ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2776/10 от 05.08.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

12 августа 2010 года Дело № А58-1681/10

Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Ткаченко Э.В., Желтоухова Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ника» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2010 года по делу № А58-1681/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ника» к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия и взыскании 146 000 рублей

(суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ника» (далее – ООО «Ника», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, неоднократно уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 44-45, 124-125), к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутнедра) о признании незаконным действия, выраженного в отказе перечислить сумму 146 000 рублей, уплаченную за геологическую информацию, и обязании Якутнедра перечислить указанную сумму на расчетный счет Общества.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесение платы за геологическую информацию предусмотрено законом и является одним из условий участия в открытом конкурсе на получение лицензии, при этом ни законом, ни лицензионным соглашением на Якутнедра не возложена обязанность по возврату платы за геологическую информацию, в том числе и в случае не использования права на получение геологической информации.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Ника» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2002 № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах составляет 10 000 рублей и может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации. Поскольку ООО «Ника» фактически геологической информацией по месторождению россыпного золота ручей Охотничий не пользовалось, то сумма 146 000 рублей (156 000 – 10 000) должна быть ему возвращена. Заявитель апелляционной жалобы рассматривает указанную сумму в качестве предварительной оплаты, подлежащей возврату на основании статьи 487 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В письменных возражениях от 2 августа 2010 года № 01-04/20-2309 на апелляционную жалобу Якутнедра выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№67200027398769 и 67200027398752, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, совместным распоряжением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2004 года № 48/417-р было объявлено о проведении открытых конкурсов на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и охраны недр на территории Республики Саха (Якутия), в том числе по месторождению россыпного золота ручей Охотничий (т. 1, л.д. 61-63).

В приложении к названному распоряжению были опубликованы основные характеристики и условия пользования участками недр, в том числе и по месторождению ручей Охотничий, включая стоимость геологической информации – 156 000 рублей (т. 1, л.д. 64).

На основании протокола № 5 итогового заседания конкурсной комиссии по предоставлению права пользования участком недр с целью разведки и добычи золота на россыпном месторождении ручей Охотничий от 11 августа 2004 года лицензия на право пользования названным участком недр на условиях объявленного конкурса выдана ООО «Ника» (т. 1, л.д. 65-66).

Результаты конкурса были утверждены совместным распоряжением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия) от 18 августа 2004 года № 122 и Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2004 года № 1002-р (т. 1, л.д. 65).

19 августа 2004 года Обществу была выдана лицензия серии ЯКУ 02188 БЭ на разведку и добычу россыпного золота на месторождении ручей Охотничий (т. 1, л.д. 10).

Перечисление платы за геологическую информацию в сумме 156 000 рублей подтверждается выпиской Якутского отделения № 8603 Сбербанка России (т. 1, л.д. 122-123, т. 2, л.д. 4-5) и Якутнедра по существу не оспаривается.

8 февраля 2010 года ООО «Ника» обратилось в Якутнедра с письмом № 1/0802, в котором просило произвести действия в соответствии с бюджетным законодательством по перечислению суммы 146 000 рублей (платы за геологическую информацию по месторождению ручей Охотничий) на расчетный счет Общества (т. 1, л.д. 9).

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Общества, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Статьей 27 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 З № 29-II «О недрах» геологическая и иная информация о недрах, полученная за счет средств Республики Саха (Якутия), является государственной собственностью Республики Саха (Якутия), учитывается и систематизируется в республиканском фонде геологической информации. При предоставлении участка недр в пользование затраты на получение геологической и иной информации об участке недр, понесенные за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), возмещаются недропользователем в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

На основании статьи 39 Закона Российской Федерации «О недрах» плата за геологическую информацию о недрах относится к платежам при пользовании недрами.

Согласно статье 41 Закона Российской Федерации «О недрах» за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2002 № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» (в редакции, действовавшей до 8 апреля 2005 года) минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, для пользователей недр составляет 10000 рублей.

Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация.

Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя данной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения о возмещении расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 873, под расходами государства понимаются расходы на поиски и оценку полезных ископаемых, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР, государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, средств части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых пользователям недр, средств федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и средств бюджетов соответствующих субъектов РФ, в том числе средств фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации.

В состав подлежащих возмещению расходов государства включаются расходы на проведение общих и детальных поисков, в том числе поисковых работ, проводимых при геологической съемке масштаба 1:50000 и крупнее, поисково-оценочных работ, в том числе тематических и иных исследований, связанных с геологическим изучением участка недр и оценкой его перспектив.

Из приведенных норм права следует, что плата за геологическую информацию является обязательным неналоговым (фискальным) платежом компенсационного характера, внесение которого является необходимым условием для предоставления геологической информации и совершения иных юридически значимых действий по отношении к плательщику этой платы.

