ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2942/2014 от 23.07.2014 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б   http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                          Дело № А58-856/2014

«30» июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Ячменёва Г.Г.,  Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва в судебном заседании секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., после перерыва - секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республике Саха (Якутия) на решение  Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 мая 2014 года по делу №А58-856/2014  по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) от 26.02.2014 № 22/2490 к Обществу с ограниченной ответственностью "Кинг-95" о взыскании 422 568 руб. 30 коп. финансовых санкций (суд первой инстанции: Устинова А.Н.),

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 677000, <...>, далее – Пенсионный фонд, Управление, Учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «Кинг-95» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 677005, <...>, далее – ООО «Кинг-95», Общество) о взыскании 422 568 руб. 30 коп. финансовых санкций.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что первоначальные сведения были представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, представленной своевременно, заявителем не установлено, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и назначению страхователю санкций в виде штрафов за нарушения выразившееся в несвоевременном представлении индивидуальных (персонифицированных сведений за 1,2,3 кварталы 2012 года).

Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.

Пенсионный фонд указывает, что ООО «Кинг-95» были представлены сведения без учета иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации (категории ВПНР, ВЖНР) – страхователем начислялись выплаты, но при этом эти выплаты были исключены из базы для начисления страховых взносов, то есть взносы не начислялись и соответственно, не формировались и не сдавались сведения на эти категории застрахованных лиц. Общество в части иностранных граждан за 1,2,3 кварталы 2012 года впервые сведения предоставило только 14 февраля 2013 года одновременно со сведениями за 4 квартал 2012 года, то есть установленные законом сроки были пропущены.

По мнению пенсионного фонда, выводы суда первой инстанции, что исходя из содержания решений от 08.07.2013 №1063,1064,1066 совершение правонарушения, выразившегося в предоставлении неполных или недостоверных сведений, а равно нарушение двухнедельного срока предоставления скорректированных данных, страхователю не вменялось, к ответственности за такие нарушения Общество не привлекалось, являются необоснованными.

Факт предоставления сведений без учета иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих или проживающих на территории РФ является недостоверными и неверными сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и уже служит основанием для привлечения страхователя к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.  

В материалы дела поступил Отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения. 

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 20.06.2014.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 20 мин. 23 июля 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 17.07.2014. После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.   

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пенсионным фондом проведены камеральные проверки по вопросу своевременности, полноте и достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которых составлены:

акт камеральной проверки от 23.05.2013 № 1063, в котором отражено – проверка проведена на основе индивидуальных сведений по форме АДВ-6-2, формы СЗВ 6-1 на 142 застрахованных лиц по категориям ВПНР, формы СЗВ 6-1 на 3 застрахованных лиц по категории ВЖНР за отчетный период 1 квартал 2012 года, в ходе проверки установлено несвоевременное представление отчетности (сведений индивидуального (персонифицированного) учета) за 1 квартал 2012 года – первично представлены 14.02.2013, окончательно приняты 18.03.2013, должны быть представлены не позднее 15.05.2012 (т. 1 л.д. 12-14);

уведомление от 23.05.2013 № 1063 о рассмотрении акта камеральной проверки от 23.05.2013 № 1063 на 08.07.2014 в 14-00 часов в здании Управления по адресу: <...>, каб. 305;

решение от 08.07.2013 № 1063 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 1 квартал 2012 года, которым Общество привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 60 858, 40 рублей на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (т.1 л.д. 18-20);

требование от 05.08.2013 № 145 об уплате штрафных санкций в размере 60 858, 44 рублей с предложением об уплате в срок до 26.08.2013 (т.1 л.д. 21-22);

акт камеральной проверки от 23.05.2013 № 1064, в котором отражено – проверка проведена на основе индивидуальных сведений по форме АДВ-6-2, формы СЗВ 6-1 на 204 застрахованных лиц по категориям ВПНР, формы СЗВ 6-1 на 2 застрахованных лиц по категории ВЖНР за отчетный период 2 квартал 2012 года в ходе проверки установлено несвоевременное представление отчетности (сведений индивидуального (персонифицированного) учета) за 2 квартал 2012 года – первично представлены14.02.2013, окончательно приняты 18.03.2013, должны быть представлены не позднее 15.08.2012 (т. 1 л.д. 25-29);

