ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2880/19 от 18.06.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А19-29916/2018

«25» июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2019 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

при участии в судебном заседании представителей Иркутской таможни ФИО1 (доверенность от 27.02.2019), ФИО2 (доверенность от 27.02.2019), ФИО3 (доверенность от 27.12.2018), акционерного общества «Группа Илим» ФИО4 (доверенность от 14.01.2019), ФИО5 (доверенность от 09.01.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской таможни на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2019 года по делу № А19-29916/2018 (суд первой инстанции – Козлова И.В.),

установил:

Акционерное общество «Группа «Илим» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - АО «Группа «Илим», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской Таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Таможня, заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения № 10607000/140918/0626/31 от 14.09.2018.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2019 года по делу № А19-29916/2018 заявленные требования удовлетворены.

Таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, что таможенное декларирование товара № 1 по 88 ДТ диаметром в верхнем торце менее 15 см (верхний диаметр части вышеуказанных товаров согласно графе 31 ДТ и представленным при таможенном декларировании товаросопроводительным документам составляет менее 15 см) не могло осуществляться в счет исполнения лицензии Минпромторга России № 284RU16002001809 от 23.12.2016, выданной на бревна из сосны диаметром не менее 15 см, но не более 24 см.

Кроме того, апеллянт полагает, что ни одним нормативным правовым актом, регулирующим таможенные правоотношения, связанные с предоставлением льготы при уплате таможенных пошлин, налогов, не разрешено таможенному органу самостоятельно выбирать (изменять) ту или иную лицензию, выданную участнику внешнеэкономической деятельности для подтверждения наличия льготы.

Иркутская таможня считает, что право на получение льготы при уплате таможенных пошлин, налогов, действующее законодательство связывает с наличием лицензии Минпромторга России и теми сведениями, которые указаны в таможенной декларации и документах, представленных при таможенном декларировании.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 23.05.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 14 сентября 2018 года таможенным органом по результатам таможенного контроля принято решение №10607000/140918/0626/31 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - решение от 14.09.2018).

Согласно указанному решению АО «Группа «Илим» необоснованно применило ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении товара «лесоматериалы круглые, неокоренные, хвойных пород, бревна без черновой обработки, необработанные консервантом, сосна обыкновенная (PINUSSYLVESTRISL.) диаметром не менее 15 см, но не более 24 в верхнем торце» в 88 декларациях на товары.

По мнению Таможни, таможенное декларирование части товара (диаметр в верхнем торце 14 сантиметров) не могло осуществляться в счет исполнения разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторга России) №284RU16002001809 от 23.12.2016, выданной на бревна из сосны диаметром не мене 15 см, но не более 24 см (соответствующим диаметром в верхнем торце).

В связи с чем, заинтересованным лицом предложено заявителю внести изменения (дополнения) в перечисленные в решении от 14.09.2018 декларации на товары в графы 5, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46 и 47 в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого решения.

Заявитель в течение установленного срока добровольно решение от 14.09.2018 не исполнил, поэтому заинтересованное лицо внесло корректировки в перечисленные в решении от 14.09.2018 таможенные декларации, произвело доначисление таможенных пошлин и направило АО «Группа «Илим» уведомления о не уплаченных таможенных платежах на общую сумму 2 968 918,23 рублей (с учетом пени).

Не согласившись с вынесенным таможенным органом решением от 14.09.2018, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, АО «Группа «Илим» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Минпромторгом на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 779 от 30.07.2012, решения Коллегии ЕЭК № 134 от 16.08.2012 АО «Группа «Илим» выданы две разовых экспортных лицензии (далее - лицензии):

1) № 284RU 16002001809 от 23.12.2016, сроком действия с 01.01.2017 по 31.12.2017 на экспорт товара «бревна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL.» диаметром не менее 15 см., но не более 24 см., длиной не менее 1,0 м., код ТН ВЭД 4403203101. Квота - 115 594,000 м3, (страна покупателя - Женева, Швейцария, внешнеторговый контракт № 643/96789280/16110498 от 01.11.2016) (т.1 л.д.125) (далее - лицензия № 284RU16002001809);

2) № 284RU16002001737 от 23.12.2016, сроком действия с 01.01.2017 по 31.12.2017 на экспорт товара «прочие лесоматериалы из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL.» диаметром менее 15 см., код ТН ВЭД 4403203901. Квота - 2 243 м3, (страна покупателя - Женева, Швейцария, внешнеторговый контракт № 643/96789280/16110498 от 01.11.2016) (т.3 л.д.105) (далее - лицензия № 284RU16002001737).

