года в сумме 3 285 620 руб., в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий, в нарушение статей 336-340 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем составлен акт налоговой проверки от 25.11.2020 №13.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 25.11.2020 №13, дополнения к акту проверки №13/1 от 23.04.2021, с учетом возражений налогоплательщика от 19.02.2021 и других материалов, заместителем начальника инспекции принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.06.2021 №5, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДПИ в виде взыскания штрафа в размере 37 704, 15 руб.,
Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено, в том числе уплатить недоимку по НДПИ в сумме 3 285 620 руб., соответствующие пени в сумме 1 249 295,84 руб.
Не согласившись с указанным решением 18.06.2021 №5 в части доначисления НДПИ в размере 3 285 620 руб., соответствующих суммы пени в 1 249 295,84 руб. и штрафа в размере 37 704, 15 руб., налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган УФНС России по Республике Бурятия.
Решением УФНС России по РБ от 27.08.2021 №15-14/11637 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение Межрайонной ИФНС России №1 по РБ признано вступившим в силу.
Несогласие налогоплательщика с решением Межрайонной ИФНС России №1 по РБ от 25.03.2021 №3 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 285 620 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, явилось основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предмет доказывания правомерности принятия налоговым органом по результатам налоговой проверки решения о привлечении к налоговой ответственности входит соблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки.
Нарушений прав налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки судом не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в проверяемом периоде общество осуществляло деятельность по добыче известняка на основании лицензий от 26.06.2007 серии УДЭ 01156 ТЭ (Месторождение «Билютинский»), УДЭ 01157 ТЭ (Месторождение «Татарский ключ») и в силу статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации, являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно налоговым декларациям по НДПИ за 2016-2018 года налогоплательщиком отражена добыча полезного ископаемого «Известняк», код добытого полезного ископаемого- 10006. При этом количество добытого полезного ископаемого отражено, исходя из объема известняка нефракционного, определенного на основании маркшейдерских инструментальных замеров, а стоимость добытых полезных ископаемых при определении налогооблагаемой базы рассчитана, исходя из расчетной стоимости недробленного известняка.
По результатам проведенной проверки, налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по НДПИ за проверяемый период на сумму 59 738 536 руб. вследствие неверного признания в качестве добытого полезного ископаемого нефракционного известняка, тогда как в соответствии с технической документацией полезным ископаемым признаются фракции известняка:
- фракции 0-5 мм,
- фракции 0-50 мм,
- фракции 5-20 мм,
- фракции 30-80 мм,
- фракции 80-200 мм.
Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 "НДПИ" Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В частности в пункте 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчаногравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Пунктом 3 статьи 337 НК РФ также предусмотрено, что полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча известняка включает добычу, дробление и измельчение известняка (код 08.11).
В письмах Минфина России от 14.08.2007 №03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 №03-12- 11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
Таким образом, при определении вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 №64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
В статье 337 НК РФ термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества.
Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 Налогового кодекса следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2013 N 189-О и от 24.12.2013 N 2059-О, от 25.06.2019 N 1517-О).
Соответственно в пункте 1 статьи 337 НК РФ конкретизируется понятие полезного ископаемого именно в целях использования в налоговых отношениях, и термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении.
Для целей налогообложения полезным ископаемым признается не минеральное сырье, фактически добытое из недр, а продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе), в отношении которой завершены все технологические операции по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 337 НК РФ, полезным ископаемым для целей исчисления НДПИ признается не фактически добытое (извлеченное) из недр минеральное сырье (порода), а продукция горнодобывающей промышленности, извлекаемая (получаемая) из этого минерального сырья (породы), которая первая по своему качеству соответствует какому-либо указанному в данном пункте стандарту.
При этом технологические операции по получению такой продукции должны быть также включены в комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, а также относится к операциям горнодобычи, а не переработки.
Согласно пункту 8.1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений-недропользования на своих территориях
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным 10 фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, в связи с чем необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 НК РФ, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения. Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Следовательно, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья и получаемая продукция в соответствии с Классификатором продукции по видам экономической деятельности относятся к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье.
В материалы дела представлена «Корректировка проекта «Карьер на базе месторождения известняков Татарский ключ», согласно которой в основу техникоэкономических требований заложены технические условия - ТУ-301-10-025-90 «Карбонатные наполнители месторождения «Татарский ключ» (Приложение № 10 к Акту). По составу и окраске известняки месторождения разделяются на два сорта: белые чистые и светло-серые скарнированные.
Белые чистые известняки отвечают по содержанию полезных и лимитирующих компонентов техническим условиям ТУ 301-10-025-90 для производства алкидных эмалей, грунтовок, маслянных, фасадных и водно-дисперсионных красок.
Светло-серые скарнировнные известняки по внешнему виду слабо отличаются от белых чистых, но характеризуются более высоким содержанием двуокиси кремния (от 2,89 до 6%) и меньшими значениями белизны (менее 72%) и соответствуют по качеству карбонатному сырью с техническим условиям ТУ-6-01-894-74 «Известняк Билютинского месторождения» для производства цемента и строительной извести (ТУ-6-01 -1291-84).
