ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-5184/2012
«18» июля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Доржиева Э.П., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2012 года по делу №А19-5184/2012 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области к Открытому акционерному обществу «Дорожная служба Иркутской области» о взыскании 118328 руб. 50 коп. (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области, зарегистрированное в Едином государственной реестре юридических лиц за ОГРН 1023802003290, ИНН 3817022039, место нахождения: Иркутская область, г.Усть-Илимск, ул.Дружбы народов, 17, (далее - Пенсионный фонд, фонд), обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Открытого акционерного общества «Дорожная служба Иркутской области», зарегистрированного в Едином государственной реестре юридических лиц за ОГРН 1073808009330, ИНН 3808166080, место нахождения: Иркутская область, г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 88, (далее – ОАО «Дорожная служба Иркутской области», Общество) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в размере 118328 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суд Иркутской области от 19 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных фондом требований отказано.
Как следует из судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за полугодие 2011 года были представлены обществом в установленный законом срок, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено нарушение пенсионным фондом процедуры привлечения к ответственности, выразившееся в неизвещении лица, в отношении которого проведена проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а также несоблюдение им требований части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ при оформлении решения о привлечении к ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
По мнению фонда, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества вменяемого ему правонарушения ввиду своевременного представления сведений о застрахованных лицах является необоснованным в связи со следующим.
Состав правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», представляет собой «непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление не полных и (или) недостоверных сведений».
Из первичного протокола видно, что первоначально обществом индивидуальные сведения представлены в Пенсионный фонд 15.07.2011. В связи с имеющимися ошибками отчет фондом не был принят, а в адрес общества направлен отрицательный протокол по ТКС и уведомление о возврате документов на доработку с указанием на имеющиеся в сведениях ошибки, в котором разъяснено, в чем именно состоят ошибки и предложен срок для их устранения - до 05.08.2011.
Окончательно исправленные формы документов представлены страхователем 03.09.2011, которые протоколом от 07.09.2011 приняты фондом для внесения в учет.
Таким образом, привлечение общества к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений, является законным.
Пенсионный фонд также указывает на надлежащее извещение страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки актом от 08.09.2011 №85Р.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 08.06.2012. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки Пенсионным фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 квартал 2011 года представлены Усть-Илимским филиалом ОАО «Дорожная служба Иркутской области» 7 сентября 2011 года, при установленном законом сроке – не позднее 15 августа 2011 года.
По результатам проверки фондом составлен акт №85Р об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 08.09.2011, на основании которого 17.10.2011 принято решение №85Р «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании», согласно которому Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное представление в органы ПФР индивидуальных сведений в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в размере 118328 руб. 50 (т.1, л.д.9-10).
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.11.2011 №85Р обществу предложено уплатить наложенный штраф в течение десяти дней с момента его получения (т.1, л.д.11).
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке и в установленный срок требования, Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании с общества штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 квартал 2011 года, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», (далее - Закон №27-ФЗ), установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.
Представление неполных и (или) недостоверных сведений, обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Усть-Илимский филиал ОАО «Дорожная служба Иркутской области» 15 июля 2011 года представил по телекоммуникационным каналам связи в Управление ПФР в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области сведения, необходимые для осуществления учета, что подтверждается протоколом проверки РСВ-1 № 048 027 11 РС 0241670 от 22.07.2011 (т.1, л.д.14).
В связи с тем, что представленные обществом сведения содержали ошибки, Пенсионным фондом в адрес общества было направлено Уведомление о возврате документов на доработку с указанием на необходимость представления полного пакета отчетности до 05.08.2011 (т.1, л.д.14-15).
В соответствии с электронными отчетами о приеме документов исправленные сведения представлялись обществом в Пенсионный фонд 05.08.2011, 23.08.2011, 30.08.2011, 03.09.2011 и были возвращены ему для доработки в связи с наличием ошибок, что подтверждается уведомлениями о возврате от 10.08.2011, 26.08.2011, 01.09.2011, 06.09.2011 (т.1, л.д.16-20).
Исправленные сведения в окончательном виде представлены обществом, как отражено в уведомлении о приеме отчетности, 7 сентября 2011 года (т.1, л.д.21).
Таким образом, необходимые для осуществления персонифицированного учета сведения были представлены страхователем в Пенсионный фонд своевременно, до 15.08.2011, но содержали неполные и (или) недостоверные сведения, в связи с чем были возвращены обществу.
Как следует из содержания решения от 17.10.2011 №85Р «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании», основанием для привлечения общества к ответственности явилось непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом того, что обществу не вменяется представление в Пенсионный фонд неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, выражающегося в представлении необходимых для учета сведений с нарушением установленного законом срока.
Довод Пенсионного фонда о представлении обществом исправленных сведений с нарушением срока судом первой инстанции правильно признан не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку исправленные сведения представлены в установленный двухнедельный срок.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных пенсионным фондом требований о взыскании с общества штрафа за непредставление в установленный законом срок необходимых для осуществления персонифицированного учета сведений соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан при правильном применении и толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о нарушении фондом процедуры принятия решения о привлечении к ответственности на основании следующего.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, акт от 08.09.2011 №85Р, содержащий извещение о рассмотрении материалов проверки на 17.10.2011 на 15 час. 00 мин., получен представителем Усть-Илимского филиала ОАО «Дорожная служба Иркутской области», в то время как страхователем, в отношении которого проведена проверка, является ОАО «Дорожная служба Иркутской области».
Из решения о привлечении к ответственности следует, что материалы проверки рассмотрены Пенсионным фондом в отсутствие представителя общества.
Таким образом, допущенное Пенсионным фондом нарушение существенно, поскольку общество было лишено возможности реализовать предоставленные законом права на дачу объяснений, представления опровергающих доказательств и т.д.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Действующее законодательство, регулирующее порядок привлечения к административной и налоговой ответственности, предусматривает, что лицо, привлекаемое к ответственности, в любом случае должно быть извещено о времени и месте рассмотрения дела, нарушение этого правила влечет за собой безусловную отмену решения о привлечении к ответственности (статьи 25.1, 25.4 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 205, 270 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобный подход является универсальным и должен применяться во всех случаях привлечения субъекта к публично-правовой ответственности.
Системное толкование положений статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" также позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании возможно только в том случае, если до начала рассмотрения имеются данные о надлежащем извещении лица, в отношении которого проведена проверка, о времени и месте рассмотрения ее материалов.
Следовательно, при отсутствии доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, рассмотрение материалов проверки и вынесение по его результатам решения о привлечении к ответственности нельзя признать правомерным.
Доводы фонда в апелляционной жалобе о надлежащем извещении страхователя актом проверки по вышеизложенным основаниям подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2012 года по делу №А19-5184/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2012 года по делу №А19-5184/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: Э.П. Доржиев
Е.О. Никифорюк