ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № 19-20743/2011
26 июля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Доржиева Э.П., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в составе председательствующего судьи Чупрова А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнауховой К.А. апелляционную жалобу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2012 года по делу № А19-20743/2011 по заявлению Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации муниципального образования «Города Черемхово» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
(суд первой инстанции судья Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании в Федеральном Арбитражном Суде Восточно-Сибирского округа:
от Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации – ФИО1 – представителя по доверенности от 21.03.2012 № 174;
от Администрации муниципального образования «Города Черемхово» – ФИО2 – представителя по доверенности от 02.04.2012,
установил:
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО «Иркутскэнерго», заявитель или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации муниципального образования «город Черемхово» (далее – Администрация МО «город Черемхово» или Администрация) с заявлением о признании незаконным решения, изложенного в письмах № 1922 от 19.08.2011 и № 2317 от 18.10.2011 об отказе ОАО «Иркутскэнерго» в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 34,4389 га, а также с требованием обязать администрацию принять меры к устранению допущенного нарушения путем издания решения о предоставлении ОАО «Иркутскэнерго» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 34,4389 га, с учетом применения льготного порядка определения цены выкупа земельного участка, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в размере трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО «Иркутскэнерго».
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, на котором расположен золошлакоотвал, в последующем подлежит обязательной рекультивации, является нарушенным и обоснованно отнесен Администрацией МО «город Черемхово» к деградированным землям.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что поскольку спорный земельный участок является деградированным, он относится к землям, ограниченным в обороте.
Не согласившись с указанным решением, ОАО «Иркутскэнерго» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении норм материального права. Как указывает общество, Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель, на которые ссылается Администрация и суд первой инстанции в обоснование того, что спорный участок является деградированным, не являются нормативно-правовым актом, не зарегистрированы, официально не опубликованы, носят рекомендательный характер, в связи с чем, не могут служить правовым основанием для разрешения настоящего спора. Методические рекомендации были разработаны на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами», которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 830. Заключение ФГБУ «Центр агрохимической службы «Иркутский» (далее – Учреждение) № 2/12 от 28.02.2012 по загрязнению и деградации почв на земельном участке с кадастровым номером 38:33:010258:0004, переданное ОАО «Иркутскэнерго», согласно которому рекомендовано признать спорный земельный участок деградированным, не является доказательством, что спорный земельный участок является деградированным. Виды деятельности, осуществляемые Учреждением, связаны с землями сельскохозяйственного назначения. Неправомерна ссылка суда на типовую инструкцию Министерства топлива и энергетики Российской Федерации по эксплуатации золошлакоотвалов тепловых электростанций РД 34.27.509-91, утвержденную Главным научно-техническим управлением энергетики и электрификации Минэнерго СССР 12.12.1991, поскольку данный документ отменен приказом НП «ИНВЭЛ» № 17 от 30.04.2009. Таким образом, как на момент отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка Администрация не имела доказательств отнесения его к деградированным землям (на основании чего отказ является незаконным и необоснованным), так и в дальнейшем Администрацией не были представлены соответствующие доказательства. В письменных пояснениях к заявлению от 19.03.2012 и дополнении к письменным пояснениям обществом приведены доводы в отношении того, что спорный земельный участок нельзя признавать деградированным.
Представитель ОАО «Иркутскэнерго» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу Администрация не представила.
Представитель Администрации в судебном заседании с доводами апелляционной жалобой не согласился.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО «Иркутскэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц, ему присвоен номер – <***> (том 1, л. д. 52-56).
ОАО «Иркутскэнерго» обратилось в Администрацию муниципального образования «город Черемхово» с заявлением № 207-303/463 от 10 августа 2011 года о предоставлении в собственность ОАО «Иркутскэнерго» земельного участка под размещение золошлакоотвала с учетом норм Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», по кратной ставке земельного налога (по г. Иркутску-5, области-3) общей площадью 34,4389 га, кадастровый номер 38:33:010258:4, расположенного по адресу Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12.