Отличие названных лицензий состоит в различии диаметра и количестве (квоте) лесоматериалов, разрешенных к экспорту на льготных условиях.

Копии указанных лицензий заявителя получены и поставлены на контроль заинтересованным лицом, что подтверждается письмом Иркутской таможни от 01.01.2017 № 12-04-19/00269 (т.3 л.д.10).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 утверждена «Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии», в соответствии с которой графа 15 «Код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и его описание» заполняется следующим образом: в графе указываются описание товара и его классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно позволить произвести однозначное отнесение товара к одному 10-значному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно включать в себя его наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное).

На основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее - Решение № 54), действовавшим на момент оформления заявителем лицензий (в редакции по состоянию на 31.12.2016), по указанным в лицензиях кодам ТН ВЭД учитывается диаметр бревна в верхнем торце (наименьший диаметр бревна).

Из Решения № 54 следует, что к группе 44 «Древесина и изделия из нее; древесный уголь»: в подсубпозиции 4403 20 110 1, 4403 20 110 2, 4403 20 310 1, 4403 20 310 2, 4403 20 910 1, 4403 20 910 2, 4403 20 910 3, 4403 20 910 4, 4403 99 510 1 и 4403 99 510 2 включаются круглые лесоматериалы, диаметр которых в верхнем торце (наименьший диаметр по длине бревна) соответствует значениям, указанным в тексте подсубпозиции. Лесоматериалы данных подсубпозиций предназначены для использования в круглом виде, а также для распиловки (или раскола) в продольном направлении для выработки пиломатериалов или шпал для железнодорожных или трамвайных путей или для получения листов для облицовки путем строгания или лущения.

В подсубпозиции 4403 20 190 1, 4403 20 390 1, 4403 20 990 1 и 4403 99 590 1 включаются круглые лесоматериалы, диаметр которых в верхнем торце (наименьший диаметр по длине лесоматериала) соответствует значениям, указанным в тексте подсубпозиции.

С 1 января 2017 года единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единый таможенный тариф Евразийского экономического союза применяются в новой редакции решения № 54, согласно которой установлено следующее описание группы 44 ТН ВЭД 4403 (далее - товарная группа 4403): «лесоматериалы необработанные с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные <...> хвойных пород <...> из сосны (Pinusspp.) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более».

Следовательно, с 1 января 2017 года изменен подход к классификации товарной группы 4403, она осуществляется исходя из наибольшего поперечного сечения.

В соответствии с пунктом 3 Решения № 54 лицензии на экспорт или импорт товара, выданные уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза до вступления указанного решения в силу, являются действительными до окончания срока действия этих лицензий.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на момент таможенного декларирования экспортируемых лесоматериалов в 2017 году лицензии Минпромторга, выданные АО «Группа «Илим» содержали цифровое значение таможенного кода ТН ВЭД 44032030901 и соответствующее ему описание товарной группы 44 (измерение лесоматериалов по верхнему торцу) и действовали до 31.12.2017 (до окончания срока действия лицензий заявителя).

Судом установлено, что до спорных деклараций, при осуществлении таможенного декларирования экспортируемых лесоматериалов АО «Группа «Илим» применяло измерения и классификацию товаров на основании выданных лицензий, а именно в декларациях указывались номера лицензий и квот в соответствии с описанием товара, указанным в лицензии 2016 года, то есть по диаметру бревна в верхнем торце.

27 января 2017 года Братским таможенным постом проведена рабочая встреча с заявителем, по результатам которой разъяснено, что таможенное декларирование квотируемых лесоматериалов диаметром 15 сантиметров и более не может осуществляться в счет лицензий, в графе которых заявлен диаметр менее 15 сантиметров.

