ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-25/15 от 04.02.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

8 февраля 2016 года Дело № А58-4718/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Рылова Д.Н., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королёвой Д.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия):

от ФИО1: ФИО2, доверенность от 25 января 2016 года;

от Администрации: ФИО3, доверенность от 11 января 2016 года № 6,

с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО4, при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Соломоновой Е.И.,

рассматривая в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2015 года по делу № А58-4718/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; г. Якутск) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес места нахождения: <...>) о признании недействительным распоряжения от 26 июня 2014 года № 82/1зр и об обязании предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка

(суд первой инстанции: Эверстова Р.И.)

и установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее – Администрация) о признании недействительным распоряжения от 26 июня 2014 года № 82/1зр «Об отказе в предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» и об обязании предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:15011:67, расположенного по адресу: <...>, под магазин.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2014 года (т. 2, л.д. 9-19), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 года (т. 2, л.д. 69-74), в удовлетворении заявленного ФИО1 требования отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2015 года (т. 2, л.д. 120-125) названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). Суд кассационной инстанции указал, что судами не дана какая-либо правовая оценка всем доводам и доказательствам сторон о соответствии либо несоответствии оспариваемого решения приведенным ими нормам градостроительного и земельного законодательства, в том числе доводам предпринимателя о соблюдении инсоляционных требований, нахождении дороги в местах общего пользования за пределами ее участка, наличии судебных актов по делу № А58-827/2013 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и возможности принятия решения в соответствии с действующими в городе Якутске правилами землепользования и застройки.

По результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2015 года заявленное ФИО1 требование удовлетворено, распоряжение Администрации от 26 июня 2014 года № 82/1зр «Об отказе в предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» признано недействительным. Одновременно суд первой инстанции обязал Администрацию города устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. Как отмечает Администрация, из представленного протокола публичных (общественных) слушаний № 22, утвержденного председателем Комиссии 18 июня 2014 года, следует, что объект построен без разрешительной документации, при этом присутствующие граждане выразили свое отрицательное мнение по поводу предоставления разрешения. В частности, жители дома по улице Лермонтова 23/4 указали, что объект двухэтажный, окна на первых этажах выходят непосредственно на построенный объект, а к гаражу имеется узкая дорога, которая небезопасна в эксплуатации. По мнению заявителя апелляционной жалобы, обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует из положений статей 2, 3 и 32 Конституции Российской Федерации, статьи 1 и пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые закрепляют общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения.

В письменном отзыве от 25 января 2016 года на апелляционную жалобу ФИО1 выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей Администрации и предпринимателя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14 апреля 2011 года, ей присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя <***> (т. 1, л.д. 61).

По договору купли-продажи от 17 января 2013 года (т. 1, л.д. 25) предприниматель приобрела в собственность гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 109,6 кв.м., инв. № 98:401:9:101:000005980, лит. Б, адрес (местонахождение) объекта: <...>, а также земельный участок с кадастровым номером 14:36:105011:67, общей площадью 675 кв.м., расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под гараж.

Право собственности на гараж и земельный участок зарегистрировано 28 января 2013 года, о чем соответственно выданы свидетельства 14-АБ 002086 (т. 1, л.д. 21) и 14-АБ 02085 (т. 1, л.д. 22).

Предыдущим собственником названных объектов недвижимости (ФИО5) в отношении гаража была проведена реконструкция, вследствие чего увеличена общая площадь здания за счет надстройки второго этажа.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А58-827/2013 Администрации было отказано в удовлетворении иска к ФИО5 о признании реконструированного гаража самовольной постройкой и о его сносе.

При этом арбитражными судами по делу № А58-827/2013 установлено, что реконструкция гаража осуществлена в границах предоставленного земельного участка его собственником без нарушения требований градостроительного и иного законодательства с соблюдением инсоляционных норм, требований о назначении земельного участка в отсутствие нарушения прав и законных интересов иных лиц.

Согласно градостроительному плану земельного участка № RU14301000-2014-2131-099 от 21 марта 2014 года (т. 1, л.д. 29-32) названный земельный участок находится в территориальной зоне «Ж-6» – зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска.

Предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка для использования его под магазин.

Информация о времени и месте публичных слушаний опубликована в газете «Эхо столицы» от 27 мая 2014 года № 59 (2284) (т. 1, л.д. 118).

4 июня 2014 года были проведены публичные слушания, результаты которых оформлены протоколом публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка № 22 от 18 июня 2014 (т. 1, л.д. 17-18, 112-113).

В заключении о публичных слушаниях от 18 июня 2014 года № 22 Комиссией рекомендовано направить протокол и заключение о публичных слушаниях первому заместителю Главы городского округа «Город Якутск» для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:15011:67, расположенного по адресу: <...>, под магазин (т. 1, л.д. 111).

Данное заключение опубликовано в газете «Эхо столицы» от 17 июля 2014 года № 81(2306) (т. 1, л.д. 118а).

На основании результатов публичных слушаний (протокол от 18 июня 2014 года № 22, заключение от 18 июня 2014 года № 22) первым заместителем Главы городского округа «Город Якутск» принято распоряжение от 26 июня 2014 года № 82/13р, в соответствии с которым предпринимателю было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка под магазин в связи с тем, что объект построен без разрешительной документации (т. 1, л.д. 16).

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления ввиду следующего.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным и т.д. (пункт 1).

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).

Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс):

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно частям 2-4 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса определено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого же Кодекса.

В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3).

Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5).

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 6).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8).

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 9).

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 22.02.2013 № 23п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги Окружной администрацией города Якутска «Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск» (далее – Административный регламент), пунктами 3.20-3.28 которого предусмотрено следующее.

Основанием для начала выполнения административной процедуры является установление муниципальным служащим наличия всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Департамент после получения заявления и приложенных документов, а также после получения документов по межведомственному запросу в течение 3 рабочих дней принимает решение о необходимости проведения публичных слушаний.

Организация и проведение публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом, решением Якутской городской Думы «О публичных слушаниях в городском округе «город Якутск» от 15.02.2012 53-НПА.

Департамент направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Департамент осуществляет публикацию информации о времени, дате и месте проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Протокол, заключение и проект распоряжения публичных слушаний направляется в течение 3 рабочих дней на рассмотрение первому заместителю главы городского округа «город Якутск». Заключение публичных слушаний подлежит опубликованию.

Первый заместитель главы городского округа «город Якутск» рассматривает представленные документы в течение 3 дней с момента получения документов и принимает одно из следующих решений:

- о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

- об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Решение первого заместителя главы городского округа «город Якутск» – отказать в условно разрешенном виде использования земельного участка или объекта капитального строительства, выносится в случае отрицательного результата публичных слушаний.

Решение о предоставлении разрешения или отказе выносится в форме распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск».

Распоряжение о предоставлении разрешения должно содержать следующие сведения: основания принятия решения; наименование заявителя; условно разрешенный вид использования земельного участка; основания отказа в предоставлении разрешения.

В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента выдача распоряжения является конечным результатом выполнения муниципальной услуги.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься, в частности, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В пункте 2.1 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О-О указано, что будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

На территории городского округа «город Якутск» применяется Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 15.02.2012 № 53-НПА «О публичных слушаниях в городском округе «город Якутск», принятый решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 № РЯГД-42-11 (далее – Нормативный правовой акт № 53-НПА).

При этом статьей 20 Нормативного правового акта № 53-НПА предусмотрено, что слушания по проектам муниципальных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности (в том числе, по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства) проводятся в сроки в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, по заявлению ФИО1 были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка под магазин.

Результаты публичных слушаний оформлены соответствующим протоколом от 18 февраля 2014 года № 22 (т. 1, л.д. 112-113).

Из названного протокола следует, что объект построен без разрешительной документации, а присутствующие граждане выразили свое отрицательное мнение по поводу предоставления разрешения. Жители дома по улице Лермонтова, 23/4 указали, что объект двухэтажный, окна на первых этажах выходят непосредственно на построенный объект, также пояснили, что к гаражу имеется узкая дорога, которая не безопасна в эксплуатации.