В разделе 4 «Экономическая оценка эффективности инвестиций» проектной документации «Техническое перевооружение карьера на базе месторождения известняков «Татарский ключ» изложены основные аспекты оценки эффективности инвестиционного проекта по отработке запасов известняков месторождения Татарский ключ:
-методика оценки;
-экономическое окружение-сведения о налогах и налогооблагаемой базе;
-инвестиционные издержки-финансовые вложения на приобретение и замену оборудования по истечению срока полезного использования, а также затраты на пополнение оборотного капитала;
-затраты на производство и сбыт продукции-определение затрат, включенные в себестоимость продукции;
-производственная программа и расчет выручки от реализации продукции- прогноз выручки от реализации и объемов добычи;
-расчет чистой прибыли, рентабельность- прогноз прибыли;
-коммерческая эффективность инвестиций - исследование целесообразности осуществления инвестиций в данный проект, показатели коммерческой эффективности проекта;
-бюджетная эффективность - выявление степени влияния результатов от реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального и местного бюджетов;
-анализ чувствительности - определение степени влияния варьируемых факторов на финансовые результаты корректировки проекта;
Определение, анализ и интерпретация финансовых показателей проекта осуществлены в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477. Эталоны ТЭО строительства предприятий по добыче и обогащению угля. В экономические расчеты приняты следующие показатели:
- объем производства добычи и реализация; цена товарной продукции; перечень оборудования, а также ее замена; материальные затраты (ГСМ, электроэнергия, запчасти, шины, взрывчатые вещества, прочие материалы); численность персонала; оплата труда, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС; затраты на дробление; капитальные затраты (подготовка территории строительства, благоустройство, озеленение и т.п.); расходы по обычным видам деятельности; себестоимость добычи и себестоимость товарной продукции.
Согласно указанному разделу 4 «Экономическая оценка эффективности инвестиций» проектной документации «Техническое перевооружение карьера на базе месторождения известняков «Татарский ключ», экономическая эффективность по отработке запасов известняков месторождения Татарский ключ рассчитана до процесса реализации фракционных известняков (прошедших этап дробления).
Так, в указанном документе предусмотрен подраздел 4.2.3 «Дробление и сортировка известняка, переработка на ДСУ, сбыт».
4.2.3.1. Крупное и среднее дробление.
Исходное сырье - известняк с размером до 600 мм самосвалами «Белаз-7522» доставляется до карьера и выгружается в приемный бункер на пластинчатый питатель ТК16 дробильно-сортировочной установки ДСУ-200. С пластинчатого питателя известняк поступает в щековую дробилку СМД-110 агрегата крупного дробления СМД-83. Из агрегата крупного дробления известняк с размером кусков (0-200 мм) через транспортер С-988 поступает на агрегат сортировки С-906, грохот ГИС-42. С агрегата сортировки, если известняк с карьера поступает загрязненным, отсортировывается фракция с размерами кусков 0-200 мм, транспортируется конвейером С-988 в отвал, фракция 20-200 мм.
При поступлении из карьера чистого известняка сито на грохоте ГИС-42 перекрывается и фракция 0-200 мм транспортируется в агрегат среднего дробления С905А.
4.2.3.2.Переработка в цехе карбонатных наполнителей
После дробления фракция 0-3 0мм контейнером подается на склад исходного сырья цеха карбонатных наполнителей. Через конвейер и элеватор ЦГ-200 исходное сырье фракции 0-30мм в молотковую дробилку СМД-112. После дробления известняк с размером кусков 0-15мм элеватором ЦГ-400 подается в бункер.
Дробленный известняк из бункера ленточным питателем 0-30 и шнековыми конвейерами подается в шаровую мельницу МШ-2,7 работающую в замкнутом цикле с сепаратором.
Известняк, измельченный до требований ТУ-301-10-025-30, поступает в групповые циклоны, а из циклонов в бункера готовой продукции.
4.2.3.3. Упаковка готовой продукции.
Фасовка карбонатного наполнителя производится в мешки с помощью полуавтоматических весов. После зашивки на мешкозашивочной машине, мешки укладываются на поддоны и электропогрузчиком подаются на склад готовой продукции.
4.2.3.4 Сбыт.
Сбыт готовой продукции- карбонатного наполнителя 1 и 2 сорта - осуществляется через отдел производства и маркетинга на основании заключенных договоров. Готовая продукция грузится в вагоны и отправляется по потребителям.
Таким образом, из подраздела 4.2.3. «Дробление и сортировка известняка, переработка на ДСУ, сбыт» выше приведенной проектной документации «Техническое перевооружение карьера на базе месторождения известняков «Татарский ключ» следует, что дробление известняка до разных фракций — это этапы технологического процесса добычи горных пород, где готовым продуктом являются - карбонатные наполнители 1 и 2 сорта (порошки минеральные).
Подтверждение того, что «Известняк фракционный» является продолжением технологического процесса добычи горных пород, также содержится в проектной документации «Техническое перевооружение карьера на базе месторождения известняков «Татарский ключ».
