ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-5388/2011
04 сентября 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2013.
Полный текст постановления изготовлен 04.09.2013.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в Вилюйском улусе (районе) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 года по делу № А58-5388/2011 по иску открытого акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 677000, <...>) к муниципальному району «Вилюйский район (улус)» в лице Администрации муниципального района «Вилюйский район (улус)» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 678200, Республика Саха (Якутия), <...>) о взыскании 11 330 465 рублей, (суд первой инстанции: Артамонова Л.И.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество «Сахатранснефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к муниципальному району «Вилюйский район (улус)» в лице Администрации муниципального района «Вилюйский район (улус)» Республики Саха (Якутия) о взыскании 11 330 465 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2011 года производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения от 29 ноября 2011 года между открытым акционерным обществом «Сахатранснефтегаз» и муниципальным районом «Вилюйский район (улус)».
В арбитражный суд поступило заявление ОАО «Сахатранснефтегаз» о признании незаконными действий по возврату исполнительного документа и о наложении на Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Вилюйскому улусу (районе) судебного штрафа за неисполнение судебного акта по делу №А58-5388/11.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 года заявление открытого акционерного общества «Сахатранснефтегаз» о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта от 02.12.2011 по делу № А58-5388/2011 удовлетворено.
За неисполнение судебного акта от 02.12.2011. по делу № А58-5388/2011 на Финансово-казначейское управление Министерства финансов РС (Я) по Вилюйскому улусу наложен судебный штраф в размере 100 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с определением, Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в Вилюйском улусе (далее по тексту – Управление) в апелляционной жалобе на него ссылается на то, что не является финансовым органом муниципального образования Вилюйский улус (район), и не может осуществлять его функции, действует только в пределах полномочий предоставленных ему Соглашением о методологическом сопровождении бюджетного процесса. Функции финансового органа осуществляются Администрацией MP «Вилюйский улус (район)» самостоятельно, что подтверждается постановлением администрации MP «Вилюйский улус (район)» №461 от 12.10.2012. Указывает, что согласно п.4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, ОАО «Сахатранснефтегаз» может предъявить свой исполнительный лист в Администрацию MP «Вилюйский улус (район)» для исполнения в порядке главы 24.1 БК РФ. Просит отменить определение суда.
В судебное заседание стороны своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО «Сахатранснефтегаз» обратилось в арбитражный суд с иском к МР «Вилюйский район (улус)» о взыскании 11 330 465 рублей реального ущерба.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2011 года производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения от 29 ноября 2011 года между открытым акционерным обществом «Сахатранснефтегаз» и муниципальным районом «Вилюйский район (улус)», следующего содержания:
«1. Настоящее мировое соглашение заключается сторонами по обоюдному согласию в соответствии со статьями 138-142 АПК РФ для целей устранения возникшего спора по реконструкции ДК «Нефтяник» в п. Кысыл-Сыр Вилюйского района, произведенной за счет истца ОАО «Сахатранснефтегаз» в интересах МР «Вилюйский район», явившегося причиной обращения истца в Арбитражный суд РС (Я) с иском о возмещении убытков лицу, действовавшему в чужом интересе в размере 11 330 465 руб.
2. Стороны договариваются о заключении мирового соглашения по настоящему делу и определяют следующий порядок разрешения спора:
2.1. Истец уменьшает сумму исковых требований по делу № А58-5388/11 до суммы 10 669 922 руб.
2.2. Ответчик признает наличие задолженности перед истцом на сумму 10 669 922 руб.
2.3. Ответчик обязуется оплатить истцу задолженность в сумме 10 669 922 руб. в срок до 15.12.2011г.
3. В случае неисполнения сторонами обязательств, принятых ими по настоящему мировому соглашению, стороны вправе на основании п. 2 ст. 142 АПК РФ обратиться в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с ходатайством о выдаче им исполнительного листа.
