ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2902/10 от 29.07.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

30 июля 2010 года Дело № А78-1891/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Ткаченко Э.В., Стасюк Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года по делу № А78-1891/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» к Забайкальской таможне о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров

(суд первой инстанции: Сидоренко В.А.)

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт»: не было (извещено);

от Забайкальской таможни: ФИО1, старший государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 27 февраля 2010 года № 05-59/34

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» (далее – Общество, ООО «ПК «Руспродимпорт») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Забайкальской таможне (далее – таможенный орган, таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, выразившихся в начислении дополнительных таможенных платежей:

- в сумме 217 779,25 руб. согласно КТС-1 № 6427799 по грузовой таможенной декларации № 10617010/311209/0006653;

- в сумме 331 073,86 руб. согласно КТС-1 № 6427809 по грузовой таможенной декларации № 10617010/180110/0000417;

- в сумме 219 919,37 руб. согласно КТС-1 № 6427811 по грузовой таможенной декларации № 10617010/230110/0000548;

- в сумме 109 959,67 руб. согласно КТС-1 № 6427819 по грузовой таможенной декларации № 10617010/250110/0000620.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 14 июля 2010 года) заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных Обществом по грузовым таможенным декларациям № 10617010/311209/0006653, № 10617010/180110/0000417, № 10617010/230110/0000548 и № 10617010/250110/0000620, действующему таможенному законодательству, поскольку Обществом при таможенном оформлении были представлены все необходимые документы, в том числе платежные, в подтверждение заявленной им цены сделки, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для самостоятельного определения таможенной стоимости товара по третьему методу (по стоимости сделки с однородными товарами). Удовлетворив требования ООО «ПК «Руспродимпорт», суд первой инстанции одновременно взыскал в его пользу с таможни судебные расходы по уплате государственной пошлины и по оплате услуг представителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства:

- Обществом не подтверждено документально право на применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, поскольку имеются расхождения в сведениях о товаре, заявленных в графе 31 названных грузовых таможенных деклараций, со сведениями в товаросопроводительных и коммерческих документах (относительно физических характеристик товара, влияющих на механизм ценообразования). В частности, в грузовых таможенных декларациях заявлен товар – семена тыквенные, недробленые, неочищенные, для промышленной переработки, в то время как в контракте, инвойсах, экспортной отгрузочной спецификации, упаковочном листе – семена тыквенные, недробленые, для промышленной переработки, то есть без указания степени обработки, которая оказывает непосредственное влияние на стоимость товара;

- во внешнеторговом контракте отсутствуют сроки и условия оплаты за каждую поставляемую партию товара;

- отсутствует документальное подтверждение качественных характеристик товара, а именно – степени обработки семян (сведения о качественных характеристиках не подтверждены документально);

- банковские реквизиты, указанные в представленных заявлениях на перевод, не идентифицируются с реквизитами, указанными в Соглашении от 3 июля 2008 года к внешнеторговому контракту;

- в коммерческих инвойсах отсутствуют банковские реквизиты продавца (получателя) и сведения о том, на чей счет должен быть произведен банковский перевод;

- печати в экспортной отгрузочной спецификации, инвойсе, упаковочном листе различны и не идентифицируются с печатью китайской стороны в контракте и дополнительных соглашениях к нему;

- указанные в экспортной декларации условия поставки FOB не соответствуют внешнеторговому контракту, инвойсам и грузовым таможенным декларациям, предусматривающим условия поставки DAF;

- отправители, указанные на бумажных ярлыках, имеющихся на каждом мешке поставляемого товара, не соответствуют отправителям, указанным в грузовых таможенных декларациях, инвойсах и упаковочных листах;

- цена на товар, имеющий различные характеристики (семена тыквенные, недробленые, очищенные и неочищенные) установлена одинаковая;

- ведомость банковского контроля не подтверждает факт оплаты товара по стоимости сделки, поскольку имеются расхождения в сведениях об общей сумме перечисленных денежных средств и сумме денежных средств по подтверждающим документам.

Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что представленные Обществом не в полном объеме по запросу таможенного органа дополнительные документы и сведения не содержали достаточной информации для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости и метода ее определения. В частности, были выявлены несоответствия в представленных Обществом платежных документах. При контроле таможенной стоимости товара, ввозимого Обществом, таможней были выявлены значительные отклонения цены сделки от уровня цен на такой же товар, информация по которым имеется в базах данных ФТС России, иных информационных источниках (информация Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, сведения из сети internet). В связи с этим таможня полагает, что одним из признаков недостоверности представленных сведений является низкий уровень стоимости сделки, заявленной декларантом. В соответствии с пунктом 7 статьи 323 Таможенного кодекса и на основании статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможней самостоятельно определена таможенная стоимость товара по третьему методу (по стоимости сделки с однородными товарами) на основе сделок, оформленных по грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921 с учетом информации о расходах на перевозку товара железнодорожным транспортом от п. Забайкальск до г. Новосибирска.

Таможенный орган также выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части взыскания с него судебных издержек на оплату услуг представителя, обращая внимание на то, что между ним и Обществом на протяжении нескольких лет возникают однотипные споры, рассматривая категория дел не является сложной, составление процессуальных документов не требует больших трудозатрат (меняются лишь номера грузовых таможенных деклараций, сумм таможенных платежей, запросов и т.д.). Со ссылкой на положения Федерального закона от 26.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» заявитель апелляционной жалобы считает, что расходы на оплату услуг представителя должны быть подтверждены такими документами, как подробный расчет времени, затраченного представителем на составление каждого документа, на подготовку и участие в каждом судебном заседании, на транспорт и т.д. По мнению таможни, судебные расходы должны подтверждаться также сметой, утвержденной общим собранием участников хозяйственного общества, соответствующим положением учетной политики, внутренними организационно-распорядительными актами, локальным актом организации о представительских расходах.

В отзыве от 9 июля 2010 года на апелляционную жалобу Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

О месте и времени судебного заседания ООО «ПК «Руспродимпорт» извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением № 27407409, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя таможенного органа, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью «Компания пищевого сырья «Гелиос» и Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун (КНР) заключен внешнеторговый контракт от 16 января 2006 года № ASG 99282 (т. 1, л.д. 43-49).

Наименование и цена поставляемого товара установлены в спецификации № 1 и дополнительном соглашении от 10 ноября 2007 года № 3 к контракту, согласно которым цена составляет 380 долларов США за одну тонну на условиях поставки DAF-Забайкальск (т. 1, л.д. 50-52).

В соответствии с соглашением № 3 от 3 июля 2008 года права и обязанности покупателя по контракту были переуступлены ООО «ПК «Руспродимпорт» (т. 1, л.д. 28-53).

В ОАО «Московский коммерческий банк» Обществом 15 июля 2008 года оформлен паспорт сделки № 08070009/3172/0000/2/0 (т. 1, л.д. 19-20, т. 3, л.д. 84-85).

В рамках исполнения названного внешнеторгового контракта и дополнительных соглашений к нему ООО «ПК «Руспродимпорт» по грузовым таможенным декларациям № 10617010/311209/0006653, № 10617010/180110/0000417, № 10617010/230110/0000548 и № 10617010/250110/0000620 (т. 1, л.д. 21, 25, 32 и 38) был ввезен товар – семена тыквенные, недробленые, неочищенные, для промышленной переработки, СанПиН № 2.3.2.1078-01, урожай 2009 года, производства КНР.

Общество определило таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимыми товарами из расчета 380 долларов США за одну тонну на условиях DAF-Забайкальск.

При проведении проверки указанных грузовых таможенных деклараций таможней в адрес Общества были направлены запросы о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости – соответственно от 1 января 2010 года № 2, от 19 января 2010 года № 36, от 23 января 2010 года № 43 и от 25 января 2010 года № 50, в соответствии с которыми Обществу было предложено представить следующие документы:

- прайс-лист фирмы-изготовителя, коммерческие предложения, выраженные в виде публичной оферты;

- экспортная таможенная декларация страны отправления с заверенным переводом на русский язык;

- бухгалтерские документы о постановке товаров на учет (выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, журнала полученных счетов-фактур);

- информацию о сделках с идентичными или однородными товарами, совершенных в тот же или соответствующий ему период времени (грузовые таможенные декларации, ДТС, счета-фактуры, инвойсы);

- сведения о величине расходов, произведенных при проведении на территории Российской Федерации погрузочно-разгрузочных работ, затрат на хранение и транспортировку товара;

- размер предполагаемой торговой надбавки, выраженной в процентном соотношении к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

- информацию о стоимости реализации Обществом ввозимых идентичных или однородных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации;

- договор перевозки с подтверждением оплаты;

- договоры с организациями, которые являются непосредственными получателями товара;

- контракты, договоры с третьими лицами, имеющими отношение к сделке;

- пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, информацию по оптовым скидкам при покупке товара, техническую документацию на производство семян тыквы;

- банковские платежные документы с отметками банка, подтверждающие оплату товара по предыдущим поставкам, выписку банка;

- техническая документация, подтверждающая целевое назначение семян, их ботанический вид (технические регламенты, технические условия на переработку семян, технологические карты севооборота культур, паспорт качества семян).