Согласно разделу 2.5 «Характеристика полезного ископаемого» которого, в качестве основных полезных ископаемых на месторождении выделяются два типа известняков:
Белые и светло-серые чистые известняки, пригодные для производства наполнителей в лаки и краски, а также серые известняки, пригодные для производства цемента.
Белые и светло-серые чистые известняки обычно плотные массивные и крупнокристаллические. Состоят он в основном (до 99%) из кальцита. Этот сорт известняков назван лакокрасочным, содержание СаО не менее 52 %, вредных примесей: веществ, нерастворимых в соляной кислоте не более 4,5 % (Si02 до 2,89 %); MgO не более 0,6 %; массовая доля веществ, растворимых в воде не более 1,0 %; летучих веществ не более 0,3 %; белизна - не менее 72 %.
Цементные известняки отличаются от лакокрасочных более темной окраской и минеральным составом, который более разнообразен: кальцит (до 90 %), доломит, кварц, гранат, эпидот, магнетит, волластонит, марганцевые минералы. К цементному сорту отнесены известняки с содержанием Si02 более 2,89 % и характеризующиеся белизной менее 72 %.
При этом Проектная документация, Раздел 3.9 «Технологический комплекс на поверхности» содержит следующую информацию.
Основное полезное ископаемое месторождения - химически чистый белый известняк, являющийся сырьем для производства карбонатных наполнителей лакокрасочной промышленности (микрокальцита, микродоломита).
Добываемое полезное ископаемое (известняк месторождения Татарский ключ) с добычного забоя месторождения Татарский ключ доставляется автосамосвалами БелАЗ7522 (БелАЗ - 7540В) на существующую промплощадку № 2 ООО «Горная компания» для переработки и отправки потребителям железнодорожным транспортом.
Существующая промплощадка № 2 находится в 1,5 км к юго-западу от с. Татарский ключ. На территории промплощадки расположены существующая дробильносортировочная установка ДСУ «Татарская» и существующий участок дробления и обогащения (УДиО), предназначенные для получения карбонатных наполнителей из известняков месторождения Татарский ключ.
В пункте 3.9.1 «Прием и обработка полезного ископаемого» проектной документации отражено следующее:
Добываемое полезное ископаемое доставляется автосамосвалами БелАЗ-7522 (БелАЗ - 7540В) с добычного забоя месторождения Татарский ключ на промплощадку №2 ООО «Горная компания» для переработки (получение карбонатных наполнителей).
Для учета количества доставляемого известняка на промплощадку имеются существующие автомобильные весы, расположенные при въезде, рядом с пунктом КПП.
ДСУ «Татарская» предназначена для дробления добываемых известняков месторождения Татарский ключ в объеме 30 тыс. т/год.
Основное технологическое оборудование ДСУ «Татарская»:
- приемный бункер;
- пластинчатый питатель ТК-16; - дробилка № 1 - СМ-16Д;
- грохот ГИС-42;
- дробилка № 2 - СМД-116;
- система транспортеров.
Продукцией ДСУ «Татарская» является известняк фр. 0-40 мм - исходное сырье для производства карбонатных наполнителей I и II сортов на УДиО.
УДиО предназначен для производства карбонатных наполнителей лакокрасочной промышленности (микрокальцита и микродоломита).
Производственная мощность УДиО - 30 тыс. т/год.
Разгрузка привозного известняка фр. 0-500 мм осуществляется непосредственно в приемный бункер ДСУ «Татарская», откуда питателем подается в дробилку № 1 с разгрузочной щелью 70 мм. После дробления известняк без грохочения поступает в дробилку № 2 с разгрузочной щелью 40 мм, откуда по транспортеру дробленный известняк фр. 0-40 мм подается на склад исходного сырья УДиО.
Со склада исходного сырья через приемный бункер известняк фр. 0-40 мм подается в молотковую дробилку и после среднего дробления (размер кусков 0-15 мм) элеватором подается в бункер и далее ленточным питателем ПЛ-30 и шнековыми конвейерами подается в шаровую мельницу МШ-2,7 х 5,0.
Известняк, измельченный до требований технического условия (ТУ-301-10-025-90 «Карбонатные наполнители месторождения Татарский ключ»), поступает в групповые циклоны, а из циклонов в бункера готовой продукции (бункера карбонатного накопителя).
Фасовка карбонатного наполнителя производится в мешки с бункеров готовой продукции, с помощью полуавтоматических весов. После зашивки на мешкозашивочной машине, мешки укладываются на поддоны и электропогрузчиком доставляется на склад готовой продукции и отгружается в железнодорожные вагоны для отправки потребителям.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что, исходя из данных Техпроекта, технической и проектной документации разработки месторождения в отношении полезного ископаемого - известняка предусмотрена необходимость осуществления операций, относящихся не только к извлечению полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке - дроблению и измельчению.