В рамках рабочей встречи заявителю предложено провести проверку правильности заполнения графы 31 (диаметр товара) в части описания товара и его соответствия сведениям, содержащимся в графе 15 (код товара) лицензии. Результаты встречи оформлены протоколом рабочей встречи от 27.01.2017 (т.3 л.д.99-101).

В связи с чем, в течение 2017 года, то есть на протяжении всего периода действия вышеуказанных лицензий, в соответствии с разъяснениями таможенного органа заявителем изменен подход при таможенном оформлении лесоматериалов из сосны: в декларации указывалась лицензия с учетом кода товара и его описания применительно к наибольшему диаметру бревен - в нижнем торце, так как изменился подход к классификации товарной группы 4403.

Между тем, оформление в указанном порядке спорных деклараций повлекло расхождение в описании товара как оно указано в лицензии № 284RU16002001809 от 23.11.2016 по отношению к описанию вывозимого товара в декларациях.

Из материалов дела следует, что по окончании срока действия лицензий (по окончании 2017 года) заинтересованным лицом в отношении заявителя оформлены справки об исполнении лицензий, что подтверждается письмом Иркутской Таможни от 23.01.2018 № 12-04-28/01308.

Кроме того, на Братском таможенном посту Иркутской таможни в соответствии с таможенной процедурой экспорта обществом задекларирован и вывезен квотируемый лесоматериал по декларациям на товары заявителя с применением ставки вывозной таможенной пошлины 15% на основании лицензии № 284RU16002001809 от 23.12.2016.

В целях исполнения поручения Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Иркутской таможне указано провести мероприятия по таможенному контролю в соответствии с пунктом 14 Приказа ФТС Российской Федерации от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», что подтверждается письмом № 13-06-16/05385 от 04.05.2018 (т.3 л.д.87-88).

После выпуска товаров Иркутской таможней в порядке статьи 310, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении по указанным декларациям на товары, по вопросу соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10607000/214/280818/А0004 от 28.08.2018 (далее - акт проверки от 28.08.2018) установлено, что в графе 31 деклараций на товары (далее - ДТ), описание товара № 1 - лесоматериалы (далее - товар № 1) не соответствует описанию товара в графе 14 лицензии Минпромторга № 284RU16002001809 от 23.12.2016 в счет исполнения которой осуществлялось таможенное декларирование товаров (т.1 л.д.145-174).

В следующих 88 декларациях общества выявлены несоответствия (далее - декларации с несоответствием): ДТ №№ 10607090/011117/0019094, 10607090/020617/0009399, 10607090/021117/0019158, 10607090/030417/0005298, 10607090/040517/0007381, 10607090/050517/0007564, 10607090/050617/0009507, 10607090/060617/0009626, 10607090/070317/0003597, 10607090/070617/0009720, 10607090/071117/0019395, 10607090/080617/0009808, 10607090/100317/0003865, 10607090/100517/0007739, 10607090/110417/0005823, 10607090/130317/0003886, 10607090/140317/0004006, 10607090/140317/0004061, 10607090/140617/0010180, 10607090/141117/0019885, 10607090/161117/0020039, 10607090/171117/0020080, 10607090/200617/0010599, 10607090/200617/0010616, 10607090/220517/0008500, 10607090/020617/0009389, 10607090/021117/0019105, 10607090/030417/0005293, 10607090/030417/0005299, 10607090/050517/0007516, 10607090/050617/0009474, 10607090/050617/0009512, 10607090/070217/0001947, 10607090/070317/0003608, 10607090/071117/0019313, 10607090/071117/0019404, 10607090/081117/0019465, 10607090/100417/0005660, 10607090/101117/0019645, 10607090/130217/0002217, 10607090/131117/0019775, 10607090/140317/0004048, 10607090/140317/0004064, 10607090/140617/0010182, 10607090/151117/0019963, 10607090/170417/0006227, 10607090/180417/0006296, 10607090/200617/0010605, 10607090/210317/0004459, 10607090/270317/0004769, 10607090/020617/0009392, 10607090/021117/0019114, 10607090/030417/0005294, 10607090/040417/0005312, 10607090/050517/0007524, 10607090/050617/0009500, 10607090/060317/0003532, 10607090/070317/0003570, 10607090/070317/0003633, 10607090/071117/0019330, 10607090/080517/0007602, 10607090/100317/0003833, 10607090/100517/0007731, 10607090/110417/0005816, 10607090/130217/0002319, 10607090/131117/0019794, 10607090/140317/0004050, 10607090/140617/0010176, 10607090/140617/0010186, 10607090/161117/0020028, 10607090/171117/0020075, 10607090/200617/0010578, 10607090/200617/0010607, 10607090/220317/0004582, 10607090/270317/0004829, 10607090/270317/0004845, 10607090/310117/0001512, 10607090/310117/0001527, 10607090/250417/0006783, 10607090/270417/0006987, 10607090/310117/0001515, 10607090/310117/0001546, 10607090/300117/0001419, 10607090/290317/0004950, 10607090/310117/0001518, 10607090/240417/0006759, 10607090/310117/0001507, 10607090/130217/0002259.