В ответ на указанные запросы Обществом были представлены копии экспортных деклараций КНР на поставленный ранее в Российскую Федерацию в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Компания пищевого сырья «Гелиос» товар (семена тыквы) по тому же контракту с нотариально заверенным переводом на русский язык, подтверждающие контрактную стоимость товара в размере 380 долларов США за 1 тонну, а также копия заявления на перевод денежных средств № 10 от 16 октября 2008 года с отметкой банка, подтверждающего оплату согласно контрактной стоимости за полученный ранее аналогичный товар.

Кроме того, ООО «ПК «Руспродимпорт» представило пояснения, в которых указало, что представить прайс-лист завода-изготовителя оно не имеет возможности ввиду непредставления его продавцом, поскольку товар импортируется по долгосрочному контракту с установленной на постоянной основе ценой сделки, стоимость сделки подтверждается контрактом. В отношении информации о сделках с идентичными или однородными товарами иных участников внешнеэкономической деятельности Общество пояснило, что указанной информацией не располагает. В отношении информации о торговой надбавке и величине расходов, производимых на территории Российской Федерации погрузочно-разгрузочных работ, затрат на хранение и транспортировку товара, Общество указало, что Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» определено, что цена товара на внутреннем рынке неприменима для целей контроля таможенной стоимости, размер торговой надбавки – величина непостоянная и зависит от понесенных расходов, до окончания таможенного оформления его точную величину определить невозможно.

После отказа Общества определить таможенную стоимость с использованием другого метода и от проведения консультаций по выбору такого метода таможенный орган не принял заявленную Обществом таможенную стоимость товара и произвел ее корректировку по третьему методу (по цене сделки с однородными товарами), в результате которой Обществу были доначислены таможенные платежи:

- в сумме 217 779,25 руб. согласно КТС-1 № 6427799 по грузовой таможенной декларации № 10617010/311209/0006653;

- в сумме 331 073,86 руб. согласно КТС-1 № 6427809 по грузовой таможенной декларации № 10617010/180110/0000417;

- в сумме 219 919,37 руб. согласно КТС-1 № 6427811 по грузовой таможенной декларации № 10617010/230110/0000548;

- в сумме 109 959,67 руб. согласно КТС-1 № 6427819 по грузовой таможенной декларации № 10617010/250110/0000620.

В качестве основы для корректировки таможенной стоимости была использована информация по грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921.

В решениях о корректировке таможенной стоимости (дополнениях № 1 к ДТС №№ 10617010/311209/0006653, 10617010/180110/0000417, 10617010/230110/0000548 и 10617010/250110/0000620) Обществу сообщено, что сведения, содержащиеся в представленных им документах, не являются достаточными и документально подтвержденными, поскольку:

- в контракте АSG 99282 от 16 января 2006 года отсутствуют сведения об ассортименте товара (семян тыквенных) в зависимости от его физических характеристик, таких как степень обработки (очищенные/неочищенные);

- в контракте недостаточно четко оговорены условия оплаты за ввозимый товар (периодичность платежей, минимальная/максимальная оплачиваемая партия);

- в контракте отсутствуют полное подробное описание товара и требования к качеству товаров;

- сведения о товаре, заявленные в графе 31 грузовых таможенных деклараций, не идентифицируются со сведениями, содержащимися в товаросопроводительных и коммерческих документах по степени обработки семян (очищенные или нет), которая оказывает непосредственное влияние на стоимость товара;

- в коммерческих инвойсах отсутствует информация о том, на чей счет должен быть произведен банковский перевод и информация о банковских реквизитах получателя;

- печать в отгрузочных спецификациях, инвойсах и упаковочных листах не идентифицируется с печатью китайской стороны в контракте;