Фактически технологический процесс выглядит следующим образом. Нефракционный известняк фракции 0-500 мм дробится до фракции 0-70 мм, полученная фракция известняка сортируется путем грохочения (процесс разделения различных по размерам кусков материала на классы крупности путем просеивания через одно или несколько сит или решеток) на фр. 0-5, 5-20, 20-70 мм. Фракции 0-5 и 5-20 мм через конвейер подается на склад готовой продукции, а фракция 20-70 мм повторно дробиться и сортируется на фракции 0-20, 0-5 и 5-20 мм. Фракции 0-5 и 5-20 мм также конвейером подаются на склад готовой продукции, а фракции 0-20 мм - на УДиО для дальнейшего производства минеральных порошков. При этом процесс дробления представляет собой одну операцию полного цикла от загрузки нефракционного известняка в бункероприемник до выпуска готовой продукции. Повторное дробление технологическим проектом не предусмотрено.
Исходя из этого, суд сделал вывод, что дробление нефракционного известняка относится к операции по добыче полезного ископаемого, и представляет единую технологическую линию, которая заключается в получении товарного продукта - известняков разных фракций, соответствующих ТУ 5743-001-77096306-2012.
По Билютенскому месторождению в материалы дела, также представлена «Корректировка проекта «Карьер на базе Билютинского месторождения известняков», согласно которой: «По химическому составу на месторождении в пределах продуктивных участков выделяются известняки двух основных типов и соответствующие им технологические сорта; химические известняки, пригодные как сырье для химической промышленности (фракция 80-200 мм ТУ 6-01-878-80), и слабодоломитизированные (строительные) известняки, пригодные для использования в строительстве (фракция 50- 150 мм ТУ 6-01-1292-84; фракция 30-80 мм ТУ 6-01-832-79; фракция 15-30 мм ТУ 6-01- 982-79; ОСТ 21-27-76 «Породы карбонатные для производства строительной извести». При этом строительные сорта известняков по своему качеству отвечают либо близки к требованиям кондиций для химических известняков.
Из чего суд первой инстанции пришел к выводу, что техническим проектом разработки Билютинского месторождения предусмотрено получение товарной продукции в виде фракционных известняков размерами: 80-200 мм, 50-150 мм, 30-8 мм, 15-30 мм.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание представленное в материалы дела «Технологическое описание Производства и переработки известняков Билютинского месторождения, месторождения Татарский ключ на ООО «Горная компания» с включением основных видов работ: бурение, взрывание, бульдозерные работы, погрузка экскаватором в автотранспорт, перевозка, дробление, сортировка, обогащение, породовыборка ручная, обслуживание оборудования, погрузка в железнодорожный транспорт», утвержденное 23.03.2010 генеральным директором ООО «Горная компания» И.Н. Юнусовым и согласованное Зам. руководителя Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в разделе IV «Переработка известняков» которого отражено следующее:
- Переработка известняков производится на участке дробления и сортировки (УДиС), на дробильно-сортировочных участках (ДСУ) «Билютинская» и «Татарская», на участке дробления и обогащения (УДиС).
- Поступающее сырье из добычных забоев карьеров автосамосвалами БелАЗ взвешиваются на автомобильных весах АЦ-60 и разгружаются в приемный бункер на УДиС.
- Из приемного бункера пластинчатым питателем сырье подается на дробилку ЩДП12x15 с разгрузочной щелью 150мм. Передробленный известняк на грохоте ГИЛ-42 разделяется на фракции 80-200мм и 0-80мм. Известняк фракции 80-200 мм поступает на конвейер №2-БИС, на котором оборудованы площадки для ручной породовыборки.
- Пустая порода конвейером №8 подается в бункер емкостью 20 т с последующей вывозкой ее во внешний отвал. Известняк фракции 80-200 мм конвейерами №2-БИС и №7 подается на бетонированную площадку открытого склада готовой продукции вместимостью 25 тыс. тонн.
- Известняки фракции 0-80 мм конвейером №2 подается на грохот ГГТ-32, где происходит разделение известняка на фракции 30-80мм и 0-50 мм, которые далее конвейерами транспортируются на склады готовой продукции.
Переработка известняков на УДиО производится по следующей схеме:
- Известняк, поступивший с месторождения «Татарский ключ» проходит дробление на ДСУ «Татарская» и поступает в виде фракции 0-40 мм на склад сырья на УДиО. Со склада сырье через приемный бункер подается в молотковую дробилку СМД 112. После дробления до фракции 0-15мм известняк передается в бункер и далее в сушилку.
- Из сушилки дробленный и высушенный известняк, загружается в шаровую мельницу МШ 2,7*5. Далее подача измельченного материала на сепарацию производится конвейером и элеваторами. Возврат грубой фракции из сепаратора в шаровую мельницу на домол производится конвейером возврата. Тонкая фракция из сепаратора конвейером подается в бункер готовой продукции. Из систем аспирации мельницы и сепаратора (групповой циклон) уловленный продукт подается в бункер готовой продукции.
Система аспирации:
Воздух после очистки в циклонах по замкнутому контуру вентилятором возвращается в сепаратор, а часть через рукавной фильтр выбрасывается в атмосферу. Продукт из циклонов и рукавного фильтра поступает в бункер готовой продукции.
Фасовка наполнителя производится на полуавтоматических весах. После зашивки мешки и МКР укладываются на поддоны и электропогрузчиком доставляются на склад готовой продукции.