В связи с неисполнением ответчиком условий мирового соглашения от 29.11.2011 арбитражным судом открытому акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» (взыскатель) 31.1.2011г. выдан исполнительный лист № 004672156, о взыскании с муниципального образования «Вилюйский район (улус)» в лице Администрации муниципального района «Вилюйский район (улус)» Республики Саха (Якутия) в пользу открытого акционерного общества «Сахатранснефтегаз» 10 669 922 рублей.
13.07.2012 года направленный истцом исполнительный лист принят Управлением для исполнения.
24.10.2012 года уведомлением о возращении исполнительного документа № 4880
от 19.10.2012 указанный исполнительный лист возращен взыскателю без исполнения, с указанием на изменение Порядка учета и хранения исполнительных документов.
Истец, указывая на то, что Управление не представило никаких законных доводов в пользу возращения взыскателю исполнительного листа, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о наложении на Финансово-казначейское управление Министерства финансов РС (Я) по Вилюйскому улусу штрафа в размере 100 000 рублей.
Суд первой инстанции, пришел к выводу об обоснованности заявления истца в связи с подтверждением определенными доказательствами факта неправомерного неисполнения Управлением Министерства финансов РС (Я) по Вилюйскому улусу исполнительного документа.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое определение подлежит отмене.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, применение штрафных санкций представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса.
Частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований - органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.
Согласно Приказа Минфина РС (Я) от 30.11.2010 № 01-04/1022 «Об утверждении Типового положения об Управлении Министерства финансов Республики Саха (Якутия)» управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в улусе, районе (городе) является структурным подразделением Министерства финансов Республики Саха (Якутия), обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере бюджетной деятельности на территории улуса (города).
Вместе с тем, согласно постановлению администрации Mуниципального района «Вилюйский улус (район)» №461 от 12.10.2012 г., функции финансового органа осуществляются Администрацией MP «Вилюйский улус (район)» самостоятельно, в т.ч. осуществляющего работу с исполнительными документами, предусматривающими обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.18 Положения о Финансовом управлении администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением главы Муниципального района «Вилюйский улус (район)» от 07 августа 2012 г. №338, учет и хранение исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства казны муниципального района и муниципальных учреждений, иных документов, связанных с их исполнением входит в функции Финансового управления администрации муниципального района.
Таким образом, с учетом того, что на дату возврата исполнительного документа, он не был исполнен, а с 12.10.2012 года у Управления отсутствовали полномочия по исполнению, исполнительный лист подлежал возвращению взыскателю.
Основания, по которым Управление возвратило исполнительный документ взыскателю ОАО «Сахатранснефтегаз», хотя на дату возврата и не были предусмотрены статьёй 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, однако, не противоречили общим принципам порядка исполнения судебных актов.
Стало быть, в рассматриваемом случае Управлением не допущено нарушений закона, прав и интересов взыскателя и должника, при возврате исполнительного документа.
Следует отметить, что Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ дополнены основания возврата взыскателю документов, переданных для исполнения. Такие документы возвращаются, и в случае, если они поданы в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника (абз. 4 п. 3 ст. 242.1 БК РФ).
Кроме того, согласно п.4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствующий финансовый орган муниципального образования, следовательно ОАО «Сахатранснефтегаз» может предъявить свой исполнительный лист в Администрацию MP «Вилюйский улус (район)» для исполнения в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, обжалуемое определение подлежит отмене с принятием нового судебного акта – об отказе открытому акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» в удовлетворении заявления о наложении на Управление министерства финансов Республики Саха (Якутия) в Вилюйском улусе (районе) судебного штрафа.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 года по делу № А58-5388/2011 отменить. Отказать открытому акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» в удовлетворении заявления о наложении на Управление министерства финансов Республики Саха (Якутия) в Вилюйском улусе (районе) судебного штрафа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий Е.Н.Скажутина
Судьи Л.В.Капустина
С.И.Юдин