- отправители, указанные на бумажных ярлыках, имеющихся на каждом мешке поставляемого товара, не соответствуют отправителям, указанным в графе 2 грузовых таможенных деклараций, инвойсах и упаковочных листах;

- содержащаяся в экспортной декларации от 1 февраля 2008 года информация не соответствует информации, указанной ООО «ПК «Руспродимпорт» в иных документах при таможенном оформлении (условия поставки, код товара);

- отсутствует техническая документация, подтверждающая целевое назначение семян, их ботанический вид и степень обработки (технические регламенты, технические условия на переработку семян, технологические карты севооборота семян, паспорт качества семян);

- документы по запросам таможни представлены не в полном объеме;

- цена сделки не подтверждена банковскими платежными документами, поскольку представленные Обществом заявления на перевод № 8 от 17 сентября 2008 года и № 10 от 16 октября 2008 года не являются документами, подтверждающими факт движения денежных средств по счету, не совпадают реквизиты бенефициаров, указанные в заявлениях на перевод и в соглашении от 3 июля 2008 года № 3.

Кроме того, было дополнительно сообщено, что у таможенного органа имеется информация о ввозе на таможенную территорию Российской Федерации однородных товаров в тот же период по грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921 (т. 1, л.д. 167, т. 2, л.д. 143, т. 3, л.д. 47 и 126).

Обществом была произведена уплата дополнительно начисленных таможенных платежей, после чего ввезенный товар был выпущен для свободного обращения.

Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о незаконности действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

При этом заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Методы определения таможенной стоимости товаров установлены в статье 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», пунктом 2 которой установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 этого Закона.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 данного Закона. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» указано, что под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536.

Судом первой инстанции установлено, что при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение метода по цене сделки с ввозимыми товарами Обществом был представлен полный пакет документов, установленный названным приказом ФТС России, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости, в том числе:

- учредительные и регистрационные документы, необходимые для принятия грузовой таможенной декларации;

- контракт от 16 января 2006 года № ASG 99282 и копии дополнений к контракту;

- дополнительное соглашение № 3 от 10 ноября 2007 года к контракту и спецификация № 1, подтверждающие контрактную стоимость семян тыквы в размере 380 долларов США за одну тонну;

- декларации таможенной стоимости;

- паспорт сделки № 08070009/3172/0000/2/0;

- счета-фактуры (инвойсы), содержащие сведения о стоимости товара и его наименовании;

- железнодорожные накладные;

- упаковочные листы;

- сертификаты происхождения, сертификаты качества, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения, карантинные сертификаты, спецификации, подтверждающие наименование ввезенного товара.

Данное обстоятельство подтверждается описями документов к грузовым таможенным декларациям (т. 1, л.д. 26-28, 33-34, 39, 90-91).

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» указано, что признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 2).

При наличии указанных признаков декларант согласно пункту 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации по требованию таможенного органа обязан представить объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара, в том числе путем представления документов и сведений, полученных им от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара (пункт 3).

Вместе с тем, исходя из положений пункта 1 статьи 63 и пункта 2 статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с данным Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время, помимо статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, по вопросу осуществления контроля за правильностью определения таможенной стоимости применяются Положение о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 05.12.2003 № 1399 (далее – Положение), и Инструкция по проведению правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденная приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206 (далее – Инструкция).

Согласно пункту 6 Положения контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляется путем проведения следующих операций:

- контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

- контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (включение всех предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе» для данного метода оценки компонентов и, в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости, - их обоснованность);

- контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

- оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что если представленные документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и от декларанта необходимо получить дополнительные документы и сведения либо при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные декларантом сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, уполномоченное должностное лицо должно определить круг вопросов, по которым требуется дополнительное документальное подтверждение. На основании поставленных вопросов должностное лицо направляет декларанту письменный запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости с указанием перечня сведений, требующих проверки, и с указанием конкретных запрашиваемых документов. Кроме того, могут быть запрошены пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на стоимость сделки. Пояснения запрашиваются один раз в отношении условий одной сделки, если такие условия остаются неизменными на протяжении всего срока действия внешнеторгового договора. Таможенный орган мотивированно запрашивает только те дополнительные документы и сведения, которые необходимы для выяснения дополнительных обстоятельств и условий сделки, влияющих на стоимость ввозимого (ввезенного) товара и на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 13643/04 указано, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

Из упомянутых выше запросов о предоставлении дополнительных документов следует, что таможенным органом в качестве дополнительных документов у ООО «ПК «Руспродимпорт» была запрошена экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык.