В процессе переработки известняков на УДиС, ДСУ «Татарская», ДСУ «Билютинская» УДиО, контролерами ОТК каждые 2 часа с транспортных лент отбираются пробы известняков для проведения химического анализа. Также отбор проб известняка производится в карьерах, при подготовке блоков известняка к взрыву из скважин буровых станков.
Таким образом, предусмотрены два этапа получения готовой продукции:
1 этап - на дробильно-сортировочной установке ДСУ «Татарская» и ДСУ «Билютинская» в целях получения известняков фракции 0-50 мм, 0-40 мм, 5-20 мм, 0-5 мм;
2 этап - в целях получения известняка, измельченного до требований ТУ-301-10-025-90 «Карбонатные наполнители месторождения Татарский ключ», известняк фр. 0-40 мм проходит дополнительную переработку на участке дробления и обогащения (УДиО).
Переработка известняка по 1 этапу производится в соответствии с Инструкцией по производству известняка Билютинского месторождения и месторождения «Татарский ключ» ТИ 5743-001-77096306-2012.
Данная технологическая инструкция распространяется на процесс производства известняка добываемого на Билютинском месторождении и месторождении «Татарский ключ» Заиграевского района Республики Бурятия и применяемого для дальнейшей промышленной переработки в различных отраслях промышленности, в животноводстве и птицеводстве (п. 1.1); устанавливает технологию, технологические режимы, порядок проведения технологических процессов и операций изготовления, упаковки, маркировки, условий транспортирования и хранения, контроля и безопасности производства, обеспечивающие качество и безопасность известняка, отвечающего требованиям ТУ 5743- 001-77096306-2012 (п. 1.2).
Пунктом 2.1. Требования к сырью и материалам - сырьем для производства известняка являются горные породы Билютинского месторождения и месторождения «Татарский ключ». 20
Пунктом 2.2 Технологической инструкции утверждена схема производства известняка.
Приемка и
Измельчение по фракциям Дробилка
ЩДП-12х15 Дробилка СМД 108
ДробилкаСМД ПО Грохота ГИЛ 42,
ГИС 42, ГГТ 32
подготовка сырья
Ленточный транспортер
Хранение и реализация
В соответствии с п. 2.3 Инструкции технологический процесс состоит из:
2.3.1. Технологический процесс должен осуществляться в соответствии с настоящей технологической инструкцией.
2.3.2. Прием сырья и материалов осуществляют в соответствии с требованиями нормативных или технических документов на эти материалы.
2.3.3. Куски технологической руды предварительно дробят в щековых дробилках и шаровых мельницах до величины кусков требуемой фракции. Запыленный воздух очищают от пыли в рукавных фильтрах и вентилятором выбрасывают в атмосферу.
2.3.4. Известняк отгружают навалом в автотранспорт, железнодорожные вагоны, хоппер-минераловозы 65 т, полувагоны 70 т. Известняк может быть упакован в многослойные бумажные мешки по ГОСТ Р 53361, пакеты из полимерных и комбинированных материалов по ГОСТ 52903, «биг-бэги» 1 т. Допустимые отрицательные отклонения содержимого нетто от номинального количества в пакетах должны соответствовать ГОСТ 8.579. Упаковка должна иметь защиту от влаги из окружающего воздуха.
2.3.5. Маркировку пород проводят в соответствии с п. 1.3 ТУ 5743-001-7796306-2012, транспортировку и хранение по п. 5 ТУ 5743-001-77096306-2012.
В пункте 1.3 Технологической инструкции содержится следующая информация: Известняк выпускают в следующем ассортименте:
По месторождению различают:
- известняк Билютинского месторождения;
- известняк месторождения «Татарский ключ»;
По размеру зерен, кусков различают следующие фракции известняка:
- фракция 0-0,02 мм;
- фракция 0-5 мм;
- фракция 0-50 мм;
- фракция 5-20 мм;
- фракция 30-80 мм;
- фракция 80-200 мм.
Известняк вышеперечисленных фракций соответствует требованиям ТУ 5743-001- 77096306-2012 и изготавливается с соблюдением вышеописанной технологической инструкции.
Учитывая то, что добыча известняка относится к добывающей промышленности и согласно Разделу В "Добыча полезных ископаемых" подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), добыча известняка (код 08.11) включает: добычу, дробление и измельчение известняка, при том, что разные фракции известняка относятся к одному коду вида добытого полезного ископаемого, а именно коду ДПИ 10006, суд первой инстанции согласился с выводом налогового органа о том, что нефракционный известняк является лишь сырьем, а объектом налогообложения НДПИ являются дробленные известняки, фракций 0-5 мм и 5-20 мм, относящиеся к виду полезных ископаемых «неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мегрели, глины, и другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии), поскольку техническим проектом предусмотрена переработка добытого полезного ископаемого, то есть не только его извлечение из недр, но и операции дробления и измельчения, что следует рассматривать не как переработку полезного ископаемого, а как доведение добытого полезного ископаемого до требуемых стандартов.
Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции принял во внимание положения пункта 9 «Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 №76, №РД-07-261-98, согласно которому, для твердых полезных ископаемых под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренными проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемыми, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно - сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).
В силу пункта 10 Методических указаний к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых. Методические указания (исходя из положений пунктов 2, 3) устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья. При этом Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора, государственных налоговых инспекций.
