ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № А10-6708/2018
29 мая 2019 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2019 года по делу №А10-6708/2018 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) о привлечении арбитражного управляющего Бадмаевой Екатерины Вениаминовны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Анисимова А.Ю.),
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бадмаевой Екатерины Вениаминовны (далее – арбитражный управляющий Бадмаева Е.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по мотивам, изложенным в жалобе. Управления просит привлечь арбитражного управляющего Бадмаеву Е.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Арбитражный управляющий Бадмаева Е.В. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление и арбитражный управляющий Бадмаева Е.В. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, что при реализации Управлением своих полномочий в процедурах банкротства непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие па наличие события административного правонарушения, предусмотренного часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Бадмаевой Е.В. проведении процедуры наблюдения должника ООО «EC-Инвест» (далее - должник).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06.06.2018 по делу №А10-7466/2017 в отношении должника ООО «EC-Инвест» введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена арбитражный управляющий Бадмаева Е. В.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.10.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, арбитражным управляющим утверждена Бадмаева Е.В.
Арбитражный управляющий Бадмаева Е.В. является членом саморегулируемой организации Союз «Межрегиональный центр арбитражных управляющих (Союз «МЦАУ»).
В период проведения процедуры банкротства должника арбитражным управляющим Бадмаевой Е.В. надлежащим образом не исполнены обязанности временного управляющего:
- проведен финансовый анализ должника ООО «EC-Инвест», который не соответствует Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 №367 (Далее – Правила №367).
- не проведен анализ основных показателей для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника в соответствии с подпунктами «ж», «з» пункта 1 Приложения 1 Правил №367.
- не проведен анализ рынков, на которых осуществляется деятельность должника в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Приложения 2 Правил №367.
- не проведён данный анализ в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Приложения 3 Правил №367.
- не проведён анализ основных показателей в соответствии с пунктами 7-16 Приложения 3 Правил №367.
- не проведён анализ основных показателей в соответствии с пунктом 20 Приложения 3 Правил №367.
- не проведен анализ основных показателей в соответствии с пунктом 2-4 Приложения 4 Правил №367.
В нарушение пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Правил №367, арбитражный управляющий Бадмаева Е.В. не исполнила обязанность по анализу всех предусмотренных показателей, обязательных при проведении анализа финансового состояния должника, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бадмаевой Е.В. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, представило протокол об административном правонарушении от 30.10.2018.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствие в действиях Бадмаевой Е.В. инкриминируемого административного правонарушения, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 30.10.2018, должностным лицом Управления – ведущим специалистом-экспертом отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Скубиро Е.С. непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, выразившегося в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего Бадмаевой Е.В. как временного управляющего при проведении процедуры наблюдения в отношении должника – общества с ограниченной ответственностью «ЕС-Инвест» по исполнению возложенных на нее законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей.
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях определен статьей 26.1 КоАП РФ.
Так, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наличие указанных обстоятельств устанавливается на основе представленных доказательств.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании статьи 26.2 КоАП РФ это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях является протокол об административном правонарушении, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место его составления,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,
- место, время совершения и событие административного правонарушения,
- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 30.10.2018 составлен в присутствии арбитражного управляющего Бадмаевой Е.В.
В протоколе отражены объяснения Бадмаевой Е.В.
Копия протокола вручена арбитражному управляющему Бадмаевой Е.В.
Полномочия Управления на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, закреплены пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, статьей 2 Закона о банкротстве, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 №52, согласно пункту 1 которого регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» с 01.03.2009 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Исходя из положений пункта 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктов 1, 5.1.9, 5.5 Положения «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2017 №478.
Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 25.09.2017 № 478 и должностному регламенту ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Скубиро Е.С., указанное должностное лицо наделено правом составлять протокол об административном правонарушении.
Административное правонарушение в понимании статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует неисполнение арбитражным управляющим требований Закона о банкротстве.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП, является арбитражный управляющий.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения в сфере банкротства юридических лиц и граждан.
Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве арбитражным управляющим (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, финансовым управляющим или конкурсным управляющим) является гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных данным Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Учитывая, что Законом о банкротстве предусмотрены все необходимые мероприятия, которые арбитражный управляющий обязан совершить в течение срока, установленного судом при принятии решения о признании должника – юридического лица банкротом, соблюдение соответствующий требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) является профессиональной обязанностью арбитражного управляющего
Из пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве следует, что данный Закон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Статья 20.3 Закона о банкротстве определяя права и обязанности арбитражного управляющего, возлагает на арбитражного управляющего в своей деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации, при проведении процедур банкротства действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, осуществлять функции, установленные в части 4 названной статьи, а также иные функции, установленные Законом о банкротстве.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника.
Анализ финансового состояния должника в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Закона о банкротстве проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения анализа установлен Правилами № 367.
Материалами дела подтверждено, что в ходе процедуры наблюдения временным управляющим Бадмаевой Е.В. осуществлен анализ финансового состояния должника – ООО «ЕС-Инвест».
Обращаясь с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, заявитель ссылается на то, что финансовый анализ должника, проведенный ответчиком, не соответствует Правилам № 367.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Правил № 367, в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются коэффициенты финансовохозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, согласно приложению № 1, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения.
Согласно пункту 1 приложения № 1 для расчета коэффициентов финансовохозяйственной деятельности должника используются, в том числе, следующие основные показатели
- краткосрочная дебиторская задолженность - сумма стоимости отгруженных товаров, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (без задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) (подпункт «ж»);
- потенциальные оборотные активы к возврату - списанная в убыток сумма дебиторской задолженности и сумма выданных гарантий и поручительств (подпункт «з»).
Анализ указанных показателей ответчиком, как следует из представленного в материалы дела анализа финансового состояния ООО «ЕС-Инвест» не проведён.
Таким образом событие административного правонарушения по данному эпизоду подтверждено.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Правил № 367 в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках с учетом требований согласно приложению № 2.
Согласно приложению № 2 к Правилам № 367 Анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках включает в себя анализ внешних и внутренних условий деятельности должника и рынков, на которых она осуществляется.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 приложения № 2 к Правилам по результатам этого анализа в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указывается влияние на финансовое состояние должника доли на рынках выпускаемой им продукции, изменения числа ее потребителей, деятельности конкурентов, увеличения цены на используемые должником товары (работы, услуги), замены поставщиков и потребителей, динамики цен на акции должника, объемов, сроков и условий привлечения и предоставления денежных средств.
В представленном анализе финансового состояния не отражено осуществление анализа по указанному показателю.
Следовательно, событие вменяемого правонарушения по данному эпизоду материалами дела подтверждено.
В силу подпункта «з» пункта 6 Правил № 367 в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются результаты анализа активов и пассивов должника с учетом требований согласно приложению № 3.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа нематериальных активов, основных средств и незавершенного строительства в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, постатейно указываются возможная стоимость активов, не используемых в производственном процессе, при реализации на рыночных условиях.
В представленном анализе финансового состояния не отражено, что Бадмаевой Е.В. осуществлен анализ финансового состояния по указанному показателю.
Таким образом событие административного правонарушения по указанному показателю материалами дела подтверждено.
Согласно подпункту «з» пункта 6 Правил № 367 в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются результаты анализа активов и пассивов должника с учетом требований согласно приложению № 3.
Административный орган указывает, что Бадмаевой Е.В. не проведен анализ основных показателей в соответствии с пунктами 7 - 16, пунктом 20 Приложения № 3 к Правилам № 367.
В соответствии с пунктом 7 Приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа основных средств в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указываются:
а) наличие и краткая характеристика мобилизационных и законсервированных основных средств;
б) степень износа основных средств;
в) наличие и краткая характеристика полностью изношенных основных средств;
г) наличие и краткая характеристика обремененных основных средств (в том числе год ввода в действие, возможный срок полезного действия, проведенные ремонт (текущий, капитальный), реконструкция, модернизация, частичная ликвидация, переоценка, амортизация, земельные участки, на которых находятся здания и сооружения, характеристика специализации (узкоспециализированное или нет), участие в производственном процессе (круглогодично или часть года), наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, источник приобретения).
В соответствии с пунктом 8 приложения № 3 к Правилам по результатам анализа незавершенного строительства в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указываются:
а) степень готовности объектов незавершенного строительства;
б) размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
в) необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
г) возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.
