ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
Дело № А78-1592/2010
08 июля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2010 года.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Ткаченко Э.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2010 года по делу № А78-1592/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройарсенал-Байкал» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите о признании недействительным решения от 01.03.2010 №847 об отказе в государственной регистрации юридического лица, (суд первой инстанции: Горкин Д.С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от инспекции: ФИО1, по доверенности от 11.01.2010 №05-19/10,
установил:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Стройарсенал-Байкал» - обратился с требованием о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите от 01.03.2010 №847 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по г. Чите зарегистрировать соответствующие изменения учредительных документов..
Суд первой инстанции решением от 13 апреля 2010 года заявленное требование удовлетворил. Как следует из судебного акта, основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о том, что необходимые документы были представлены обществом на регистрацию в необходимом объеме.
Не согласившись с решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая, что в заявлении формы Р13001 в сведениях об адресе указаны Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Ленина, 180а. В ходе контрольных мероприятий установлено, что собственник помещения намерен расторгнуть договор аренды с обществом. Соответственно, решение налогового органа об отказе в госрегистрации юридического лица является законным и обоснованным.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно представив протокол осмотра принадлежащего обществу помещения от 19.06.2010, уведомление о расторжении договора аренды от 17.06.2010 исх. №1, заявив ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительно представленных доказательств в подтверждение недостоверности данных.
Ходатайство инспекции удовлетворено на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя не направило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
18.02.2010 обществом принято решение об изменении юридического адреса ООО «Стройарсенал-Байкал».
19.02.2010 заявителем в налоговый орган подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО «Стройарсенал-Байкал», с приложением необходимых документов.
01.03.2010 по результатам рассмотрения документов налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с достоверными сведениями о фактическом месте нахождения юридического лица.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
На основании пункта 2 статьи 38 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается, в частности, в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Судом первой инстанции установлено, что обществом в соответствии со ст.17 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 представлены все необходимые для государственной регистрации документы, а вышеуказанные основания для отказа в государственной регистрации по материалам дела отсутствуют.
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица, а также пункту 1.4 устава общества в новой редакции, местом нахождения общества определено: Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Ленина д.180а.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. При этом в силу подпункта «в» п.1 ст.5 и п.2 ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации» государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Из материалов дела не следует, что указанный в качестве юридического адрес общества является недостоверным.
Ссылка инспекции на проведенные контрольные мероприятия, в ходе которых было установлено, что по адресу: Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Ленина д.180а, помещение арендуется ООО «Стройарсенал-Байкал»; собственник здания предприниматель ФИО2 намерен договор аренды расторгнуть (заявление предпринимателя ФИО2 от 01.03.2010, направленное Межрайонной ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю), срок действия указанного договора аренды от 01.03.2010 с 01.01.2010 по 30.12.2010, апелляционным судом рассмотрена и признана подлежащей отклонению, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, доказательств расторжения договора аренды налоговым органом не представлено.
Представленные апелляционному суду дополнительные доказательства не меняют выводов суда, поскольку уведомление о расторжении договора аренды и протокол осмотра принадлежащего обществу помещения составлены 17 и 19 июня 2010, тогда как документы на регистрацию подавались заявителем 19 февраля 2010 года, а оспариваемое решение принято 01.03.2010.
В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 года государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, а перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.
Пунктом 4.1 статьи 9 закона установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По смыслу ст.17 Закона обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых в регистрирующий орган при внесении изменений в учредительные документы юридического лица и внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и в заявлении возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Закон о государственной регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице, в том числе и административную.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закон о регистрации (пункт 2 статьи 25) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Установленное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, и иные установленные инспекцией обстоятельства сами по себе не влекут признание регистрации недействительной, поскольку являются устранимыми и не препятствуют деятельности данного юридического лица или налогового органа.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2010 года по делу №А78-1592/2010, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2010 года по делу №А78-1592/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий Т.О. Лешукова
Судьи Э.В. Ткаченко
Г.Г. Ячменев