Экспортная таможенная декларация не включена в утвержденный приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536 Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.

В пункте 9 Инструкции указано, что в зависимости от обстоятельств и условий сделки для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенным органом может быть запрошена экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык. Однако названная норма не требует представления именно оригинала экспортной таможенной декларации.

Обществом по запросам таможенного органа была представлена копия экспортной таможенной декларации от 20 февраля 2008 года № 608847291 с переводом на русский язык (т. 1, л.д. 162-164, т. 2, л.д. 140-142, т. 3, л.д. 39-41).

Довод таможни об имеющихся расхождениях в сведениях о товаре, указанных в графе 31 грузовых таможенных деклараций, со сведениями, содержащимися в товаросопроводительных и коммерческих документах (относительно физических характеристик товара, влияющих на механизм ценообразования), был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку сведения в указанной графе грузовых таможенных деклараций заявлены в соответствии с описанием товара согласно коду ТН ВЭД России. Иная последовательность слов в графе 31 грузовых таможенных деклараций, чем в товаросопроводительных документах, не может рассматриваться как невозможность их идентификации.

Довод таможенного органа о необходимости указания непосредственно во внешнеторговом контракте сведений об ассортименте товара и его качественных характеристиках, а также подробного описания товара, не основан на нормах национального законодательства России и Китая (Закон КНР от 21 марта 1985 года «О внешнеэкономическом договоре»), а также нормах международного частного права (Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года, Общие условия поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР от 13 марта 1990 года).

Ассортимент и качественные характеристики поставляемого товара четко указаны в спецификациях к контракту и дополнительных соглашениях к нему.

Указание в копии экспортной таможенной декларации условий поставки FOB (вместо DAF) не может быть само по себе расценено как доказательство неправомерности определенной Обществом таможенной стоимости ввезенного товара.

Согласно Международным правилам толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС-2000» термин FOB (свободно на борту) означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки, и применяется при морской перевозке, в то время как в рассматриваемом случае доставка товара осуществлялась наземным транспортом.

При этом все иные имеющиеся в материалах дела документы подтверждают поставку товара на условиях DAF-Забайкальск.

Кроме того, согласно разделу XI Методологии таможенной статистики внешней торговли товарами, утвержденной приказом ГТК России от 24.12.2003 № 1524, в целях обеспечения сопоставимости данных таможенной статистики внешней торговли статистическая стоимость определяется для экспортируемых товаров - в ценах FOB, для импортируемых товаров - в ценах CIF.

В пункте 2 названной Методологии указано, что она разработана в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом ООН.

Следовательно, в экспортной таможенной декларации условие поставки FOB могло быть указано в статистических целях.

Довод апелляционной жалобы о том, что в заявлениях на перевод от 17 сентября 2008 года № 8 и от 16 октября 2008 года № 10 (т. 1, л.д. 160-161, т. 2, л.д. 138-139, т. 3, л.д. 116-117) реквизиты бенефициаров не совпадают с реквизитами, указанными в соглашении от 3 июля 2008 года № 3, признается необоснованным в связи со следующим.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что перевозку товара (отправление) и оформление товаросопроводительных документов осуществляют упаковочные фабрики, список которых согласован непосредственно в контракте № ASG 99282 от 16 января 2006 года (пункт 18 контракта). В пункте 12 этого контракта предусмотрено, что в целях ускорения взаиморасчетов платеж может производиться на счета подразделений продавца – упаковочных фабрик по его указанию.

Кроме того, в материалах дела имеются дополнительные соглашения от 25 февраля 2008 года (т. 1, л.д. 74) и от 10 октября 2008 года (т. 1, л.д. 73), заверенные агентом валютного контроля (ОАО «Москомбанк»), в которых указаны получатели платежа (бенефициары) и их банковские реквизиты, а также имеется ссылка на контракт ASG 99282.

Статьей 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предусмотрено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех
 платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем

непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таким образом, товар может быть оплачен не только непосредственно Компании по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин провинции Шаньдун, КНР.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 20-П.