Согласно пункту 9 приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа доходных вложений в материальные ценности в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указываются:
а) эффективность и целесообразность вложений в материальные ценности;
б) соответствие получаемого дохода рыночному уровню;
в) возможность расторжения договоров и возврата имущества без возникновения штрафных санкций в отношении должника.
В силу пункта 10 приложения № 3 к Правилам № 367 результатам анализа долгосрочных финансовых вложений в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указываются:
а) имущество, внесенное в долгосрочные финансовые вложения;
б) эффективность и целесообразность долгосрочных финансовых вложений;
в) возможность возврата имущества, внесенного в качестве долгосрочных финансовых вложений;
г) возможность реализации долгосрочных финансовых вложений на рыночных условиях.
В соответствии с пунктом 11 приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа запасов в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указываются:
а) степень готовности незавершенного производства, время и величина средств, необходимых для доведения его до готовой продукции;
б) размер запаса сырья и материалов, ниже которого производственный процесс останавливается;
в) размер запаса сырья и материалов, который может быть реализован без ущерба для производственного процесса;
г) обоснованность цен, по которым приобретались сырье и материалы;
д) причины задержки реализации готовой продукции;
е) обоснованность отражения в балансе расходов будущих периодов;
ж) возможность получения денежных средств за отгруженные товары;
з) запасы, реализация которых по балансовой стоимости затруднительна.
Согласно пункту 12 приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа отражения в балансе налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указывается обоснованность сумм, числящихся как налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
В соответствии с пунктом 13 приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа дебиторской задолженности в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указывается сумма дебиторской задолженности, которая не может быть взыскана.
Пунктом 14 приложения № 3 к Правилам № 367 по результатам анализа краткосрочных финансовых вложений в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указываются:
а) эффективность и целесообразность краткосрочных финансовых вложений;
б) имущество, внесенное в качестве краткосрочных финансовых вложений;
в) возможность возврата имущества, внесенного в качестве краткосрочных финансовых вложений;
г) возможность реализации краткосрочных финансовых вложений.
В соответствии с пунктом 15 приложения № 3 к Правилам № 367 результатам анализа прочих внеоборотных и оборотных активов в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, указывается эффективность их использования и возможность реализации.
Пунктом 16 приложения № 3 к Правилам № 367 установлено, что по результатам анализа активов в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются следующие показатели, используемые для определения возможности восстановления его платежеспособности:
а) балансовая стоимость активов, принимающих участие в производственном процессе, при выбытии которых невозможна основная деятельность должника (первая группа);
б) налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также активы, реализация которых затруднительна (вторая группа);
в) балансовая стоимость имущества, которое может быть реализовано для расчетов с кредиторами, а также покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (третья группа), определяемая путем вычитания из стоимости совокупных активов (итог баланса должника) суммы активов первой и второй групп.
Пунктом 17 приложения № 3 к Правилам № 367 установлено, что анализ пассивов проводится в целях выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения восстановления платежеспособности, выявления обязательств, которые могут быть оспорены или прекращены, выявления возможности проведения реструктуризации сроков исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 18 к Правилам № 367 анализ пассивов проводится по группам статей баланса должника и состоит из анализа капитала, резервов, долгосрочных и краткосрочных обязательств.
Пунктом 19 приложения № 3 к Правилам № 367 установлено, что по результатам анализа капитала и резервов в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются сведения о размере и правильности формирования уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондов социальной сферы, целевого финансирования и поступлений, размере нераспределенной прибыли или непокрытого убытка прошлых лет и в отчетном году.
В соответствии с пунктом 20 приложения № 3 к Правилам № 367 результатам анализа долгосрочных и краткосрочных обязательств в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:
а) поквартальные изменения состава и величины обязательств в течение не менее чем 2- летнего периода, предшествовавшего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства и их доля в совокупных пассивах на соответствующие отчетные даты;
б) обоснованность обязательств, в том числе обоснованность задолженности по обязательным платежам;
в) обоснованность деления обязательств на основной долг и санкции;
г) обязательства, возникновение которых может быть оспорено;
д) обязательства, исполнение которых возможно осуществить в рассрочку;
е) возможность реструктуризации обязательств по срокам исполнения путем заключения соответствующего соглашения с кредиторами.