На основании изложенного Комиссией рекомендовано направить протокол и заключение о публичных слушаниях первому заместителю Главы городского округа «Город Якутск» для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Однако в распоряжении Администрации от 26 июня 2014 года № 82/13р в качестве причины отказа предпринимателю в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка указано лишь на то, что объект построен без разрешительной документации.

Ссылок на отрицательные (для предпринимателя) результаты публичных слушаний как основание для отказа в предоставлении испрашиваемого разрешения в оспариваемом распоряжении не содержится.

В свою очередь, по смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков или объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

То есть результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии решения, но не имеют обязательного характера.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Так, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с частями 8 и 9 статьи 39 Градостроительного кодекса.

При этом рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что согласуется с положениями части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса, которые предусматривают право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.

Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2013 года по делу № А19-12328\2012 и от 16 августа 2013 года по делу № А33-14020/2012.

В рассматриваемом случае, как следует из содержания оспариваемого предпринимателем распоряжения Администрации, единственным основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является строительство объекта без разрешительной документации.

Однако ни оспариваемое решение, ни заключение по результатам публичных слушаний, не содержат указаний об отсутствии какой именно «разрешительной» документации сделан вывод при принятии оспариваемого решения.

На данное обстоятельство обращено внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17 августа 2015 года по настоящему делу.

На отсутствие разрешительной документации без уточнения ее вида, состава и иных признаков указано и в протоколе публичных слушаний от 18 июня 2014 года.

В судебном заседании 4 февраля 2016 года представитель Администрации на соответствующие вопросы суда апелляционной инстанции не смогла пояснить, какие именно разрешительные документы необходимо было получить для проведения реконструкции гаража, и имелась ли у предпринимателя такая обязанность с учетом положений Градостроительного кодекса (в частности, его статей 51 и 55).

Между тем, гараж и земельный участок с кадастровым номером 14:36:105011:233, расположенные по адресу: <...>, были приобретены предпринимателем ФИО1 по договору купли-продажи от 17 января 2013 года (т. 1, л.д. 25), заключенному с ФИО5, которым в отношении гаража до заключения указанного договора была проведена реконструкция, вследствие чего была увеличена общая площадь здания – надстроен второй этаж.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2013 года по делу № А58-827/2013 отказано в удовлетворении искового заявления Окружной администрации города Якутска в лице Департамента градостроительной политики к индивидуальному предпринимателю ФИО5 о признании объекта самовольной постройкой, о запрете использовать земельный участок под автомойку и использовать по целевому назначению, о сносе самовольной постройки.

При рассмотрении указанного дела арбитражным судом установлено, что спорное реконструированное помещение размещено в границах земельного участка, предоставленного ФИО5; учитывая, что реконструкция гаража осуществлялась ФИО5 на земельном участке, предоставленном для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то отсутствует необходимость получения разрешительной документации на реконструкцию гаража.

Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 года и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2014 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2013 года по делу № А58-827/2013 оставлено без изменения.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 4176/14 в передаче дела № А58-827/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано.

Принимая во внимание положения части 1 статьи 16 АПК Российской Федерации, следует признать, что вступившими в законную силу судебными актами по делу № А58-827/2013 подтверждена законность постройки здания (реконструкции гаража), расположенного по адресу: <...>, и принадлежащего ФИО1 на праве собственности, в связи с чем довод Администрации об отсутствии разрешительной документации на такой объект является необоснованным.

Заявитель апелляционной жалобы также ссылается на то, что присутствующие на публичных слушаниях граждане выразили свое отрицательное мнение по поводу предоставления разрешения, а жители дома по улице Лермонтова, 23/4 дополнительно указали, что объект двухэтажный, окна на первых этажах выходят непосредственно на построенный объект, также пояснили, что к гаражу имеется узкая дорога, которая не безопасна в эксплуатации.