В данном случае проектной документацией предусмотрено, что в соответствии с технологической схемой по производству фракционного известняка разработка месторождения производится, в том числе с вывозкой нефракционного известняка на дробильно-сортировочную установку. То есть предусмотрено получение фракционного известняка, как продукции разработки месторождения в результате первичной обработки добытого минерального сырья.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что дробление извлеченных горных пород до соответствующих фракций входит в технологический процесс добычи горных пород, по результатам которых получена продукция первая по своему качеству соответствующая стандарту известняк фракционный (ТУ 5743-001-77096306-2012).
При этом суд обоснованно отметил, что комплекс технологических операций, включающий стадии дробления и грохочения горной массы на дробильно-сортировочной установке не изменяет ее основного характера. Изменяется лишь размер кусков: от начальной крупности продукта дробления на дробильно-сортировочной установке до более мелких фракций. В данном случае, дробление горной массы на дробильно-сортировочной установке – часть технологического процесса добычи полезного ископаемого. Исходя из буквального толкования ОК 029-2014, дробление относится к обрабатывающему производству в том случае, когда оно не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией. В случае же, когда организация осуществляет дробление в связи с операциями по добыче (единый технологический процесс), процессы дробления, измельчения и сортировки известняка отнесены нормативно-правовыми актами к видам добычных работ.
Апелляционный суд, поддерживая изложенные выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, отмечает, что данные выводы соответствуют правовой позиции, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 06.10.2020 № 306-ЭС20-14062 по делу № А65-25826/2019 (АО "Татойлгаз"), согласно которой, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено дробление известняка на фракции (получение щебня), такой раздробленный известняк (щебень) является продукцией горнодобывающего производства, и, как следствие, признается объектом налогообложения НДПИ. При этом в случае реализации раздробленного известняка (щебня) оценка стоимости полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ налогоплательщиками должна осуществляться исходя из цены реализации раздробленного известняка (щебня).
На основании изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что обстоятельства, установленные из технического проекта и другой проектной документации, не свидетельствуют о том, что раздробленный известняк является для налогоплательщика добытым полезным ископаемым, отклоняются апелляционным судом.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что последующие фракции известняка 0-5 мм и 5-20мм получаются после сортировки и вторичного дробления на дробилке СМД-114. Данный довод был оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку из анализа имеющейся в материалах дела технической и проектной документации повторного дробления не установлено.
Довод налогоплательщика о том, что разные фракции известняка, обладая совершенно разными характеристиками, применяющиеся в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства, соответствующие различным государственным стандартам и техническим условиям не могут все одновременно являться добытыми полезными ископаемыми, несостоятелен ввиду того, что разные фракции известняка относятся к одному коду вида добытого полезного ископаемого, а именно коду ДПИ 10006 - известняк.
Кроме того, ст. 340 НК РФ установлено, что стоимость добытого полезного ископаемого в налоговых декларациях должна рассчитываться отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Судом обоснованно отклонена ссылка общества на разработанный и утвержденный 15.01.2008 «Стандарт предприятия на карбонатное сырьё известняк (СТП-ГК 01-2008)». поскольку указанный стандарт соответствует горной породе, необходимой в качестве сырья для производства известняка, соответствующего ТУ5743-001-77096306-2012, качественными характеристиками, закрепленными и подтвержденными уполномоченными органами не обладает, фактически карбонатное сырье представляет собой минеральное сырье в котором содержится известняк. То есть указанный стандарт - это стандарт на добытую горную массу, не прошедшую стадию технологического процесса по доведению полезного ископаемого до соответствующих стандартов качества, предусмотренных технологическим проектом, о чем также свидетельствует отсутствие технического контроля продукции выпускаемой карьером на соответствие стандарту СТП-ГКО1-2008, что следует из пояснений свидетелей Стафеевой В.Н. (лаборант) и Балаганского А.И. (начальник горного цеха) и подтверждено пояснениями представителя заявителя при рассмотрении дела.
Кроме того, как следует из материалов дела, налоговым органом не оспаривается правомерность присвоения нефракционному известняку стандарта предприятия, не исключается возможность его реализации на сторону (при соблюдении норм, в том числе, в области стандартизации). Однако, присвоение стандарта на нефракционный известняк при закрепленных Техпроектом условиях о необходимости осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к извлечению полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке, не отменяет тот факт, что нефракционный известняк является только сырьем для производства дробленного известняка. Объектом налогообложения налогоплательщиком признано минеральное сырье - нефракционный известняк, которое является сырьем для получения известняка месторождения Татарский ключ (ТУ 5743-001-77096306-2012).
Согласно действующим техническим условиям (ТУ 6-01-894-74, ТУ 6-01-982-75, ТУ 6-01-1108-77, ТУ 6-01-878-80, ТУ-301-10-025-90), на основании которых были разработаны и утверждена проектная документация «Корректировка проекта карьера на базе месторождения известняков «Татарский ключ», а также самостоятельно разработанному ТУ 57 43-001-77096306-2012, дробление известняков - часть технологического процесса добычи полезных ископаемых.