Анализ финансового состояния ООО «ЕС-Инвест» временным управляющим Бадмаевой Е.В. по указанным показателям ответчиком не проведен.
Кроме того в силу подпункта «и» пункта 6 Правил № 367 документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника с учетом требований согласно приложению № 4.
В силу пункта 2 приложения № 4 к Правилам № 367 по результатам анализа возможности изменения отпускной цены продукции в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:
а) возможность реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по более высокой цене (для прибыльных видов деятельности);
б) возможность реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по цене, обеспечивающей прибыльность и поступление денежных средств от реализации при существующем объеме производства (по каждому из убыточных видов деятельности).
В соответствии с пунктом 3 приложения № 4 к Правилам № 367 по результатам анализа возможности изменения затрат на производство продукции в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:
а) статьи расходов, которые являются необоснованными и непроизводительными;
б) мероприятия по снижению расходов и планируемый эффект от их реализации;
в) затраты на содержание законсервированных объектов, мобилизационных мощностей и государственных резервов;
г) сравнительная характеристика существующей структуры затрат и структуры затрат в календарном году, предшествующем году, в котором у должника возникли признаки неплатежеспособности.
Согласно пункту 4 приложения № 4 к Правилам № 367 в целях определения возможности безубыточной деятельности должника арбитражный управляющий анализирует взаимосвязь следующих факторов:
а) цены на товары, работы, услуги;
б) объемы производства;
в) производственные мощности;
г) расходы на производство продукции;
д) рынок продукции;
е) рынок сырья и ресурсов.
Бадмаевой Е.В. анализ финансового состояния по указанным показателя не осуществлен.
Следовательно, в действиях Бадмаевой Е.В. имеются признаки объективной стороны вменяемого правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Из содержания указанных пунктов Правил № 367 следует, что для анализа указанных показателей требуется бухгалтерская документация должника.
Из пояснений Бадмаевой Е.В., данных в суде первой инстанции, следует, что документация должника для анализа финансового состояния временному управляющему должника передана не была. Анализ был осуществлен на основании документации, полученной от регистрирующих органов. В частности, должником не была сдана поквартальная бухгалтерская отчётность с 01.01.2014 в налоговый орган. Налоговым органом представлена Бадмаевой Е.В. по её запросу только годовая отчётность.
Обратное из материалов дела не усматривается.
21.09.2018 состоялось первое собрание кредиторов должника – ООО «ЕС-Инвест».
В повестку собрания кредиторов был включен вопрос об обращении к арбитражному суду с ходатайством о признании должника – ООО «ЕС-Инвест» несостоятельным (банкротом). Сведения о неполноте произведенного анализа и о причинах такового были доведены временным управляющим до собрания кредиторов. Более того, указанные сведения отражены в осуществленном ответчиком анализе финансового состояния должника. Из представленного бюллетеня для голосования на первом собрании кредиторов должника – ООО «ЕС-Инвест» усматривается, что по второму вопросу повестки собрания в бюллетень был включен вариант решения по итогам голосования, в соответствии с которым было предложено не обращаться к суду с ходатайством о выборе процедуры банкротства, а обратиться к суду с ходатайством об отложении судебного заседания в целях выполнения дополнительных мероприятий в рамках процедуры наблюдения.
В ходе процедуры наблюдения ООО «ЕС-Инвест» временный управляющий Бадмаева Е.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с ходатайством об обязании руководителя должника передать временному управляющему документацию должника, необходимую для проведения анализа финансового состояния.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26.12.2018 (уже после открытия конкурсного производства в отношении ООО «ЕС-Инвест») заявление конкурсного управляющего Бадмаевой Е.В. удовлетворено. Из пояснений Бадмаевой Е.В. следует, что указанное определение суда не исполнено, не вступило в законную силу, обжаловано.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствие в деяниях Бадмаевой Е.В. вины в допущенных нарушениях, поскольку Бадмаева Е.В. по независящим от её воли причинам не имела возможности осуществить полный анализ финансовой деятельности должника в соответствии с Правилами № 367, о чём проинформировала собрание кредиторов.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неопровергающие вышеуказанные выводы суда первой инстанции.
При таких фактических обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2019 года по делу № А10-6708/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Басаев Д.В.