В ходе проверке установлено, что в графе 31 вышеперечисленных ДТ по части товара № 1 указан верхний диаметр 14 см.; в графе 44 ДТ (код вида документа - 01011) указана лицензия Минпромторга № 284RU16002001809 от 23.12.2016, выданная на бревна из сосны диаметром не менее 15 см., но не более 24 см., длиной не менее 1,0 м.

В связи с чем, таможенным органом принято оспариваемое решение, по мнению таможни, декларирование товара № 1 не могло осуществляться в счет исполнения лицензии Минпромторга № 284RU16002001809 от 23.12.2016, и поэтому выявлена необходимость внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ с дополнительным начислением таможенных платежей.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 2 статьи 94 ТК ЕАЭС товары Союза должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру.

Из материалов дела следует, что в 2017 году АО «Группа «Илим» за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен следующий товар «лесоматериалы из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL.» диаметром менее 15 см., но не более 24 см., длиной не менее 1,0 м.».

Факт экспорта именно этого вида лесоматериалов подтверждают следующие документы:

1) контракт № 643/96789280/16110498 от 01.11.2016 (т.5 л.д.21-25);

2) спецификации, инвойсы, железнодорожные накладные (т.5 л.д.26-150; т.6 л.д.1-150; т.7 л.д.1-150; т.8 л.д.1-150; т.9 л.д.1-150; т.10 л.д.1-79);

3) акты таможенного наблюдения Братского таможенного поста (т.4л.д.6-23);

4) выкопировка из электронной базы таможни - «Система контроля фактического вывоза товаров» (т.4 л.д.24-111).

Следовательно, факт вывоза обществом лесоматериалов диаметром менее 15 сантиметром в течение 2017 года подтвержден вышеперечисленными доказательствами и по существу заинтересованным лицом не оспаривается.

В силу части 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

На основании части 1 статьи 326 ТК ЕЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.

Таможенным органом по спорным декларациям установлено, что товар провозимый заявителем через таможенную границу не совпадает с описанием товара, содержащимся в лицензии № 284RU16002001809.

Вместе с тем, судом установлено, что указанное несоответствие вызвано исполнением АО «Группа «Илим» рекомендаций по заполнению деклараций, данных таможенный органом в ходе рабочей встречи 27 января 2017 года.

Кроме того, на момент экспорта лесоматериалов через таможенную границу у заявителя наличествовала иная действующая лицензия № 284RU16002001737, которая охватывает экспорт лесоматериалов с диаметром верхнего торца менее 15 сантиметров и которая не принята во внимание таможенным органом в ходе проверки, что не отрицается сторонами.

На вопрос суда апелляционной инстанции стороны подтвердили сопоставимость объемов по обеим лицензиям.

Приказом Минпромторга России от 06.10.2016 № 3550 «Об утверждении распределения объемов тарифных квот, установленных в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, между участниками внешнеэкономической деятельности в 2017 году» (далее - Приказ Минпромторга № 3550) утверждено распределение объемов тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности в 2017 году установленных в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в отношении сосны обыкновенной внеквотная ставка таможенной пошлины составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3.

Ставка таможенной пошлины 15 % в отношении сосны обыкновенной применяется к товарам, на которые установлена тарифная квота при наличии лицензии, выданной компетентным органом.