Относительно довода налогоплательщика о возникновении спроса на продукцию «нефракционированный известняк», разработке и утверждении Технических условий на «Известняк нефракционированный» ТУ 08.11.20-002-77096306-2021, необходимо отметить, что ТУ действительно содержат положения о качественных характеристиках, аналогичных характеристикам сырья, закрепленных в Стандарте предприятия СТП-ГК 01-2008.
Вместе с тем, наличие ТУ 08.11.20-002-77096306-2021, так же, как и стандарта предприятия не отменяет тот факт, что нефракционный известняк является только сырьем для производства дробленного известняка. Кроме того, разработанное Техническое условие на известняк нефракционированный введено впервые 30.04.2021, зарегистрировано в установленном порядке 06.05.2021, к спорному налоговому периоду отношения не имеет.
Апелляционный суд полагает обоснованным указание суда первой инстанции на то, что отсутствие контроля полезного ископаемого после взрыва, свидетельствует о том, что взорванная масса не является конечным продуктом в технологической цепочке добычи полезного ископаемого. Конечным продуктом завершающим технологический процесс добычи полезного ископаемого на карьерах Татарский ключ и Билютинское являются фракционные известняки различных фракций, исследование качественных характеристик которых и проводили в лаборатории общества в целях проверки соответствия характеристикам ископаемых отраженных в рабочих проектах. В частности, такой вывод был сделан налоговым органом на стр.99 оспариваемого решения от 18.06.2021, исходя из анализа пояснений лаборанта ООО «Горная компания» Стафеевой Е.Н. (Протокол допроса от 19.03.2021) и маркшейдера ООО «Горная компания» Юнусова Ю.Д. (геолог) (Протокол допроса № 70 от 19.03.2021).
Ссылка заявителя на факт отражения в отчетах №5-гр и №70-ТП фактических объемов добычи именно известняка карбидного и известняка строительного, в подтверждение того, что именно такой известняк поставлен на государственный баланс и является ДПИ, также подлежит отклонению, поскольку сведения, отраженные в отчетах №5-гр и №70-ТП, представляются недропользователями в уполномоченные органы не для целей налогового учета, а для подтверждения выполнения условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых, установленных лицензий на недропользование.
Ссылка заявителя на разъяснения, данные Конституционным Судом РФ в Определении от 11.03.2021 №375-О, согласно которым для корректного определения объекта налогообложения НДПИ судам следует устанавливать в каждом конкретном случае, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, то есть извлечению полезного ископаемого из недра, а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки), не изменяет правильности позиции суда первой инстанции, поскольку именно из технической и проектной документации заявителя следует, что процесс дробления является частью технологического этапа добычных работ. Обратного заявителем не доказано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не оценены ссылки заявителя на специальные регламентирующие документы, регулирующие производство горных работ также подлежит отклонению в виду следующего:
По мнению заявителя, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 № 599 (далее -Приказ Ростехнадзора) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (далее - Правила безопасности), действовавшего в спорный период, дробленый известняк, карбонатный наполнитель и минеральный порошок не являются полезными ископаемыми, так как получены в результате операции обогащения. В соответствии с вышеуказанным документом процесс обогащения твердого полезного ископаемого (известняка) состоит из стадий дробления, сортировки (грохочения, классификации).
Представленные налогоплательщиком технологические регламенты разработаны на основании Приказа Ростехнадзора. Технологические регламенты устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.
Согласно ст. 25 Приказа Ростехнадзора на каждый производственный процесс в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты ведения горных работ, обогащения полезных ископаемых, должны разрабатываться регламенты технологических производственных процессов в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем пункте. Отклонения от требований и параметров, установленных регламентами технологических производственных процессов, не допускаются.
Регламенты технологических производственных процессов (далее - РТПП) разрабатываются на каждый производственный процесс и утверждаются руководителями эксплуатирующих организаций. Например: РТПП "Проходка вертикальных горных выработок (шахтные стволы)"; РТПП "Проветривание горных выработок (шахты)"; РТПП "Обращение с взрывчатыми материалами промышленного назначения", РТПП "Ведение вскрышных и добычных работ"; РТПП "Транспортировка, дробление и сортировка полезного ископаемого", РТПП "Обогащение полезных ископаемых", РТПП "Эксплуатация и ремонт технологического транспорта", РТПП "Противопожарная защита горных выработок (шахты)"; РТПП "Хранение, приготовление, транспортировка и использование химических веществ и реагентов".
По итогам анализа представленных технологических регламентов на добычу известняка было установлено, что налогоплательщиком не соблюдены требования, предъявляемые к технологическим регламентам согласно пункту 25 Приказа Ростехнадзора:
- параметры системы разработки и меры по безопасному ведению горных и буровзрывных работ, производству работ с взрывчатыми материалами;
- меры по предупреждению и недопущению образования козырьков, нависей (заколов);
- способы и меры по безопасному применению горного оборудования,
транспортированию горной массы;
- порядок образования и эксплуатации отвалов;
- порядок осуществления контроля за ведением горных работ.