Однако подобные доводы Администрации не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Во-первых, из оспариваемого распоряжения не следует, что указанные обстоятельства явились основанием для отказа ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на испрашиваемый земельный участок.

Во-вторых, рассматриваемые доводы носят предположительный характер, поскольку Администрацией документально не подтверждены.

В то же время в рамках дела № А58-827/2013 арбитражными судами были проанализированы представленные в материалы дела акт технического обследования № 220 от 1 июля 2013 года, расчет инсоляции помещений и прилегающих территорий № 94 от 27 июня 2013 года, составленные ООО «Регион-Север», а также письменный ответ от 28 июня 2013 года, из которых установлено, что спорный гараж пригоден к эксплуатации; не влияет на инсоляцию помещений многоквартирного дома, расположенного рядом с ним; гараж расположен на противопожарном расстоянии до прилегающих зданий больше нормативного 12 метрового расстояния.

Кроме того, согласно представленному ФИО1 в рамках настоящего дела расчету инсоляции помещений и прилегающей территории объекта – гараж нежилой, 2-этажный, общей площадью 340,6 кв.м. (местонахождение объекта: <...>) № 151 от 10 ноября 2014 года, составленному ООО «Регион-Север» (т. 1, л.д. 131-132), затенения от рассматриваемого гаража на северо-западной, северной и северо-восточной сторонах не оказывают существенного влияния на 5-этажный жилой дом, на административное здание и на другие соседние нежилые сооружения, их нормативные требования инсоляции территории не нарушаются. Помещения как рассматриваемого гаража, так и прилегающих объектов жилого и общественного назначения, имеют нормативную продолжительность инсоляции.

В соответствии с письмом ООО «Регион-Север» № 152 от 10 ноября 2014 года (т. 1, л.д. 133) здание – 2-этажной нежилой каменный объект – гараж имеет расстояния до прилегающих зданий соответственно 16, 18 и 18 метров, что значительно больше нормативного 12-метрового расстояния.

Администрацией же не представлено каких-либо объективных доказательств (кроме субъективного мнения жителей дома по улице Лермонтова, 23/4, зафиксированного в протоколе публичных слушаний), опровергающих соблюдение инсоляционных требований.

Как отмечалось выше, согласно градостроительному плану земельного участка № RU14301000-2014-2131-099 от 21 марта 2014 года (т. 1, л.д. 29-32) названный земельный участок находится в территориальной зоне «Ж-6» – зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска.

Согласно пункту 10 статьи 42.1 Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА (далее – Правила землепользования и застройки), зона «Ж-6» - это зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска. Территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий размещения жилой застройки, включающей застройку многоквартирными жилыми домами высотой от 5-ти до 16-ти этажей.

Под условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства понимаются виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса и статьей 35 Правил землепользования и застройки, и обязательного соблюдения требований технических регламентов (пункт 1 статьи 41 Правил землепользования и застройки).

В соответствии с пунктом 11.1 Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам ГО «Город Якутск» (приложение № 3 к Правилам землепользования и застройки) в территориальной зоне «Ж-6» одним из условно разрешенных видов использования земельного участка является использование его для размещения магазинов промышленных товаров, магазинов продовольственных товаров или магазинов первой необходимости.

Из оспариваемого распоряжения Администрации не следует, что испрашиваемый предпринимателем вид условно разрешенного использования земельного участка противоречит Правилам землепользования и застройки. В ходе проведения публичных слушаний, а также иных административных процедур, предшествовавших принятию оспариваемого распоряжения, данное обстоятельство также не было установлено.

Таким образом, использование спорного земельного участка для размещения на нем магазина не противоречит Правилам землепользования и застройки.

По мнению суда апелляционной инстанции, неправомерный отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка под магазин ограничивает права ФИО1 как собственника земельного участка, предоставленные ей статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 40 Земельного кодекса, в связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым распоряжением подлежит отклонению.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере выполнены указания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, приведенные в постановлении от 17 августа 2015 года по настоящему делу, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2015 года по делу № А58-4718/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2015 года по делу № А58-4718/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв

Судьи Д.Н. Рылов

В.А. Сидоренко