Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-407/2020
«20» июля 2020 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А19-407/2020 по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Надежда» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании финансовых санкций в сумме 6 500 рублей,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее – Управление Пенсионного фонда, Управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Надежда» (далее – общество, ответчик, страхователь) с заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 6 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за отчетные периоды – сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А19-407/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с пропуском совокупного срока давности взыскания финансовых санкций.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А19-407/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам апелляционной жалобы, подача обществом сведений по форме СЗВ-М позже срока, установленного пунктом 2 части 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ), является основанием для привлечения общества к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Заявитель жалобы указывает на то, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре со ссылкой на п.2 ст.199 ГК РФ, а также на то, что 30.12.2019 по делу № А19-30805/2019 фонду было отказано в выдаче судебного приказа.
В материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 23.05.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Надежда» по ТКС с ЭЦП представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за сентябрь 2018 года – 16.10.2018, за октябрь 2018 года - 16.12.2018.
Управлением 08.04.2019 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды сентябрь, октябрь 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды сентябрь, октябрь 2018 года, направленные 16.10.2018 и 16.12.2018 соответственно, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды Управлением 08.04.2018 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 048S18190006267 и № 048S18190006268.
По результатам рассмотрения актов Управлением 17.05.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесены решения № 048S19190007863 и 048S19190007864 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 6 500 руб.
11.06.2019 Управлением страхователю выставлены требования № 048S01190010438 и №048S01190010439 об уплате в срок до 01.07.2019 финансовых санкций за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение обществом требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 6 500 руб.
30.12.2019 Арбитражным судом Иркутской области по делу №А19-30805/2019 заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о выдаче судебного приказа от 23.12.2019г. № 09/8997/1 возвращено, в связи с тем что, в заявлении о выдаче судебного приказа содержались противоречивые сведения относительно наименования должника.
13.01.2020 Управление обратилось с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции в размере 6 500 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
Согласно статье 15 Федерального закона №27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016г. № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).
В формах СЗВ-М указывается тип представляемой формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения в отношении застрахованных лиц за отчетные периоды – сентябрь 2018 года и октябрь 2018 года были представлены страхователем 16.10.2018 и 16.12.2018 соответственно, то есть с нарушением установленного законом срока.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем пропущен срок на взыскание финансовых санкций в судебном порядке в связи с пропуском совокупного срока на судебное взыскание.
Судом первой инстанции правильно установлено, что сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды сентябрь и октябрь 2018 года должны были быть представлены в срок не позднее 15.10.2018 и 15.11.2018 соответственно. Таким образом, правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока, то есть после его истечения.
Вследствие чего, апелляционный суд, исправляя ошибку, допущенную судом первой инстанции, отмечает, что истечение установленного законом срока на представление сведений, означает, что правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений по форме СЗВ-М за спорные периоды, считается совершенным со следующего дня, после установленного законом срок, то есть с 16.10.2018 и 16.11.2018 соответственно.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ответчика к ответственности по статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) послужило непредставление обществом в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь и октябрь 2018 года.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ урегулирован порядок взыскания фондом финансовых санкций.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, данной статьей не установлены сроки проведения проверки и составления акта, сроки обращения в суд с иском о взыскании санкции.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности и срока обращения в суд не свидетельствует о наличие у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок и взысканию санкций.
В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе положения статьи 101.4 НК РФ, которой установлены срок проведения проверки, фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства - 10 дней со дня выявления нарушения, статьи 46 НК РФ, которой установлен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, страхового взноса, пени, штрафа.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об ошибочности применения судом первой инстанции при исчислении срока на составление акта проверки срока равного одному дню. Вместе с тем, указанная ошибка не привела к неправильному решению суда первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного правового регулирования, с учетом материалов настоящего дела, предельный совокупный срок взыскания с общества финансовых санкций за совершенное правонарушение в виде непредставления сведений СЗВ-М за сентябрь 2018 года, а также за октябрь 2018 года включает в себя: 10 дней на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление акта + 6 дней на получение акта по почте + 15 дней на представление страхователем возражений +10 дней на вынесение решения + 5 дней на вручение решения + 6 дней на получение решения по почте + 10 дней на вступление решения по проверке в силу + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования по почте + 16 календарных дней (установлено фондом) на исполнение требования + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
В силу нормативных положений пункта 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок представления сведений формы СЗВ-М за сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года – 15.10.2018, 15.11.2018 соответственно. Таким образом, УПФР о непредставлении страхователем сведений узнало (должно было узнать) на следующий день после наступления срока для их представления, то есть 16.10.2018 и 16.11.2018 соответственно. Следовательно, акт об обнаружении правонарушения фонд должен был составить за сентябрь 2018 года не позднее 30.10.2018, за октябрь 2018 года не позднее 30.11.2018. Фактически акты составлены 08.04.2019, что свидетельствует о нарушении фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции финансовые санкции в сумме 6 500 руб., взыскиваемые фондом с ООО «Надежда», сложились по двум требованиям об уплате штрафа от 11.06.2019 №048S01190010439 (на сумму 1000 руб.) и №048S011900104398 (на сумму 5500 руб.).
С учетом правовой позиции, выработанной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), в рассматриваемой ситуации шестимесячный срок на судебное взыскание финансовых санкций подлежит исчислению после превышения суммы задолженности 3000 руб., следовательно, подлежит учету срок давности взыскания финансовых санкций за октябрь 2018 года.
С учетом совокупного исчисления вышеуказанных сроков, срок на взыскание санкций в судебном порядке за октябрь 2018 года истек в октябре 2019 года. Однако с заявлением о выдачи судебного приказа на взыскание с общества финансовых санкций Управление Пенсионного фонда обратилось в суд в декабре 2019 года. Таким образом, еще на дату обращения в суд с заявлением о выдачи судебного приказа на взыскание финансовых санкций Управление пропустило срок на их взыскание. Следовательно, доводы фонда о том, что течение срока давности взыскания после возврата заявления о выдачи судебного приказа начинается сначала, является несостоятельным. Кроме того, апелляционный суд обращает внимание, что заявление о выдачи судебного приказа на взыскание финансовых санкций было возвращено Управлению, что исключает начало исчисления нового шестимесячного срока на взыскание.
Согласно материалам дела, с новым заявлением о выдачи судебного приказа Управление Пенсионного фонда не обращалось, а 13.01.2020 обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. При этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд Управлением Пенсионного фонда заявлено не было.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции, отказавшего Управлению в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в связи с пропуском совокупного срока давности их взыскания. При этом апелляционный суд полагает обоснованным рассмотрение судом первой инстанции заявленного фондом требования в порядке упрощенного производства, поскольку из материалов дела усматривается наличие спора о праве, что препятствует его рассмотрению в порядке приказного производства.
Апелляционный суд, поддерживая указанный вывод суда первой инстанции, отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре и при определенных условиях. Апелляционный суд обращает внимание на то, что нормы права и правовые позиции, на которые ссылается Управление Пенсионного фонда (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"), не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ, рассматриваемые в настоящем деле правоотношения сторон, регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах, сборах, страховых взносах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А19-407/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Ломако