Факт оплаты товара по каждой из четырех грузовых таможенных деклараций согласно заявленной в них фактурной стоимости товара подтверждается имеющейся в материалах дела ведомостью банковского контроля (т. 1, л.д. 75-79).

Отгрузка товара осуществлялась непосредственно упаковочными фабриками, поэтому вполне объяснимо расхождение в ряде случаев оттисков печатей и подписей, проставленных в коммерческих документов, с оттисками печатей и штампов, проставленных во внешнеторговом контракте. В любом случае, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.

Несостоятельным является и довод таможни о правомерности такого основания для непринятия заявленной Обществом таможенной стоимости, как отсутствие в контракте условий о сроке и порядке оплаты каждой товарной партии.

На основании статьи 1.1 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА стороны свободны вступать в договор и определять его содержание.

Согласно пункту 1 статьи 58 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года если покупатель не обязан уплатить цену в какой-либо иной конкретный срок, он должен уплатить ее, когда продавец в соответствии с договором и этой Конвенцией передает либо сам товар, либо товарораспорядительные документы в распоряжение покупателя. Продавец может обусловить передачу товара или документов осуществлением такого платежа.

Из материалов дела следует, что между сторонами сложились долгосрочные отношения (контракт действует более четырех лет), срок окончания расчетов по контракту установлен 30 марта 2011 года (пункт 10 контракта и паспорт сделки от 15 июля 2008 года), в связи с чем прописывать в качестве обязательного условия сроки и порядок оплаты каждой товарной партии нет необходимости.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года № 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.

С учетом изложенных фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что цена сделки, заявленная Обществом при определении таможенной стоимости ввезенного по грузовым таможенным декларациям № 10617010/311209/0006653, № 10617010/180110/0000417, № 10617010/230110/0000548 и № 10617010/250110/0000620 товара документально подтверждена, поскольку представленные Обществом документы полностью соответствуют требованиям таможенного законодательства и являются достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, являющегося согласно статье 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» основным методом определения таможенной стоимости.

Следовательно, действия таможни по непринятию заявленной Обществом таможенной стоимости товара по первому методу по указанным грузовым таможенным декларациям являются незаконными.

В нарушение требований части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил убедительных доказательств правомерности такого отказа, в том числе и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Соответственно, незаконными являются и действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости по третьему методу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» под однородными товарами понимаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии с первым и вторым методами, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 19 Закона РФ «О таможенном тарифе».

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» для определения таможенной стоимости товаров используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары. Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

В качестве ценовой информации для определения таможенной стоимости Забайкальской таможней была использована ценовая информация по грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921 (т. 2, л.д. 3), не имеющей отношения к контракту, заключенному ООО «ПК «Руспродимпорт».

Сравнительный анализ сведений, заявленных в грузовых таможенных декларациях № 10617010/311209/0006653, № 10617010/180110/0000417, № 10617010/230110/0000548 и № 10617010/250110/0000620, с одной стороны, и в грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921, информация по которой взята за основу таможней, с другой стороны, показывает, что условия сделок имеют отличия.

Так, по грузовым таможенным декларациям № 10617010/311209/0006653, № 10617010/180110/0000417, № 10617010/230110/0000548 и № 10617010/250110/0000620 был ввезен товар – семена тыквенные, недробленые, очищенные и неочищенные для промышленной переработки в количестве 300 000 килограммов (вес нетто), тогда как по грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921 ввозился иной товар – ядро семечки тыквы и семечки тыквы в скорлупе весом нетто 32 000 килограмм.

Обществом товар закупается крупным оптом. В частности, в период с 3 июля 2008 года по 2 апреля 2010 года ООО ПК «Руспродимпорт» по контракту ASG 99282 на основании 72 грузовых таможенных деклараций был ввезен товар (семена тыквенные для промышленной переработки) в количестве 4 665,022 тонн на сумму 1 772 708,36 долларов США (информационное письмо № РФ-18/Д4 от 2 апреля 2010 года, т. 1, л.д. 70-72).

В период с января 2006 года по июль 2008 года ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» ввезло товар (семена тыквенные для промышленной переработки) по указанному контракту в количестве 862,65 тонн на сумму 438 269,96 долларов США (информационное письмо от 4 декабря 2008 года № РФ-12/Д3, т. 1, л.д. 68-69).

