ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-745/2021
«8» июля 2021 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2021 года по делу №А58-745/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
Районная администрация муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.11.2020 № 1/15.14-2020/310.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2021 по делу № А58-745/2021 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) об административном правонарушении от 17.11.2020 № 1/15.14-2020/310 признано незаконным, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 1 277 рублей. Районной администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось с апелляционной жалобой, в которой с учетом уточнения просит отменить обжалуемый судебный акт в части замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Апеллянт полагает, что основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку действиями заявителя причинен имущественный ущерб бюджету Республики Саха (Якутия).
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 27 мая 2021 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
В силу части 5 статьи 68 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнения к жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства РС (Я) от 30.07.2015 № 244 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно п. 2 Порядка № 244 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления муниципального района по ремонту спортивных залов, перепрофилированию имеющихся аудиторий под спортивные залы образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
В соответствии с п. 5 Порядка № 244 субсидия предоставляется в пределах субсидий из федерального бюджета, предоставляемых государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на ремонт спортивных залов или перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы образовательных организаций, расположенных в сельской местности, бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий год и лимитом бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Согласно п. 15 Порядка № 244 распределение субсидий на ремонт спортивных залов и перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом общеобразовательных организаций, находящихся в сельской местности, утверждается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства PC (Я) от 23.04.2018 № 111 «О распределении в 2018 году субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» произведено распределение субсидий в 2018 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 4 муниципальным районам предусмотрены средства на капитальный ремонт спортивных залов, а Томпонскому району на перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивный зал предусмотрено:
- 4 140 000 рублей - федеральная субсидия;
- 360 000 рублей - субсидия из государственного бюджета PC (Я).
На основании приказа Минфина от 07.09.2020 № 01-04/1345 «О назначении камеральной проверки в муниципальном образовании «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) за период 2018 – 2019 годы» проведена камеральная проверка Администрации по вопросам соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (в том числе при реализации национальных проектов).
Между Министерством образования и науки PC (Я) и Администрацией MP заключено Соглашение от 17.04.2018 № 02-30/С-05 о предоставлении субсидии из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно п. 1.1 Соглашения от 17.04.2018 № 02-30/С-05 предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета PC (Я) в 2018 году бюджету Томпонского района субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.
В соответствии с п. 2.2 Соглашения от 17.04.2018 № 02-30/С-05 общий размер субсидии, предоставляемой из государственного бюджета PC (Я) бюджету Томпонского района в соответствии с Соглашением, исходя из выраженного в процентах общего объема расходного обязательства MP, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования, равного 90%, составляет в 2018 году не более 4 500 000 рублей.
Согласно п. 4.3.3 Соглашения от 17.04.2018 № 02-30/С-05 Администрация MP обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением № 2 к Соглашению.
В соответствии с приложением № 2 к Соглашению от 17.04.2018 № 02-30/С-05 показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия - количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых имеющиеся аудитории перепрофилированы под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом - 1 единица.
Уведомлениями по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам Администрации MP утверждены бюджетные ассигнования на сумму 4 500 000 рублей.
Кассовое поступление Администрации MP составило 4 477 500 рублей.
Из местного бюджета на те же цели были предусмотрены средства на сумму 500 000 рублей.
Проверкой установлено, что кассовое исполнение Администрации MP составило 4 975 000 рублей, заявкой на кассовый расход от 25.12.2018 № 18 средства перечислены ООО «ГОТЕК_Строй» согласно муниципальному контракту от 20.08.2018 № 0316300002518000003-0133971-02.
В соответствии с локальной сметой к муниципальному контракту от 20.08.2018 № 0316300002518000003-0133971-02 проведен капитальный ремонт по перепрофилированию имеющейся аудитории под спортивный зал в здании школы с. Ары-Толон Томпонского района, пер. Школьный, д. 9/1.
Работы по контракту выполнены в полном объеме согласно акту о приемке выполненных работ от 27.08.2018 № 1 (форма № КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат от 27.08.2018 № 1 (форма № КС-3).
Согласно акту о приемке выполненных работ от 27.08.2018 № 1 (форма № КС-2) в здании школы произведен ремонт помещения площадью 64,5 м2 (помещение № 7 по техническому паспорту), в котором оборудован спортивный зал, а также ремонт в помещениях пристроя, в которых располагаются библиотека и санузлы.
Оплата по муниципальному контракту на сумму 4 975 000 рублей произведена в следующих долях: 82,8% за счет федеральных средств (4 119 300 рублей от 4 975 000 рублей); 7,2% за счет средств государственного бюджета PC (Я) (358 200 рублей от 4 975 000 рублей); 10% за счет средств местного бюджета (497 500 рублей от 4 975 000 рублей).
Соответственно, на ремонт библиотеки и санузла было направлено 343 357, 72 рублей, в том числе: 284 300, 19 рублей федеральные средства; 24 721, 76 рублей средства государственного бюджета PC (Я); 34 335, 77 рублей средства местного бюджета.
На невыполненные объемы работ по устройству желобов было направлено 11 344, 86 рублей в том числе: 9 393, 54 рублей федеральные средства; 816, 83 рублей средства государственного бюджета PC (Я); 1 134, 49 рублей средства местного бюджета.
В ходе проверки установлено, что на ремонт библиотеки и санузла направлено 24 721, 76 рублей, на оплату фактически невыполненных работ по устройству желобов - 816, 83 рублей.
10.11.2020 в отношении администрации был составлен Протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.
17.11.2020 административным органом вынесено постановление об административном правонарушении № 1/15.14-2020/310, в соответствии с которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 1 277 рублей.
Администрация, посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозицией статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 6, 38, частью 1 статьи 78.1, статьей 269.2, частями 1 и 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 15.14, 23.7.1 КоАП РФ, Соглашением о предоставлении субсидии из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 17.04.2018 № 02-30/С-05, пунктами 1.3, 3.48, 3.50, - 3.52 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2014 г. № 315, пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерств финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 № 01-04/0499-н, пунктом 2.8 Положения о первом отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2019, подпунктом 10 пункта 3.2 Должностного регламента главного контролера ревизора первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2019, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2016 г. № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)», пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий, а в действиях (бездействии) заявителя имеются признаки события вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (в виде направления средств на оплату ремонта библиотеки и санузла и не выполненных работ по устройству желобов, которые были выделены на перепрофилирование имеющейся аудитории под спортивный зал), заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к ответственности не истек, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Однако, частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для замены административного наказания в виде штрафа в размере 1 277 рублей на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Заявитель жалобы не согласен только с выводом суда о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части основано на неправильном применении норм права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Правильно применив положения части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, вместе с тем, не учел, что в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом того, что совершенное правонарушение причинило имущественный ущерб государственному бюджету Республики Саха (Якутия) в сумме 25 538,59 рублей, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт в части замены административного наказания в виде штрафа в размере 1 277 рублей на предупреждение подлежит отмене, а заявленные требования в обжалуемой части удовлетворению не подлежат.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2021 года по делу №А58-745/2021 отменить в части удовлетворения заявленных требований и признания незаконным и изменения постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 17.11.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/310, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Районной администрации муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), в части назначенного административного наказания в виде штрафа и замены административного наказания в виде штрафа в размере 1 277 рублей на предупреждение.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Д.В. Басаев