ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А19-23331/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Общества с ограниченной ответственностью «Охранно-правовое предприятие «Легион» ФИО1 (09.02.2020), Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области ФИО2 (доверенность от 10.02.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2019 года по делу № А19-23331/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Охранно-правовое предприятие «Легион» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество, ООО «ОПП «Легион») обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление Росгвардии по Иркутской области) с заявлением о признании незаконными действий по проведению 26.08.2019 проверки; об обязании Управления Росгвардии по Иркутской области составить акт установленной формы о проведенной 26.08.2019 проверке и внести в журнал проверок сведения о проведенной 26.08.2019 проверке в отношении общества.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2019 года по делу № А19-23331/2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Действия Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области, выразившиеся в нарушении процедуры проведения проверки информации о начале оказания охранных услуг общества с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" согласно уведомлениям № 577312794, № 577322806, № 577319386, признаны незаконными.
Суд обязал Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление Росгвардии обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что судом не были применены положения приказа МВД России от 23сентября 2015 № 927 «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 18 июня 2012 года, N 589», что является основанием для отмены обжалуемого решения.
По мнению заявителя жалобы, суд ошибочно посчитал, что проверка проведена не по месту нахождения лицензионного дела в Управлении Росгвардии по Иркутской области (г. Иркутск), а по месту осуществления заявителем охранных услуг (г. Усолье-Сибирское Иркутской области.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
В судебном заседании 11.02.2020 объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 14.02.2020, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 16.01.2020, 12.02.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Охранно-правовое предприятие "Легион" и АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" заключен договор № 605/19-Ю от 15.08.2019 на оказание услуг по охране объектов.
В соответствии с требованием Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498), общество через портал государственных услуг уведомлениями № 577312794, № 577322806, №577319386 уведомило отделение лицензионно-разрешительной работы по Усольскому району Управления Росгвардии по Иркутской области о начале оказания охранных услуг.
Административным органом проведена проверка сведений о начале оказания охранных услуг общества с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" согласно уведомлениям № 577312794, № 577322806, № 577319386.
По результатам указанной проверки, ответчиком составлено три акта проверки объекта находящегося под охраной ЧОО от 26.08.2019, в которых указано на отсутствие замечаний по результатам проверки. Проверка проведена по месту осуществления охранных услуг г.Усолье-Сибирское, территория АО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод».
По мнению заявителя, проверка проведена с грубыми нарушениями Административного регламента № 589, что привело к нарушению прав общества, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем действия про проведению проверки являются незаконными. Кроме того, административным органом не внесена запись в журнал проверок общества и не выдан акт установленной формы по результатам проведенной проверки.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Порядок осуществления охранной деятельности определяется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 2487-1) и Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (далее - Положение № 498).
На основании части 2 статьи 11 Закон № 2487-1, о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (далее - Правила № 498), частная охранная организация обязана в установленные сроки в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны).
В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 18.06.2012 № 589 (зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2012 № 25081), разработанным в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом № 294-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
23.1. документарную проверку представляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материалов для получения (продления срока действия) лицензии или переоформления лицензии;
23.2. проверку сведений, изложенных в уведомлении, поступившем от юридического лица, о начале (окончании) оказания охранных услуг, и должностной инструкции частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов;
23.3. плановую проверку соблюдения лицензионных требований;
23.4. внеплановую (выездную) проверку соблюдения лицензионных требований и (или) требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего частную детективную (сыскную) и охранную деятельность;
23.5. проверку наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств;
23.6. принятие решения и мер реагирования.
Таким образом, проверка сведений, изложенных в уведомлении, поступившем от юридического лица, о начале (окончании) оказания охранных услуг, и должностной инструкции частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, является одной из самостоятельных административных процедур, осуществляемых при исполнении функции государственного контроля, вне рамок проведения документарной либо выездной, плановой либо внеплановой проверок.
В данном случае суд первой инстанции правильно исходил из того, что применительно к рассматриваемой ситуации осуществляется административная процедура "проверка сведений, изложенных в уведомлении", что не противоречит положениям статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Закону РФ от 11.03.1992 № 2487-1, Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Апелляционная коллегия отклоняет как несоответствующие фактическим обстоятельствам доводы ответчика о том, что суд первой инстанции не применил положения пп. 23.2 в редакции Приказа МВД России от 23.09.2015 N 927, действовавшего в спорный период.
В данном случае суд первой инстанции сходил из формулировки пп. 23.2 в редакции Приказа МВД России от 23.09.2015 N 927, поскольку в ранее действовавшей редакции применялась формулировка «документарная проверка».
Согласно пункту 28 Административного регламента основанием для начала проверки сведений, изложенных в уведомлении, поступившем от юридического лица, о начале (окончании) оказания охранных услуг (приложения № 3, 4 к регламенту), а также проверки представленного образца должностной инструкции частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов является получение уведомления в письменном виде либо в электронной форме с использованием Единого портала. Если уведомление поступило в письменном виде, то оно подлежит внесению в СЦУО в день его получения.
