ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-1467/2012
04 июля 2012 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Стрелкова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2012 года по делу № А19-1467/2012 по заявлению Администрации муниципального образования города Братска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения от 11.10.2011
(суд первой инстанции: судья Красько Б.В.),
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования города Братска - не явился, извещен;
от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – не явился, извещен,
установил:
Администрация муниципального образования города Братска (далее – Администрация или Администрация МО города Братска) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения № 3800/608/11-43194 от 11.10.2011 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязании устранить допущенные нарушения, путем осуществления государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:54:015501:57.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 г. № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое является правопреемником в отношении прав, обязанностей и целей деятельности Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции в порядке процессуального правопреемства произведена замена Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Иркутской области его правопреемником – Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Учреждение или Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией не был представлен в орган кадастрового учета комплект документов, необходимый для внесения изменений в сведения кадастрового учета, что повлекло невозможность внесения таких изменений, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным, вынесенным, основываясь на обстоятельствах, напрямую не относящихся к предмету спора.
Росреестр представил отзыв на апелляционную жалобу, где выразил свое несогласие с апелляционной жалобой, считает обжалуемое решение законным.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что муниципальному образованию города Братска на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения продовольственной базы, общей площадью 168 979 кв. м., адрес объекта: Иркутская область, г. Братск, ж. р. Центральный, ул. Коммунальная, 11, кадастровый номер 38:34:015501:27, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2010.
Постановлением Администрации от 24.02.2011 № 238 земельный участок категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:34:015501:27, расположенный по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, улица Коммунальная, 11, площадью 16,8979 га разделен на два земельных участка с площадями 16,8748 га и 0,0231 га. Пунктом 3 указанного постановления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: город Братск, П 11 44 00 00, категория земель населенных пунктов площадью 0,0231 га для размещения продовольственной базы.
Земельный участок площадью 0,0231 га, расположенный по адресу: город Братск, П 11 44 00 00 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:54:015501:57 (кадастровый паспорт земельного участка от 0.04.2011 № 3800/601/11-26129).
16.06.2011 Администрация обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области с заявлением от 16.06.2011 рег. № 38-0-1-87/3101/2011-226 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 38:54:015501:57 в связи с изменением вида разрешенного использования, с приложением постановления Администрации от 31.05.2011 № 1159 «О предоставлении ИП ФИО1 в собственность за плату земельного участка» и постановления Администрации от 08.06.2011 № 1207 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Братска от 31.05.2011 № 1159 «О предоставлении ИП ФИО1 в собственность за плату земельного участка».
Согласно постановлению Администрации от 31.05.2011 № 1159 «О предоставлении ИП ФИО1 в собственность за плату земельного участка» индивидуальному предпринимателю ФИО1 в собственность за плату предоставлен земельный участок категории земель населенных пунктов общей площадью 0,0231 га, расположенный по адресу: Иркутская область, город Братск, П 11 44 00 00, для размещения продовольственной базы. Постановлением Администрации от 08.06.2011 № 1207 слова «для размещения продовольственной базы» заменены словами «для размещения административного здания».
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области от 08.07.2011 № 3800/608/11-29263 в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно – копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, осуществление кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено, Администрации рекомендовано представить вышеуказанный документ.
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области от 11.10.2011 № 3800/608/11-43194 в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием принятия решения о приостановлении, не представлением копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (пункт 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости отказано в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре).
Администрация, полагая отказ в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконным обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований, исходя из следующего.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10 и от 5 июля 2011 года № 651/11.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что требования Администрации МО города Братска могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Кадастровой палаты закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов Администрации таким ненормативным правовым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Администрации МО города Братска удовлетворению не подлежат.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Закон о государственном кадастре (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» с 1 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Частью 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре, в редакции, действовавшей на момент подачи Администрацией заявления об осуществлении кадастрового учета изменений установлено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 – 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также – учет изменений объекта недвижимости), осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее – необходимые для кадастрового учета документы).
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре с заявлением в орган кадастрового учета, в числе других документов, должна быть представлена копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 этого Закона сведений).
Пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что отсутствие документов, подтверждающих вид разрешенного использования земельного участка, является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.
Пункт 6 части 2 статьи 27 этого же закона устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьи 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 ГрК РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 ГрК РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, решением Думы города Братска от 07.11.2006 № 227/г-Д утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Братска (далее – Правила землепользования).
Пунктом 1 статьи 2 Правил землепользования установлено, что Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят на территории муниципального образования города Братска систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании – делении всей территории в границах муниципального образования на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции.
Согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 1 Правил землепользования настоящие Правила применяются наряду с иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Братска (далее – муниципальные правовые акты города Братска) по вопросам регулирования землепользования и застройки. Указанные акты применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам.
