Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А19-25089/2019
«19» марта 2020 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу № А19-25089/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664043, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Крост» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664033, <...>) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за 2017 год в размере 7500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (далее - УПФР в Свердловском районе г. Иркутска, Управление Пенсионного фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Крост» (далее – ООО «Крост», общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за 2017 год на 15 застрахованных лиц в размере 7500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском совокупного срока взыскания санкций в судебном порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года по делу № А19-25089/2019 отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлен трехлетний срок давности привлечения страхователя к ответственности, поэтому, по мнению фонда, совокупный срок обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций не нарушен.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 07.02.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Крост» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.09.2007 за основным государственным регистрационным номером <***>.
УПФР в Свердловском районе г. Иркутска установлено, что ООО «Крост» не представило в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2017 год.
По результатам проведенной проверки порядка представления указанных сведений в форме электронного документа органом Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 13.12.2018 № 048S18180017683.
25.01.2019 заместителем начальника УПФР в Свердловском районе г. Иркутска вынесено решение № 048S19190001040, в соответствии с которым ООО «Крост» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 7500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за 2017 год.
Требование об уплате штрафа от 19.02.2019 № 048S01190002065, направленное ответчику, в установленный срок не исполнено.
В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данном пункте.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2017 год должны быть представлены в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 01.03.2018.
Как следует из материалов дела, УПФР в Свердловском районе г. Иркутска установлено, что исходные индивидуальные сведения за 2017 год были представлены обществом 06.03.2018, т.е. с нарушением установленного срока.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции не делал вывод о необоснованном привлечении страхователя к ответственности за несвоевременно представление сведений.
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Закон №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусмотрено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно материалам дела, ООО Крост» обязанность по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ, за 2017 год представило с нарушением срока – 06.03.2018.
Как правильно отмечает Управление Пенсионного фонда в своей апелляционной жалобе, для установленного вида состава правонарушения необходимо и достаточно факта бездействия – не представление страхователем сведений в установленный законом срок. Исходя из чего, апелляционный суд полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что дата представления формы сведений не является моментом выявления правонарушения, так как выявлению правонарушению и составлению акта предшествует процедура проверки, которая устанавливает наличие либо отсутствие правонарушения, при выявлении наличия которого составляется акт. Поскольку для обнаружения правонарушения, совершенного страхователем в форме несвоевременного представления сведений, достаточно установления факта представления сведений позже установленного законом срока, то проведение каких-либо проверочных мероприятий при поступлении в неустановленный срок сведений не требуется. Следовательно, дата, не соответствующая сроку, установленному законом, представления формы сведений является днем выявления правонарушения.
В соответствии с абзацем 7 статьи 17 Закона №27-ФЗ, акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
С учетом изложенных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об ошибочности указания суда первой инстанции, на обязанность фонда по составлению акта о совершенном обществом правонарушении и по его направлению в адрес общества должно было быть исполнено в срок до 14.03.2018. Поскольку днем, когда Управление Пенсионного фонда должно было выявить факт несвоевременного представления сведения является 06.03.2018, то акт о совершенном обществом правонарушении подлежал составлению в срок до 21.03.2018 (с учетом выходных и праздничных дней), следовательно, направлен в срок до 28.03.2018, и, соответственно, может считаться полученным 03.04.2018.
Таким образом, с указанной даты следует производить исчисление всех последующих сроков, установленных в статье 17 Закона № 27-ФЗ, а именно, срока для представления страхователем возражений, принятия решения и его направления обществу, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования.
В соответствии с абзацами 8-16 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлены порядок и сроки представления страхователем возражений на акт о выявлении правонарушения, вынесения решения по результатам рассмотрения акта, выставления требования, а также предельные сроки получения решения и требования.
Так, лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
С учетом вышеперечисленных сроков, установленных в статье 17 Закона № 27-ФЗ, апелляционный суд приходит к выводу, что поскольку предельной датой получения акта о выявлении правонарушения будет являться 03.04.2018, решение о привлечении к ответственности должно было быть вынесено фондом в срок до 11.05.2018 (10 дней по истечении 15-дневного срока, установленного для подачи возражений по акту, с учетом выходных и праздничных дней) и направлено страхователю не позднее 18.05.2018. Исходя из даты получения решения 24.05.2018 (6 дней с даты направления по почте), датой его вступления в законную силу будет являться 07.06.2018. Следовательно, до 22.06.2018, с учетом выходных и праздничных дней, страхователю должно было быть выставлено требование об уплате штрафных санкций. Учитывая срок уплаты штрафа, установленный в требовании от 19.02.2019 № 048S01190002065 (15 рабочих дней), последним днем срока исполнения требования об уплате штрафа в данном случае должно являться 13.07.2018.
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с ООО «Крост» суммы штрафа Управление Пенсионного фонда вправе было обратиться в суд в срок до 13.01.2019, т.е. в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (срок исполнения которого установлен до 13.07.2018).
Согласно штемпелю входящей корреспонденции заявление Управлением Пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области о взыскании с ООО «Крост» финансовых санкций подано 11.10.2019, то есть с пропуском установленного законом совокупного срока для взыскания задолженности. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока фондом не заявлялось.
Таким образом, несмотря на ошибку, допущенную судом первой инстанции при исчислении совокупного срока установленного законодательством для судебного взыскания задолженности, вывод суда первой инстанции о пропуске Управлением Пенсионного фонда совокупного срока давности взыскания финансовых санкций является правильным.
Как следует из материалов дела, 06.09.2019 Управление Пенсионного фонда обращалось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ООО «Крост» финансовых санкций, начисленных решением от 25.01.2019 № 048S19190001040. Однако, определением Арбитражного суда Иркутской области от 17.09.2019 по делу № А19-22400/2019, фонду было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве, поскольку судом был установлен пропуск заявителем срока давности на взыскание.
С учетом данного обстоятельства, апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку, во-первых, он касается ситуации, когда фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный срок, а, во-вторых, он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
В связи с вышеизложенным, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно отказано Управлению Пенсионного фонда во взыскании с общества финансовых санкций в связи с пропуском заявителем совокупного срока давности взыскания финансовых санкций.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на абзац 29 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, которым установлен трехлетний срок давности привлечения к ответственности, что, по мнению фонда, влияет на совокупный срок давности взыскания финансовых санкций путем увеличения его на три года, апелляционным судом отклоняется. Поскольку действующее законодательство разграничивает сроки давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения и сроки давности взыскания задолженности по финансовым санкциям. Поэтому установление в абзаце 29 статьи 17 Закона N 27-ФЗ трехлетнего срока давности привлечения к ответственности не означает, что совокупный срок давности взыскания финансовых санкций увеличивается на три года.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований УПФР в Свердловском районе г. Иркутска о взыскании с ООО «Крост» суммы финансовых санкций у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу № А19-25089/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Ломако