ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2506/13 от 29.08.2013 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-7462/2012

18 сентября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2013.

Полный текст постановления изготовлен 18.09.2013.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,

судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Деревцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2013 года по делу №А58-7462/2012 по иску Окружной администрация города Якутска, (ИНН <***>, ОГРН <***>, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Ленина пр-кт, 15) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, Якутск Город, ФИО1 Улица, 12) о взыскании 7 679 478 руб. 92 коп., с участием в деле в качестве третьего лица - Министерства образования Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***> ИНН <***>, Якутск Город, Ленина Проспект, 30),(суд первой инстанции: Аринчёхина А.Ю.),

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Окружная администрация города Якутска обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании с Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) 7 679 478 руб. 92 коп. убытков.

Определением арбитражного суда от 06.03.2013 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство образования Республики Саха (Якутия).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены, с Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу Окружной администрация города Якутска взыскано 7 679 478 руб. 92 коп.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Указывает, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Расходы, которые понес истец по выплате денежных сумм на обеспечение жильем детей не являются убытками в понимании ст. 15 ГК РФ. Считает, что вступившие в законную силу судебные акты в отношении истца являются расходным обязательством последнего, поскольку расходы, понесенные в связи с исполнением решений Якутского городского суда PC (Я), вступивших в законную силу, являются не убытками муниципального образования как субъекта гражданских правоотношений, а его законодательно установленными расходами как ответчика и должника. Тот факт, что решениями и определениями суда общей юрисдикции обязанность по предоставлению и возмещению стоимости жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, возложена на муниципальное образование, не может свидетельствовать о возникновении убытков у последнего из-за действий (бездействия) республики, следовательно, отсутствует и причинно-следственная связь. Обращает внимание, что в данном случае Окружной администрацией города Якутска заявлен иск о взыскании с Министерства финансов PC (Я), т.е. бюджета субъекта РФ в пользу местного бюджета расходов, связанных с приобретением жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. спорные правоотношения возникли в финансово-бюджетной сфере, а гражданско-правовые отношения между сторонами отсутствуют. Просит решение суда отменить.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, законность решения суда.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.08.2013 до 29.08.2013.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2012 год (в ред. закона от 11.10.2012 1094-3 № 1081-IV) предусмотрены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа 1 010 181 руб. 20 коп., в том числе по г. Якутску 333548500 руб.

Истец третьему лицу- Министерству образования РС (Я) перечислил бюджетных ассигнований на сумму 1 010 181 240 руб. 90 коп.

Истцом подтверждено поступление от третьего лица субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа - 333 548 540 руб. 91 коп.

Ответчиком использованы предоставленные субвенции в сумме 332 768 935 руб. 95 коп. в соответствии с их целевым назначением.

Остаток неиспользованных средств составил 204 руб. 96 коп., кроме того одним из застройщиков был произведен возврат бюджетных средств в сумме 117 660 руб. 79 коп.(в связи с изменением площади жилых помещений), из них 73 516 руб. 68 коп. возвращены в федеральный бюджет(204 руб. 96 коп. неиспользованный остаток и 73311 руб. 72 коп. остаток средств застройщика) в соответствии с приказом Министерства финансов РС (Я) от 10.01.2013 № 01-04/0007 «О возврате в федеральный бюджет остатков целевых средств по состоянию на 01.01.2013 года» и 44 349 руб. 07 коп. – средства государственного бюджета, согласно распоряжения Окружной администрации г Якутска от 09.02.2013 № 116 р «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись (лимиты бюджетных обязательств) городского округа «город Якутск» на 2013 год» уточнены в плане на 2013 год и будут использованы на те же цели.