Письмом Администрации МО «город Черемхово» № 1922 от 19 августа 2011 года ОАО «Иркутскэнерго» дан ответ о невозможности передачи в собственность обществу земельного участка, занимаемого сооружением золошлакоотвалом площадью 344358,8 м?, поскольку данный земельный участок относится к разряду деградированных (нарушенных) земель, ограниченных в обороте, и не подлежит отчуждению из муниципальной собственности. Кроме того, в письме указано, что отработанные золошлакоотвалы подлежат рекультивации, рекультивированный земельный участок под отработанным золошлакоотвалом подлежит возврату муниципалитету для дальнейшего вовлечения его в экономическую деятельность территории.
ОАО «Иркутскэнерго» письмом № 545-12/10275 от 22 сентября 2011 года повторно обратилось в Администрацию МО «город Черемхово» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4 в собственность.
Письмом № 2317 от 18 октября 2011 года Администрацией повторно отказано ОАО «Иркутскэнерго» в передаче земельного участка в собственность обществу на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельный участок, используемый ОАО «Иркутскэнерго» для размещения золошлакоотвала, по мнению администрации, относится к разряду деградированных (нарушенных) земель, ограниченных в обороте, и не подлежит отчуждению из муниципальной собственности.
Заявитель, считая решение ответчика незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы общества, обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения, изложенного в письмах от 19.08.2011 № 1922 и от 18.10.2011 № 2317, закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО «Иркутскэнерго», согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0144775, является собственником объекта недвижимости – Сооружение золошлакоотвал пойменного типа, 2-ух секционный, не фильтрующий, общая площадь 344358,80 м?, Иркутская область, Черемхово г., ТЭЦ-12, кадастровый (условный) номер 38:33:010258:0004/:000011-2035, номер регистрации 38-01/20-7/2003-227 от 28 октября 2003 года.
Между Черемховским городским муниципальным образование (арендодатель) и ОАО «Иркутскэнерго» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 12 от 12 мая 2003 года, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, имеющий кадастровый номер 38:33:010258:0004, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 34,4389 га для размещения золошлакоотвала. Срок аренды установлен 49 лет с 12 мая 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 стать 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 Постановления № 11 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Рассматривая дела об отказе в передаче в собственность земельного участка, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений (далее – ГТС).
В разделе 3 Стандарта ОАО РАО «ЕЭС России» СТО 17230282.27.010.001-2007 «Здания и сооружения объектов энергетики. Методика оценки технического состояния», утвержденного приказом ОАО РАО «ЕЭС России» от 22.10.2007, также приведено понятие «золошлакоотвала (ЗШО)», как гидротехнического сооружения, предназначенного для складирования золы и шлака с тепловой электростанции.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок общей площадью 34,4389 га, кадастровый номер 38:33:010258:4, находящийся по адресу Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, расположен под золошлакоотвалом, входящим в состав гидротехнических сооружений электростанции ТЭЦ-12 (том 1, л.д. 28 – 41).
В Российском регистре гидротехнических сооружений (http://www.waterinfo.ru) за номером 216250000157500 зарегистрирован комплекс ГТС золошлакоотвала ТЭЦ-12 ОАО «Иркутскэнерго». Собственник Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»). Эксплуатирующая организация Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго»). Субъект РФ Иркутская область. Орган государственного надзора, осуществивший регистрацию в РРГТС и осуществляющий надзор: Ростехнадзор. Бассейновый округ: Ангаро-Байкальский. Водный объект Технологический водоем в бассейне р.Черемшанка в бассейне р.Ангара. Декларация безопасности № 11-11(02)0153-00-ТЭЦ (зарегистрирована в органе надзора 2011-12-01). Срок действия декларации безопасности, лет: 3. Сведения о ГТС, входящих в комплекс – 216256010157501 Золошлакоотвал ТЭЦ-12.
В силу указанных норм права и установленных обстоятельств спорный земельный участок, расположенный под золошлакоотвалом, входящим в состав гидротехнических сооружений электростанции ТЭЦ-12, не может быть предоставлен обществу в частную собственность.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение об отказе ОАО «Иркутскэнерго» в предоставлении в собственность земельного участка хотя и содержит иные основания для отказа, однако является законным, поскольку соответствует требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 27 и подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2012 года по делу № А19-20743/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить Иркутскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации (ИНН <***> ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 26.04.2012 № 14392.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Доржиев Э.П.
Ячменев Г.Г.