ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А10-5569/2017 25 мая 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей О. В. Барковской, О. В. Монаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И. О. Кудриной, рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия в составе судьи Н. П. Кушнаревой, при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Е. .В Лахиной,
апелляционную жалобу акционерного общества «Читаэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2018 года по делу № А10-5569/2017
по иску акционерного общества «Читаэнергосбыт» (основной государственный регистрационный номер 1057536132323, ИНН <***>, адрес: 672039, <...>)
к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (основной государственный регистрационный номер 1052460054327, ИНН <***>, адрес: 660021, <...> а)
о взыскании 4 060,54 рублей,
(суд первой инстанции: судья Т. Г. Серебренникова),
установил следующие обстоятельства.
Акционерное общество «Читаэнергосбыт» обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение
Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2018 года по делу № А10- 5569/2017.
Одновременно с апелляционной жалобой акционерное общество «Читаэнергосбыт» заявило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Учитывая наличие в Арбитражном суде Республики Бурятия и в Четвертом арбитражном апелляционном суде технической возможности осуществления видеоконференц-связи, суд апелляционной инстанции на основании части 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным удовлетворить ходатайство заявителя и поручить Арбитражному суду Республики Бурятия обеспечить видеоконференц-связь для участия лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, на что указано в определении от 28.04.2018.
В зал судебных заседаний в Арбитражном суде Республики Бурятия истец не явился.
В Четвертый арбитражный апелляционный суд также никто из лиц, участвующих в деле, не явился. С учетом этих обстоятельств, сеанс видеоконференц-связи прекращен, о чем вынесено протокольное определение от 24.05.2018.
Из материалов дела усматривается, что акционерное общество «Читаэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, с последующими уточнениями, к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о взыскании стоимости электрической энергии, потребленной после плановой даты введения ограничения режима потребления, в сумме 3 931,26 рублей, законной неустойки за период с 10.08.2017 по 06.10.2017 в размере 129,28 рублей, с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции относительно нарушений им условий договора при направлении заявок
на введение ограничения. Заявитель жалобы отмечает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении норм материального права.
Ответчик отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.06.2014 между истцом, являющимся гарантирующим поставщиком, и ответчиком (исполнитель) заключен договор № 18.0300.2021.14 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее – договор). Договор заключен с протоколом согласования разногласий от 06.08.2014 к протоколу разногласий от 04.07.2014.
Согласно пункту 3.3.11 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 06.08.2014) исполнитель обязался, в том числе, приостанавливать в порядке, установленном в Приложении № 5 к договору, передачу электрической энергии путем введения полного и 4 (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе путем выполнения заявок заказчика по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии и по возобновлению их электроснабжения.
Пунктом 7.4 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 06.08.2014) установлена ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение заявки заказчика на введение ограничения режима потребления в размере стоимости электроэнергии, отпущенной потребителю сверх объема (срока), указанного в заявке на введение ограничения режима потребления.
Акционерным обществом «Читаэнергосбыт» в материалы дела представлены заявки на введение ограничения режима потребления электроэнергии (том 3, л. д. 8 -77). Истец указал, что ответчиком не были исполнены поданные им заявки на введение ограничения, в связи с чем ответчик должен возместить стоимость электроэнергии, отпущенной потребителям сверх объема (срока), указанного в заявках на введение ограничения режима потребления.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее Правила № 442).
При этом в настоящее время Правила № 442 применяются с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ». В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с 29.09.2017, то есть по истечении 120 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.05.2017).
Из материалов дела следует, что истец указал, что ответчиком не были исполнены заявки в отношении потребителей: ФИО1 (заявка № 139 от 05.07.2017), ФИО2 (заявка № 147 от 05.07.2017), ФИО3 (заявка № 142 от 05.07.2017), ФИО4 (заявка № 155 от 17.07.2017), ФИО5 (заявка № 155 от 17.07.2017), ФИО6 (заявка № 739/1 от 11.07.2017), ФИО7 (заявка № 739/1 от 11.07.2017), ФИО6 (заявка № 739/1 от 11.07.2017).
Таким образом, заявки поданы до вступления в силу изменений в Правила № 442, поэтому суд первой инстанции правомерно применил редакцию Правил без учета изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. № 624.
В Правилах № 442 используются следующие основные понятия, в частности:
«ограничение режима потребления» - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;
«частичное ограничение режима потребления» - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами;
«полное ограничение режима потребления» - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пунктов 2, 4 Правил № 442 (без учета изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. № 624) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) вводится ограничение режима потребления электрической энергии. В связи с наступлением указанных обстоятельств ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 5 Правил № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 Правил № 442, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.