Так, в соответствии с пунктом 4.4 Условий проведения открытых конкурсов на право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи золота, мамонтовой кости, других остатков мамонтовой фауны и габбро-долеритов по группе месторождений на территории Республики Саха (Якутия) в 2004 году, утвержденных совместным распоряжением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2004 года № 48/417-р, победитель конкурса вносит платеж за пользование геологической информацией в течение 30 дней после утверждения результатов конкурса, до получения лицензии, который перечисляется в федеральный бюджет и бюджет Республики Саха (Якутия).

То есть в рассматриваемом случае внесение платы за геологическую информацию (в размерах, приведенных в приложении к названному совместному распоряжению) являлось необходимым условием для выдачи лицензии победителю конкурса.

Подав заявку на участие в конкурсе, ООО «Ника» тем самым согласилось с названными Условиями, в том числе и в части внесения платы за геологическую информацию в размере 156 000 рублей.

Как уже отмечалось выше, на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2002 № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» (в редакции, действовавшей до 8 апреля 2005 года, то есть в период возникновения спорных правоотношений) конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя данной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.

Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела расчетов (т. 2, л.д. 13-14) установлено, что размер платы за геологическую информацию по месторождению россыпного золота ручей Охотничий (156 000 рублей) определен исходя из следующих условий: запасы россыпного золота – 80 килограмм, расчетная цена одного грамма золота – 390 рублей, ставка стоимости геологической информации о недрах в соответствии со статьей 26 Закона Республики Саха (Якутия) «О недрах» и пунктом 2 распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутии) от 5 апреля 2004 года № 52-р – 0,5%, потенциальная стоимость минерального сырья – 31 200 тыс. руб.

Суд апелляционной инстанции считает, что размер платы за геологическую информацию определен в совместном распоряжении Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2004 года № 48/417-р с соблюдением требований действовавшего в 2004 году законодательства, в том числе и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2002 № 57 «О плате за геологическую информацию».

То обстоятельство, что ООО «Ника» не реализовало свое право на пользование геологической информацией по месторождению россыпного золота ручей Охотничий, не является основанием для возврата платы за геологическую информацию из федерального и республиканского бюджета, поскольку такая плата не может быть признана излишне уплаченной.

У ООО «Ника» имелась реальная и правовая возможность воспользоваться своим правом на ознакомление (изучение) геологической информации по указанному месторождению. Для этого необходимо было лишь подать в Якутнедра соответствующую заявку.

Поскольку на основании пункта 109 Инструкции о государственном учете результатов работ по геологическому изучению недр и о порядке хранения и пользования отчетными геологическими материалами, утвержденной Министром геологии СССР 9 августа 1976 года, пункта 3 Порядка распоряжения геологической и иной информацией о недрах, полученной за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.11.2006 № 529, и пункта 5.2 Инструкции о порядке государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, их использованию, учету результатов, порядке предоставления и использования геологической информации, утвержденной председателем Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 18 мая 1994 года, выдача материалов, содержащих геологическую информацию, производится по заявке лица, заинтересованного в получении геологической информации, то инициатива в реализации права на пользование геологической информацией должна была исходить именно от ООО «Ника».

Действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата платы за геологическую информацию в случае, если недропользователь не воспользовался правом на получение такой информации.

Совместное распоряжение Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2004 года № 48/417-р, которым были утверждены условия конкурса, также не предусматривает возврат платы за геологическую информацию.

Положения статьи 487 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, равно как и другие положения о договоре купли-продажи товаров, к рассматриваемым отношениям неприменимы, плата за геологическую информацию является не предварительной оплатой за товар, а публично-правовым платежом.

При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО «Ника» требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены решения суда (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.

В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что из решения суда первой инстанции следует, что им были рассмотрены требования Общества с учетом уточнения искового заявления от 24 марта 2010 года (т. 1, л.д. 44-45). Между тем, в материалах дела имеется еще одно уточнение искового заявления – от 12 мая 2010 года (т. 1, л.д. 124-125), в котором Общество просило признать незаконным действия Якутнедра по отказу в возврате суммы 146 000 рублей и обязать Якутнедра перечислить указанную сумму на расчетный счет (до этого Общество оспаривало бездействие Якутнедра, выражающееся в неперечислении указанной суммы и просило взыскать данную сумму с Якутнедра).

Признавая это нарушением процессуального права, суд апелляционной инстанции, тем не менее, полагает, что такое нарушение в данном конкретном случае не привело и не могло привести к принятию неправильного решения, поскольку независимо от того, как изложены требования Общества – оспариваются ли действия по отказу перечислить денежную сумму или же бездействие по неперечислению этой же суммы – при изложенных выше обстоятельствах они (требования) удовлетворению не подлежат.

Согласно части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные нарушения норм процессуального права не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Поскольку в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано полностью, то есть ни одно из требований не осталось нерассмотренным, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2010 года Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до вынесения настоящего постановления. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с ООО «Ника» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 рублей.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2010 года по делу № А58-1681/10, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2010 года по делу № А58-1681/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ника» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв

Судьи Э.В. Ткаченко

Е.В. Желтоухов