Частью 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) определено, что под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 3, частью 5 статьи 36 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (далее - Постановление № 779) определен перечень лесоматериалов, в отношении которых установлены тарифные квоты и осуществляется лицензирование экспорта в рамках установленных тарифных квот.

Согласно пункту 8 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденных Постановлением № 779 использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Минпромторгом.

Следовательно, условиями предоставления тарифной квоты является совокупность следующих обстоятельств: отнесение вывозимого товара к квотируемой (пониженной) таможенной ставке и наличие соответствующей лицензии на квотируемый вывозимый товар.

Судом установлено, что товар, который вывозился заявителем из Российской Федерации, а именно лесоматериал - сосна обыкновенная «PINUSSYLVESTRISL.» подпадает под предоставляемую тарифную льготу (квоту) и на ее применение наличествовала лицензия №284RU16002001737.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что к указанному в спорных декларациях товару могла применяться лицензия № 284RU16002001737 в пределах квоты при измененном подходе заинтересованного лица относительно того, что таможенное декларирование квотируемых лесоматериалов диаметром 15 сантиметров и более не может осуществляться в счет лицензий, в графе которых заявлен диаметр менее 15 сантиметров.

Принимая во внимание факт того, что лицензии № 284RU16002001809 и № 284RU16002001737 в 2017 году поставлены на контроль таможенного органа, следовательно, заинтересованное лицо обладало информацией о том, что АО «Группа «Илим» является держателем лицензий на все диаметры задекларированных лесоматериалов, суд полагает, что отказ заявителю в предоставлении льготы не основан на нормах закона.

Довод заинтересованного лица о том, что заявитель не имел права на получение тарифной льготы в размере 15 %, обоснованно отклонен судом.

Ссылка таможенного органа на то, что на момент проведения проверки таможенного контроля срок действия лицензии № 284RU16002001737 истек, отклоняется судом.

В силу пункта 21 части 1 статьи 2 под «мерами таможенно-тарифного регулирования» понимают - меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.

На основании части 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.

На основании изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что все изменения, вносимые в таможенные декларации, производятся исходя из законодательного регулирования на момент существования исходных правоотношений.

Из пояснений заявителя следует и заинтересованное лицо не оспорило тот факт, что лицензия № 284RU16002001737 была закрыта не по мотиву вывоза товара по ней в предусмотренных объемах, а в связи с разъяснениями таможенного органа, данными в январе 2017 года.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, вывозимый по спорным декларациям товар подпадал под таможенную квоту, поскольку его описание и классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС соответствует товару, указанному в лицензии, так же выданной заявителю № 284RU16002001737.

Таким образом, заявитель, безусловно, имел право на применение к вывезенному товару пониженной таможенной пошлины.

Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание аналогия закона. В данном случае согласно части 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции  и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

В судебном заседании представители таможни не отрицали ошибочность позиции ранее данных рекомендаций Братского таможенного поста, согласно которым в течение 2017 года, то есть на протяжении всего периода действия вышеуказанных лицензий, заявителем изменен подход при таможенном оформлении лесоматериалов из сосны.

В связи с чем суд пришел к верному выводу, что пороки в оформлении спорных деклараций в части указания лицензии, при наличии у заявителя иной лицензии имеющей описание вывозимого отвара, не привело к необоснованному применению АО «Группа «Илим» таможенной квоты, что как следствие не повлекло недополучения в бюджет таможенных пошлин.

Осуществление заинтересованным лицом корректировки деклараций на товары без учета факта наличия на момент регистрации ДТ лицензий № 284RU16002001809 и № 284RU16002001737, предусматривающих все требуемые диаметры вывозимых лесоматериалов, судом правильно признано неправомерным.

Ссылка таможни на исключительное право декларанта по заполнению графы 44 судебная коллегия отклоняет, поскольку апеллянтом не принимаются во внимание также и положения подпункта «а» пункта 11 раздела III Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 (в редакции, действовавшей в спорный период).

На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что решение Иркутской Таможни № 10607000/140918/0626/31 от 14.09.2018 является незаконным как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Закону Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», в связи с чем, обоснованно удовлетворил  заявленные требования.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2019 года по делу № А19-29916/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                      В.А. Сидоренко