Вместе с тем, решениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08.07.2011, 28.10.2011, 01.11.2011, 21.12.2011, 26.12.2011 на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность по предоставлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 жилых помещений.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО2, Окружной администрацией г. Якутска, третьими лицами ФИО8, ФИО9, по условиям которого Окружная администрация г. Якутска обязуется приобрести у третьих лиц ФИО8, ФИО9 в собственность ФИО2 трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <...>, при этом Окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить третьим лицам в счет оплаты за приобретаемую квартиру денежные средства в размере 1 448 132 руб. 80 коп. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030586366.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19.04.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО3, Окружной администрацией г. Якутска, третьими лицами ФИО10, ФИО11, по условиям которого Окружная администрация г. Якутска обязуется приобрести у третьих лиц в собственность ФИО3 трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <...>, при этом Окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить третьим лицам в счет оплаты за приобретаемую квартиру денежные средства в размере 1 413 463 руб. 04 коп. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030588465.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 02.07.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО4, Окружной администрацией г. Якутска, третьим лицом ФИО12, по условиям которого Окружная администрация г. Якутска обязуется приобрести у третьего лица в собственность ФИО4 трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <...>, при этом Окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить третьим лицам в счет оплаты за приобретаемую квартиру денежные средства в размере 1 448 132 руб. 80 коп. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030585026.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 02.07.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО5 и Окружной администрацией г. Якутска, по условиям которого Окружная администрация г. Якутска обязуется в срок до 22.06.2012 перечислить на расчетный счет МУП «Агентство по развитию территорий» денежные средства в размере 1 375 922 руб. 88 коп., а МУП «Агентство по развитию территорий» обязуется в течение 5 рабочих дней с момента утверждения мирового соглашения заключить с ФИО5 договор об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030587199.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13.07.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО6, Окружной администрацией г. Якутска, третьим лицом ФИО13, по условиям которого Окружная администрация г. Якутска обязуется приобрести у третьего лица ФИО13 в собственность ФИО6 однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <...>, при этом Окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить третьему лицу в счет оплаты за приобретаемую квартиру денежные средства в размере 1 448 132 руб. 80 коп. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030589407.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22.06.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО7 и Окружной администрацией г. Якутска, по условиям которого Окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить на расчетный счет МУП «Агентство по развитию территорий» денежные средства в размере 1 325 121 руб. 60 коп., а МУП «Агентство по развитию территорий» обязуется в будущем заключить с ФИО7 договор об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030587210.

Окружной администрацией города Якутска из бюджета ГО «город Якутск» перечислено не предусмотренные бюджетом 7 679 478 руб. 92 коп. в т.ч. платежными поручениями № 2704 от 12.09.2012, № 2391 от 08.08.2012, № 1257936 от 30.11.2012, № 3063 от 10.10.2012, № 2733 от 17.09.2012, № 2702 от 12.09.2012 во исполнение определений суда:

- по исполнительному листу ВС № 030586366 – 1 448 132, 80 рублей;

- по исполнительному листу ВС № 030588465 – 1 413 436, 04 рублей;

- по исполнительному листу ВС № 030585026 – 779 400 рублей;

- по исполнительному листу ВС № 030587199 – 1 375 922, 88 рублей;

- по исполнительному листу ВС № 030589407 – 1 448 132, 80 рублей;

- по исполнительному листу ВС № 030587210 – 1 325 121, 60 рублей.

При указанных обстоятельствах, истец, полагая, что обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Республики Саха (Якутия) и подлежит возмещению за счет бюджета республики, обратился на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей Бюджетного кодекса Российской Федерации с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Апелляционная коллегия оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент разрешения вопроса об обеспечении жильем, далее - Закон о дополнительных гарантиях) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П разъясняется, что абзац 2 пункта 1 статьи 8 названного Закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно статье 5 Закона о дополнительных гарантиях (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного саморегулирования в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях).

В соответствии с положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ответственность по возмещению денежных средств правомерно возложена судом первой инстанции на казну субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Поскольку обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, в силу действующего законодательства относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, доказательства выделения истцу денежных средств необходимых для исполнения решений судов общей юрисдикции в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ответчиком не представлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Администрации о взыскании с ответчика убытков, составляющих стоимости жилых помещений.

В силу указанных норм отклоняется как необоснованный довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расходы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления.

Довод ответчика о том, что расходы, понесенные истцом, не являются убытками в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также отклоняется, поскольку, уплатив на основании решений судов общей юрисдикции денежные средства по расходным обязательствам ответчика, истец понес расходы, за взысканием которых он обратился в суд на основании статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К доводу ответчика о том, что у Министерства финансов Республики Саха (Якутия) нет обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, соответственно последний не является ответчиком по указанному делу, суд апелляционной инстанции относится критически в силу следующего.

Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Требования истцом заявлены к Республике Саха (Якутия) в лице ее финансового органа и такие требования рассмотрены арбитражным судом, что соответствует статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2013 года по делу № А58-7462/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий Е.Н.Скажутина

Судьи Л.В.Капустина

А.В.Макарцев