ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2038/2015 от 19.05.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                                                                                                         Дело № А19-9909/08-62                                                                                                                           

21 мая 2015 года                                                                                     Дело № А78-10519/2014                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Д. В. Басаева, Э. В. Ткаченко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2015 года по делу № А78-10519/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальское бюро международного туризма «Спутник» (ОГРН 102750547216, ИНН 7505002901) к Управлению Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536003796, ИНН 7536090993) о признании незаконными и отмене постановлений от 24.06.2014 № 6/2134, № 6/2135 по делу об административном правонарушении,

(суд первой инстанции судья Горкин Д. С.)

при участии в судебном заседании

от заявителя: Чечель С. А. - представитель по доверенности от 25.09.2014;

от заинтересованного лица: Федосеев А. И.- представитель по доверенности от 30.12.2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Забайкальское бюро международного туризма «Спутник» (далее ООО «ЗБМТ «Спутник», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю (далее административный орган, УФМС) о признании незаконными и отмене постановлений от 24.06.2014 № 6/2134, № 6/2135 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

Решением решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2015 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «ЗБМТ «Спутник» объективной стороны вмененного ему правонарушения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФМС обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, указывая, что материалами административного производства в полном объеме подтверждается наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

Представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Представитель Общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами УФМС, на основании распоряжения руководителя административного органа № 4 от 17.02.2014, проведена внеплановая выездная проверка граждан КНР, осуществляющих трудовую деятельность на территории угольного разреза «Уртуйское» по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, г. Краснокаменск.

В ходе проверки были выявлены граждане КНР Ли Цзиньчунь, 29.01.1958 года рождения и Лю Цзянь, 23.07.1975 года рождения, которые 09.01.2014 въехали на территорию РФ в составе туристической группы. Согласно подтверждению о приеме туристической группы граждан КНР № 11/001025 от 09.01.2014, принимающей стороной являлось ООО «ЗБМТ «Спутник».

Указанное обстоятельство явилось основанием для составления административным органом в отношении ООО «ЗБМТ «Спутник» протоколов об административных правонарушениях № 6/2134, № 6/2135 от 26.08.2014 о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

Постановлениями руководителя УФМС от 23.09.2014 № 6/2134 и № 6/2135 ООО «ЗБМТ «Спутник» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб. по каждому постановлению.

Не согласившись с названными постановлениями, заявитель обжаловал их в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у административного органа правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности, исходя из следующего.

Частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в противоправном деянии (действии), выразившемся в предоставлении приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации при оформлении документа для въезда в Российскую Федерацию. Состав административного правонарушения, предусмотренного настоящей частью, образует именно предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России, необходимых для оформления документов для въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что:

 - приглашение на въезд в Российскую Федерацию это документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

- приглашающая сторона это федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приглашение на въезд в Российскую Федерацию (далее также - приглашение) выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.

Приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения. Формы бланков указанных приглашений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции выдает приглашения по ходатайству, в том числе юридических лиц.

Как следует из материалов административного производства и по существу не опровергается сторонами, с ходатайством о выдаче приглашений на въезд граждан КНР (Ли Цзиньчунь, 29.01.1958 года рождения и Лю Цзянь, 23.07.1975 года рождения) ООО «ЗБМТ «Спутник» в миграционную службу не обращалось.

Въезд вышеуказанных иностранных граждан на территорию Российской Федерации был осуществлен в соответствии с Соглашением от 29 февраля 2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках.

В соответствии с пунктом 6 Соглашения от 29.02.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, пограничные власти одного государства пропускают туристическую группу другого государства в присутствии представителя принимающей туристической организации при предъявлении руководителем туристической группы действительных паспортов членов туристической группы, списка членов туристической группы с приложенными к нему ксерокопиями страницы паспорта, содержащей сведения о туристе, заверенного печатями органа координации и туристической организации направляющего государства, а также документа, подтверждающего прием группы туристической организацией другого государства.

Подтверждение о приеме туристической группы в согласованной Сторонами письменной форме должно содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество (если имеется), пол, место и дата рождения, номер паспорта, срок действия паспорта, даты и пункты въезда и выезда, маршрут поездки, название гостиниц, название, адрес, телефон, подпись уполномоченного лица и печать принимающей туристической организации, название, адрес и телефон направляющей туристической организации, название, дату, подпись уполномоченного лица и печать органа координации с принимающей Стороны. Указанные подтверждения в необходимом количестве экземпляров передаются пограничным властям при пересечении туристической группой границы.

Список туристической группы в согласованной Сторонами форме для граждан Российской Федерации составляется на русском и английском языках, для граждан Китайской Народной Республики - на китайском и английском языках, должен содержать следующие сведения о членах группы: фамилия, имя, отчество (если имеется), пол, место и дата рождения, номер паспорта, срок действия паспорта, дата и пункты въезда и выезда, маршрут поездки, название гостиницы, а также название, адрес и телефон принимающей туристической организации. Указанные списки в необходимом количестве экземпляров передаются пограничным властям и принимающей туристической организации при пересечении границы.

Согласно статьям 5, 8 Соглашения от 29.02.2000, члены туристических групп, сформированных туристическими организациями одного государства, могут совершать поездки по территории другого государства по действительным проездным документам без виз, въезжая и выезжая группами через пограничные пункты пропуска, открытые для двустороннего и международного пассажирского сообщения.

Туристические организации обоих государств несут ответственность за своевременное возвращение в полном составе в свое государство членов туристических групп, а в случае возникновения проблем с их невозвращением активно взаимодействуют с соответствующими компетентными органами обоих государств в разрешении этих проблем.

Представленными в материалы дела документами установлено, что въезд граждан КНР (Ли Цзиньчунь, 29.01.1958 года рождения и Лю Цзянь, 23.07.1975 года рождения) на территорию РФ осуществлен 09.01.2014 на основании Договора группового выездного туризма № MZL-A-0000401 от 09.01.2014, заключенного между китайской туристической группой «Мин Чжу» г. Маньчжурия с вышеуказанными иностранными гражданами.

При этом, китайской компанией было представлено гарантийное письмо с указанием состава группы и периода пребывания на территории Российской Федерации с туристическим целями.

При пересечении границы РФ ООО «ЗБМТ «Спутник», как принимающей стороной, было представлено подтверждение о приеме туристической группы граждан КНР № 11/001025 от 09.01.2014 с указанием необходимых сведений.

При этом, данные граждане КНР в установленном законом порядке были поставлены на миграционный учет по месту временного пребывания: Забайкальский край, г. Краснокаменск, гостиница «Центральная».

В силу требований, установленных частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности:

- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

- мотивированное решение по делу.

Таким образом, в конкретном рассматриваемом случае, административный орган должен доказать в чем конкретно выразилось предоставление приглашающей стороной для целей оформления приглашения на въезд иностранных граждан на территорию Российской Федерации заведомо ложных сведений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, из представленных материалов административного производства нельзя сделать вывод, какие конкретно действия ООО «ЗБМТ «Спутник» не соответствуют требованиям миграционного законодательства.

Оспариваемые постановления УФМС от 24.06.2014 № 6/2134 и № 6/2135 так же не содержат указания на то, какие конкретно действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

Сам же по себе факт выполнения Обществом заявленной туристической программы не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции признает, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ, материалами дела не доказана.

Доводы же приведенные административным органом в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.

При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2015 года по делу № А78-10519/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ: 

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2015 года по делу № А78-10519/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                           Д. В. Басаев

                                                                                                             Э. В. Ткаченко