С учетом изложенного, налоговый орган правомерно сделал вывод, что представленные налогоплательщиком технологические регламенты на производство открытой добычи известняка на карьере месторождения «Татарский ключ» и Билютинского месторождения не могут являться документами, на основании которых ведется разработка и добыча полезного ископаемого. С позиции налогового органа - это внутренний документ, который должен разрабатываться с соблюдением условий, приведенных в Приказе Ростехнадзора на каждый производственный этап (процесс) отраженный в технических проектах с целью безопасности ведения горных работ. Основными техническими документами на месторождении «Татарский ключ» являются Проект «Разработка месторождения известняков «Татарский ключ», «Корректировка проекта карьера на базе месторождения известняков «Татарский ключ» и «Техническое перевооружение карьера Татарский ключ» 2013 год. По отношению к Билютинскому месторождению, соответственно: Проект отработки «Билютинского месторождения известняков», «Корректировка проекта карьера на базе Билютинского месторождения» и Дополнение к «Корректировка проекта карьера Билютинского месторождения». Именно эти документы были оценены судом первой инстанции.
Кроме того, Обществом не учтено, что согласно указанных выше Правил безопасности даны следующие определения терминам «переработка полезных ископаемых» и «обогащение полезных ископаемых».
Переработка полезных ископаемых - технологический процесс (совокупность последовательных технологических процессов, составляющих законченный цикл) первичной механической обработки и обогащения добытого минерального сырья, направленных на отделение полезных компонентов от вредных примесей с целью обеспечения заданных потребительских свойств по величине вредных примесей и гранулометрическому составу выпускаемой продукции.
Обогащение полезных ископаемых - совокупность технологических процессов переработки минерального сырья с целью выделения из него полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье.
Таким образом, под переработкой полезного ископаемого понимается единый технологический процесс, связанный с первичной механической обработкой, а затем обогащением добытого минерального сырья.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание положения пункта 9 «Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 №76, №РД-07-261-98, согласно которым для твердых полезных ископаемых под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренными проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемыми, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно - сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).
В силу пункта 10 Методических указаний к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых. Методические указания (исходя из положений пунктов 2,3) устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья. При этом Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора, государственных налоговых инспекций.
В данном случае проектной документацией предусмотрено, что в соответствии с технологической схемой по производству фракционного известняка разработка месторождения производится, в том числе с вывозкой нефракционного известняка на дробильно-сортировочную установку. То есть предусмотрено получение фракционного известняка, как продукции разработки месторождения в результате первичной обработки добытого минерального сырья.
Таким образом, дробление извлеченных горных пород до соответствующих фракций входит в технологический процесс добычи горных пород, по результатам которых получена продукция первая по своему качеству соответствующая стандарту - известняк фракционный (ТУ 5743-001-77096306-2012).
При этом довод налогоплательщика, со ссылкой на ответ Забайкальского управления Ростехнадзора №350-580 от 12.03.2021, согласно которому дробленый по разным фракциям известняк, получаемый в дальнейшем, не может считаться ДПИ, поскольку он образуется в результате технологического передела (дробления) нефракционного известняка, осуществляемого за пределами горного отвода, не обоснован, поскольку нормы налогового законодательства не ставят определение ДПИ в зависимость от его добычи (образования) именно в пределах горного отвода.
Как следует, в том числе из приведенных Методических указаний, определение в качестве ДПИ, в целях налогообложения, связывается с моментом, когда в отношении него проведены технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренными проектной документации.
Кроме того, из проектной документации общества следует, что существующая дробильно-сортировочная установка ДСУ «Татарская» находится на промплощадке № 2 в 1,5 км к юго-западу от с. Татарский ключ, то есть на территории, являющейся частью месторождения.
Относительно ссылки общества на Технологическую инструкцию по производству известняка Билютинского месторождения и месторождения «Татарский ключ» ТИ 5743-001-77096306-2012 от 30.07.2012. утвержденную управляющим директором И.Н. Юнусовым как на отдельный документ, предусматривающий только переработку исходного сырья на ДСУ, необходимо отметитьт, что данная технологическая инструкция распространяется на процесс производства известняка добываемого на Билютинском месторождении и месторождении «Татарский ключ» Заиграевского района Республики Бурятия и применяемого для дальнейшей промышленной переработки в различных отраслях промышленности, в животноводстве и птицеводстве (п. 1.1); устанавливает технологию, технологические режимы, порядок проведения технологических процессов и операций изготовления, упаковки, маркировки, условий транспортирования и хранения, контроля и безопасности производства, обеспечивающие качество и безопасность известняка, отвечающего требованиям ТУ 5743- 001-77096306-2012 (п. 1.2).
Исходя из совокупного анализа указанной Инструкции и данных технической и проектной документации общества, подробно изложенного в обжалуемом решении суда и в оспариваемом решении налогового органа, апелляционный суд признает правомерными выводы суда о том, что ими предусмотрена необходимость осуществления операций, относящихся не только к извлечению полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке - дроблению и измельчению.
В связи с чем, выводы суда первой инстанции в данной части полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что решение Межрайонной ИФНС России №1 по РБ от 25.03.2021 №3 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 285 620 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 марта 2022 по делу № А10-6795/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Д.В. Басаев
О.П. Антонова