Контракт является долгосрочным (заключен 16 января 2006 года, дата завершения сторонами обязательств предусмотрена до 30 марта 2011 года). Согласно паспорту сделки № 08070009/3172/000/2/9 к контракту АSG 99282 сумма контракта составляет 108 400 000 долларов США, что значительно превышает общую стоимость контракта от 30 апреля 2008 года № Р 080416 (150 000 долларов США), на основании которого был ввезен товар по грузовой таможенной декларации № 10609030/200209/0000921 (т. 2, л.д. 30-37).

Таможенный орган при проведении корректировки таможенной стоимости по третьему методу не принял во внимание условие, что для определения таможенной стоимости товаров используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары, который подразумевает фактический объем закупок по контракту в целом, а не по отдельной грузовой таможенной декларации.

Следовательно, таможня неправильно применила положения статьи 21 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», не учтя объем и периодичность поставок в рамках контракта.

Кроме того, товар по указанной грузовой таможенной декларации поставлялся на условиях CPT-Новосибирск, тогда как Обществом и его контрагентами применяется другое условие поставки DAF-Забайкальск. Однако обоснованность расчета транспортных расходов из п. Забайкальска до г. Новосибирска в размере 100 045,12 руб. таможней не доказана.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таможней не доказано, что представленные ООО «ПК «Руспродимпорт» сведения являются недостаточными или недостоверными, а также не установлено оснований невозможности использования метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, определенных пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Следовательно, отказ таможни в применении Обществом данного метода является необоснованным, а осуществление ею корректировки таможенной стоимости по грузовым таможенным декларациям № 10617010/311209/0006653, № 10617010/180110/0000417, № 10617010/230110/0000548 и № 10617010/250110/0000620 с использованием метода по стоимости сделки с однородными товарами является незаконным.

Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 ноября 2009 года по делу № А78-2666/2009, от 27 ноября 2009 года по делу № А78-3772/2009, от 16 декабря 2009 года по делу № А78-3425/2009, от 19 января 2010 года по делу № А78-3945/2009, от 19 января 2010 года по делу № А78-4057/2009, от 19 января 2010 года по делу № А78-4125/2009, от 9 февраля 2010 года по делу № А78-4832/2009, от 9 февраля 2010 года по делу № А78-5189/2009, от 25 февраля 2010 года по делу № А78-4642/2009, от 22 июня 2010 года по делу № А78-7649/2010 и от 22 июля 2010 года по делу № А78-8018/2009, принятых по аналогичным спорам между ООО «ПК «Руспродимпорт» и Забайкальской таможней.

Относительно взыскания с таможни в пользу Общества судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителя, в сумме 60 000 рублей суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно частям 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека исходит из того, что судебные издержки и расходы возмещаются в истребуемом размере, если будет доказано, что расходы являются действительными и что их размер является разумным и обоснованным (& 79 Постановления Европейского Суда по правам человека от 25 марта 1999 года по делу № 31195/96 «Nikolova v. Bulgaria» и & 56 Постановления Европейского Суда по правам человека от 21 декабря 2000 года по делу № 33958/96 «Wettstein v. Switzerland»).

При рассмотрении вопроса о разумности заявленных расходов на адвокатов Европейским Судом по правам человека учитываются следующие аспекты:

- объем работы проведенный адвокатом (объем подготовленных документов, длительность судебной процедуры, затраченное адвокатом время и т.д.);

- результаты работы, достигнутые адвокатом (были ли требования удовлетворены в полном объеме или только в части);

- сложность рассмотренного дела (сложность дела с точки зрения исследования фактов и поднимаемых правовых вопросов, продолжительность разбирательства, значимость дела и т.д.).

Такой подход выражен, например, в Постановлениях Европейского Суда по правам человека от 2 марта 2000 года по делу № 55669/00 «Nakhmanovich v. Russia» (& 108), от 15 декабря 2005 года по делу № 53203/99 «Vanyan v. Russia» (& 80), от 18 ноября 2004 года по делу № 58255/00 «Prokopovich v. Russia» (& 52), от 9 июня 2005 года по делу № 55723/00 «Fadeyeva v. Russia» (& 148), от 18 ноября 2004 года по делу № 15021/02 «Wasserman v. Russia» (& 53), от 1 июля 2004 года по делу № 36681/97 «Vito Sante Santoro v. Italy» (& 68), от 24 февраля 2005 года по делу № 57947/00 «Isayeva and others v. Russia» (& 244), от 17 февраля 2004 года по делу № 39748/98 «Maestri v. Italy» (& 51), от 15 июня 2004 года по делу № 60958/00 «S.C. v. The United Kingdom» (& 49) и от 27 мая 2003 года по делу № 50015/99 «Hewitson v. The United Kingdom» (& 26-28).