В соответствии со статьей 3 Правил землепользования решения по землепользованию и застройке принимаются, в том числе, в соответствии с градостроительными регламентами, установленными настоящими Правилами, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости, независимо от форм собственности. Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости включает: а) основные виды разрешенного использования недвижимости, которые при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов – строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены; б) условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого с применением процедур публичных слушаний; в) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды использования недвижимости, отсутствующие в списках главы 9 настоящих Правил, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований.
Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид/виды использования недвижимости, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон, при условии обязательного соблюдения требований законодательства в отношении обеспечения безопасности (пункты 7 – 8 статьи 7 Правил землепользования).
В соответствии со статьей 35 Правил землепользования порядок изменения одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости определяется градостроительным законодательством и в соответствии с ним – настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Братска (пункт 1). Изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости реализуется на основании градостроительных регламентов, установленных настоящими Правилами (пункт 2). Изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости осуществляется при условии: 1) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, специального согласования посредством публичных слушаний в порядке, определенном настоящими Правилами, – в случаях, когда испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости является условно разрешенным; 2) выполнения технических регламентов – в случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости связано с необходимостью подготовки проектной документации и получением разрешения на строительство; 3) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, заключения от Комитета по градостроительству о том, что изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство, –в соответствующих случаях (пункт 4).
Исходя из данных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и заявитель, предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих Правилам землепользования и застройки, влечет нарушение публичных прав городского округа в лице администрации на развитие территории в соответствии зонированием.
Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 ГрК РФ, статей 7, 85 ЗК РФ, статьи 22 Закона о государственном кадастре следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
С учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в силу частей 6 и 8 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки. Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее «для размещения продовольственной базы», а затем предпринимателю «для размещения административного здания», орган кадастрового учета согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязан установить, в состав какой территориальной зоны земельный участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 установлен порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с абзацем вторым пункта 11 названного постановления Правительства Российской Федерации орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Территориальное зонирование, перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны определены в данном случае Правилами землепользования.
В соответствии с пунктами 3 – 4 статьи 3 Правил землепользования на двух видах карт в приложениях к настоящим Правилам выделены: 1) территориальные зоны – на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования города Братска; 2) зоны с особыми условиями использования территорий; а) зоны действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия; б) санитарно-защитные зоны; в) водоохранные зоны и охранные зоны источников водоснабжения. На карте градостроительного зонирования территории муниципального образования города Братска выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости (глава 9 настоящих Правил).
С учетом указанных норм права и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт направления списка координат характерных точек границ территориальных зон в составе названного нормативного акта в орган кадастрового учета Администрацией не доказан, из материалов дела не следует.
Решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой входит в компетенцию органа местного самоуправления до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки. Принятие Правил землепользования – единого нормативного документа в части установления видов разрешенного использования земельных участков, предполагает, что любые решения, связанные с установлением либо изменением вида разрешенного использования земельного участка должны соответствовать положениям указанных Правил.
С учетом позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 15.12.2011 № 12651/11, суд первой инстанции правильно указал, что орган кадастрового учета при внесении изменений в сведения кадастрового учета должен, в том числе, учитывать положения градостроительных регламентов, которые, в свою очередь, должны быть в порядке информационного взаимодействия переданы органами местного самоуправления в орган кадастрового учета.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрацией оспаривается отказ о внесении изменений в сведения кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка категории земель населенных пунктов общей площадью 0,0231 га, расположенный по адресу: Иркутская область, город Братск, П 11 44 00 00, на котором расположен объект недвижимости – нежилое здание 1993 года постройки, общей площадью 118,6 кв.м., в том числе основанная 63,7 кв.м., фундамент – бетонный ленточный, стены кирпичные, перекрытия ж/бетонные, крыша-шифер, полы – дощатые, плитка, являющееся предметом договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № 2 от 29.01.2010. (в редакции соглашения о внесении изменений в договор купли-продажи объекта муниципальной собственности № 2 от 29.01.2010).
Вместе с тем, Администрацией не представлены какие-либо доказательства, подтверждающее как фактическое использование земельного участка и расположенного на нем, по утверждению Администрации, нежилого здания по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Коммунальная, дом 11, строение 4, так и сам факт использования.
В силу указанного, учитывая, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит спорный земельный участок, и отсутствие доказательств, подтверждающих фактическое использование земельного участка под «размещение административного здания», у органа кадастрового учета отсутствовала возможность осуществить кадастровый учет этих изменений вида разрешенного использования.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в предмет доказывания необоснованно включено исследование обстоятельств о не направлении в орган кадастрового учета списка координат характерных точек границ территориальных зон.
Выяснение наличия указанных обстоятельств напрямую повлияло на указный вывод суда первой инстанции об отсутствии у органа кадастрового учета при таких обстоятельствах возможности осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования, то есть непосредственно связано с выяснением вопроса о законности оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Администрацией не был представлен в орган кадастрового учета комплект документов, необходимый для внесения изменений в сведения кадастрового учета, что повлекло невозможность внесения таких изменений, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2012 года по делу № А19-1467/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Стрелков А.В.