В силу пункта 7 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится исполнителем на основании направленного ему инициатором введения ограничения (в частности, гарантирующим поставщиком) уведомления о необходимости введения соответствующего ограничения. В уведомлении помимо прочего должна быть указана заявляемая дата введения ограничения режима потребления.
Пунктом 26 Правил № 442 предусмотрено, что исполнитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении.
Особенности ограничения или приостановления потребления коммунальных услуг предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 (далее Правила № 354).
Кроме того, контрагентами согласован Регламент взаимодействия сторон спора при ограничении режима потребления электроэнергии (приложение № 5 к договору N 18.0300.2021.14 от 06.06.2014 (далее - Регламент).
Как отмечено выше, истцом в материалы дела представлены заявки на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении спорных потребителей.
Ответчик ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств получения указанных заявок, а также на то, что представленные в материалы дела заявки подписаны неуполномоченными лицами, в заявках не указан вид подлежащего введению ограничения режима потребления.
Суд первой инстанции, установив нарушение истцом пунктов 17, 19 Регламента, регулирующего спорные правоотношения, отказал в удовлетворении иска.
Предметом иска является взыскание гарантирующим поставщиком стоимости электроэнергии, отпущенной потребителям, с сетевой организации, не осуществившей после соответствующей заявки действий по введению ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей.
В пункте 17 Регламента контрагенты предусмотрели, что заказчик до начала каждого года (не позднее 20 декабря) доводит до сведения исполнителя утвержденный уполномоченным органом управления заказчика перечень должностных лиц, имеющих право подписи заявок на ограничение режима (возобновление) электроснабжения. Если заказчик не довел до сведения
исполнителя указанный перечень Представленные в материалы дела заявки подписаны неуполномоченными лицами исполнитель принимает к исполнению только заявки подписанные руководителем заказчика, либо лицом, которому выдана доверенность на подписание заявок, в случае если исполнитель был ознакомлен с доверенностью такого лица до получения заявки на ограничение режима (возобновление) электроснабжения.
О внесении изменений в указанный в пункте 17 перечень в течение года заказчик обязан уведомить исполнителя (в течение 5 рабочих дней с даты соответствующих изменений) способом, подтверждающим получение уведомления. В случае отсутствия соответствующего уведомления Исполнитель руководствуется в работе имеющимся перечнем (п. 18 Регламента).
В соответствии с п. 19 Регламента для введения ограничения в отношении потребителя, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в п. 2.1. настоящего регламента, Заказчик обязан направить Исполнителю (способом, обеспечивающим подтверждение факта получения) заявку в соответствии с п. 6 настоящего регламента.
Пунктом 14 Регламента установлено, что исполнитель (публичное акционерное общество «МРСК Сибири») не несет ответственности перед Заказчиком (акционерное общество «Читаэнергосбыт») за неисполнение или ненадлежащее исполнение заявок в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие несоответствия заявки Заказчика требованиям, предусмотренным настоящим Регламентом.
Таким образом, в договоре стороны согласовали дополнительные требования к заявкам на введение ограничения, несоблюдение которых со стороны акционерного общества «Читаэнергосбыт» влечет освобождение второго контрагента от ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Судом первой инстанции правильно установлено, что полномочия лиц, подписавших часть заявок от имени акционерного общества «Читаэнергосбыт», не подтверждены надлежащими доверенностями, нет доказательств того, что акционерное общество «Читаэнергосбыт» вручило заявки ответчику в какие-либо конкретные даты.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о
необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) основания введения ограничения режима потребления;
в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Пунктом 119 Правил № 354 определено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку,
или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
При этом в силу п. 114 указанных Правил № 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
Часть заявок истца на введение ограничения режима, потребления не содержат сведений о виде планируемого ограничения (ФИО1, ФИО2, ФИО3). Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства
направления заявок в отношении потребителей Коркиной Н. Ф., Якушевой В. Г., Хроменко Н.А. Заявки в отношении потребителей Винникова В. В. и Воронова С. С., Ревенской Т. Г., Яворской Г. И. содержат отметки входящей корреспонденции.
Между тем, проставленные отметки не содержат указания лица, получившего заявки, и подписи. Таким образом, истцом не представлено доказательств направления заявок способом, обеспечивающим подтверждение факта получения, и с данными выводами суда первой инстанции соглашается апелляционный суд.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 258, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2018 года по
делу № А10-5569/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-
Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Н. А. Корзова
Судьи О.В. Барковская
О. В. Монакова