В силу пункта 29 Административного регламента процедура состоит из проверки:
- соответствия указанных в уведомлении видов охранных услуг видам, предусмотренным лицензией юридического лица (п. 29.1);
- наличия у юридического лица права охранять объект категории, указанной в уведомлении (п. 29.2);
- соответствия формы должностной инструкции частного охранника на объекте охраны установленным требованиям (п. 29.3);
- соответствия предусмотренных инструкцией частного охранника обязанностей его правам, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 29.4);
- сведений о лицензиате, его персонале, охраняемых объектах, находящихся в лицензионном, контрольно-наблюдательном деле и в СЦУО (по мере необходимости) (п. 29.5).
На основании пункта 30 Административного регламента проверка сведений, указанных в уведомлении о начале (окончании) оказания охранных услуг, проводится в срок не более 20 дней.
В соответствии с пунктом 32 Административного регламента критерием принятия решения является выявление соответствия (несоответствия) указанных в уведомлении сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 33 Административного регламента выявление нарушений является основанием для: привлечения юридического лица и (или) должностного лица к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; вынесения лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений.
Порядок уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей содержится в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498.
Проверка сведений, изложенных в уведомлении, поступившем от юридического лица, о начале (окончании) оказания охранных услуг, и должностной инструкции частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, является одной из самостоятельных административных процедур, осуществляемых при исполнении функции государственного контроля, вне рамок проведения документарной либо выездной, плановой либо внеплановой проверок согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и должна быть проведена в соответствии с Административным регламентом.
Проведение процедуры проверки сведений, представленных в уведомлении, не ограничилось проверкой исключительно подаваемой информации (пункт 29 Административного регламента).
В материалы дела заявителем представлен CD диск с записью видеосъемки проведения проверки от 26.08.2019.
Из представленной видеозаписи следует, что административным органом помимо документов, необходимых для проверки сведений, изложенных в уведомлении, поступившем от юридического лица, о начале (окончании) оказания охранных услуг, в нарушение пунктов 29-29.5 Административного регламента запрошены и проверялись иные сведения и документы, не относящиеся к проверке уведомления о начале оказания охранных услуг (личные карточки охранников, удостоверения, наличие видеонаблюдения).
В силу пункта 31 Административного регламента проверка проводится должностным лицом подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России по местонахождению лицензионного дела.
Местом нахождения лицензионного дела является Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области, расположенное по адресу: 664019, <...>.
Фактически проверка проведена не по месту нахождения лицензионного дела, а по месту осуществления заявителем охранных услуг по адресу г. Усолье-Сибирское, территория АО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» 26.08.2019 года в 11 час. 35 мин. (Иркутского времени), что не оспаривается управлением.
По результатам указанной проверки, инспектором ФИО3 составлено три акта проверки объекта находящегося под охраной общества от 26.08.2019, в которых указано на отсутствие замечаний по результатам проверки.
В последующем на основании проверки от 26.08.2019 года инспектором ОЛРР по Усольскому району ФИО3 составлен рапорт от 26.08.2019 года о выявлении нарушений лицензионных требований при ведении частной охранной деятельности.
На основании пункта 9.5 Административного регламента, лицо, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю, вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что административным органом была нарушена процедура проведения проверки информации о начале оказания охранных услуг общества с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" согласно уведомлениям № 577312794, № 577322806, № 577319386.
Указанные выводы полностью согласуются с судебной практикой арбитражных судов (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.01.2018 по делу N А60-19057/2017).
Апелляционная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем надлежащим образом не опровергнуты доводы ответчика об отражении «Московского времени» в скриншотах федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
В данном случае ни судом первой инстанции, ни административным органом не были надлежащим образом проверены доводы заявителя о том, что все статусы к направленным заявлениям посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе направленные в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, отображаются в личном кабинете по местному времени.
Согласно письму Департамента развития цифрового государства Минкомсвязи России от 28.01.2020 №1113-942-ОГ все статусы к направленным заявлениям посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе направленные в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, отображаются в личном кабинете по местному времени.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами заявителя в части нарушения административным органом норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку в силу внесенных изменений в статью 20 Закона № 2487-1 и статью 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются.
Доводы заявителя в части невнесения результатов проверки в журнал проверок общества обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Административным регламентом при поверке сведений, изложенных в уведомлении о начале (окончании) оказания охранных услуг и должностной инструкции частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, выдача акта проверки и внесение записи в журнал проверок общества не предусмотрены.
Составление же трех актов проверки объекта, находящегося под охраной ЧОО от 26.08.2019, в которых указано на отсутствие замечаний по результатам проверки, что не предусмотрено Регламентом, подтверждает позицию заявителя и суда первой инстанции о незаконности проведённой проверки, фактически явившейся выездной.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области выразившиеся в нарушении процедуры проведения проверки информации о начале оказания охранных услуг общества с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" согласно уведомлениям № 577312794, № 577322806, № 577319386.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2019 года по делу №А19-23331/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
Е.О. Никифорюк