В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

При этом, как указано в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Материалами дела подтверждается как факт оказания юридических услуг в рамках настоящего дела, так и размер судебных расходов на оплату услуг представителя (60 000 рублей) и их фактическая уплата Обществом индивидуальному предпринимателю ФИО2

В частности, в материалы дела представлены:

- копия договора оказания юридических услуг от 1 октября 2008 года (т. 3, л.д. 151);

- копия дополнительного соглашения № 4 от 31 декабря 2008 года к указанному договору (т. 3, л.д. 152);

- копия дополнительного соглашения от 17 марта 2010 года к указанному договору (т. 3, л.д. 154);

- копия платежного поручения от 5 апреля 2010 года № 80 (т. 3, л.д. 156);

- копия счета-фактуры от 25 марта 2010 года № 10, выставленная индивидуальным предпринимателем ФИО2 (т. 3, л.д. 155).

Кроме того, в материалах дела имеются и иные доказательства оказания индивидуальным предпринимателем ФИО2 юридических услуг Обществу в рамках исполнения договора на оказание юридических услуг от 1 октября 2008 года и дополнительного соглашения от 17 марта 2010 года к нему (оформленные ФИО2 процессуальные документы, протоколы судебных заседаний).

Оценив названные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что понесенные Обществом расходы на оплату услуг представителя в сумме 60 000 рублей документально подтверждены.

Одновременно суд апелляционной инстанции находит несостоятельным в правовом отношении и не соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам довод таможенного органа о том, что понесенные Обществом судебные издержки документально не подтверждены.

При этом доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости подтверждения факта несения судебных издержек такими документами, как-то: подробный расчет времени, затраченного представителем на составление каждого документа, на подготовку и участие в каждом судебном заседании; утвержденная общим собранием участников Общества смета; положение об учетной политике; внутренние организационно-распорядительные акты; локальный акт о представительских расходах и т.п. не основаны на нормах материального права.

Ссылки таможни на положения статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и статьи 48 Федерального закона от 26.12.1996 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в рассматриваемом случае неуместны, поскольку указанные нормы не регулируют порядок документального подтверждения произведенных расходов.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 мая 2008 года № 18118/07 указано, что, заявляя о необходимости уменьшения размера подлежащих к взысканию расходов по оплате услуг адвоката, налоговый орган должен представить суду доказательства чрезмерности понесенных организацией расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвоката, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг. В отсутствие таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь при условии явного превышения разумных пределов заявленным требованиям.

Вместе с тем, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 454-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

По настоящему делу таможня не представила каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих чрезмерность произведенных Обществом судебных расходов на оплату услуг индивидуального предпринимателя ФИО2 с учетом стоимости таких услуг в регионе (Забайкальском крае), а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг.

Доводы о чрезмерности понесенных Обществом судебных расходов в сумме 60 000 рублей, изложенные в апелляционной жалобе таможни, являются бездоказательными. Более того, довод таможенного органа о «распространенности» рассматриваемой категории споров отвергается судом апелляционной инстанции еще и потому, что, как показывает приведенная выше судебно-арбитражная практика Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, чаще всего такие споры возникают именно из неправомерных действий таможни по корректировке таможенной стоимости ввозимых Обществом товаров.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 года № 454-О указано, что часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2009 года № 6284/07 и от 25 мая 2010 года № 100/10, в отсутствие этих доказательств суд первой инстанции был вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь в том случае, если заявленные требования явно превышают разумные пределы.

В рассматриваемом случае понесенные Обществом судебные расходы в размере 60 000 рублей, по мнению суда апелляционной инстанции, не превышают явно разумные пределы, в связи с чем оснований для снижения их размера не имеется.

В связи с удовлетворением требований Общества понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8000 рублей также правомерно, исходя из требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взысканы судом первой инстанции с таможенного органа.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года по делу № А78-1891/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года по делу № А78-1891/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв

Судьи Э.В. Ткаченко

Т.В. Стасюк