уведомление от 23.05.2013 № 1064 о рассмотрении акта камеральной проверки от 23.05.2013 № 1064 на 08.07.2014 в 14-00 часов в здании Управления по адресу: <...>, каб. 305;

решение от 08.07.2013 № 1064 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 2 квартал 2012 года, которым Общество привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 175 099, 20 рублей на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (т. 1 л.д. 31-33);

требование от 05.08.2013 № 1064 об уплате штрафных санкций в размере 175 099, 20 рублей с предложением об уплате в срок до 26.08.2013 (л.д. 34-35);

акт камеральной проверки от 23.05.2013 № 1066, в котором отражено – проверка проведена на основе индивидуальных сведений по форме АДВ-6-2, формы СЗВ 6-1 на 197 застрахованных лиц по категориям ВПНР, формы СЗВ 6-1 на 3 застрахованных лиц по категории ВЖНР за отчетный период 3 квартал 2012 года, в ходе проверки установлено несвоевременное представление отчетности (сведений индивидуального (персонифицированного) учета) за 3 квартал 2012 года – первично представлены 14.02.2013, окончательно приняты 18.03.2013, должны быть представлены не позднее 15.11.2012 (т. 1 л.д. 38-43);

уведомление от 23.05.2013 № 1066 о рассмотрении акта камеральной проверки от 23.05.2013 № 1066 на 08.07.2014 в 14-00 часов в здании Управления по адресу: <...>, каб. 305;

решение от 08.07.2013 № 1066 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 3 квартал 2012 года, которым Общество привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 186 610, 70 рублей на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (т. 1 л.д. 45-47);

требование от 05.08.2013 № 1066 об уплате штрафных санкций в размере 186 610, 70 рублей с предложением об уплате в срок до 26.08.2013 ( т.1 л.д. 48-49).

Неисполнение указанных требований об уплате в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции
о том, что Управление не доказало обоснованность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  ООО «Кинг-95» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции Федерального закона N 339-ФЗ).

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Таким образом, срок представления сведений страхователем в целях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года установлен до 15.05.2012, за 2 квартал 2012 года – до 15.08.2012, за 3 квартал 2012 года – до 15.11.2012.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение выявлено должностным лицом Управления при представлении страхователем форм АДВ-6-2 за 2012 год (4 квартал) 14.02.2013, в которых содержались сведения СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 о застрахованных лицах в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации (категория ВЖНР и ВПНР) в целом за год, в том числе за 1, 2, 3 кварталы 2012 года, вместе с тем, сведения, представленные по форме АДВ-6-2 за 1, 2, 3 кварталы 2012 данные сведения не содержали, однако были представлены своевременно.

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.

Представление неполных и (или) недостоверных сведений, обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.

Как следует из содержания решений от 08.07.2013 №№ 1063, 1064, 1066, в рассматриваемом случае страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за периоды 1, 2, 3 кварталы 2012 года, представленных 12.02.2013.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что 12.02.2013, по сути, страхователем были представлены корректирующие сведения за 1, 2, 3 кварталы 2012 года в части иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации (категория ВЖНР и ВПНР) по представленным ранее в срок индивидуальным сведениям, которые указанные данные не содержали.

Представление индивидуальных сведений за 1, 2, 3 кварталы 2012 года в сроки установленные законодательством, но без учета иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации, сторонами признается и не опровергается.

На основании статьи 15 Закона о персонифицированном учете страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Обществом представлены возражения на акты проверок от 11.06.2013, исходя из которых следует, что первичные индивидуальные сведения были представлены за 1 квартал 2012 года – 15.05.2012, за 2 квартал 2012 года – 24.07.2012, за 9 месяцев 2012 года (3 квартал) – 14.11.2012, то есть в рамках срока, установленного пунктом 2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (т.1, л.д. 50-51).

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

В силу пункта  41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений  и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия того решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Как правильно указал суд первой инстанции,факт того, что первоначальные сведения, представленные Обществом, не содержали в себе сведения иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации, не свидетельствует о несвоевременности их представления.  

Представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена также абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

При этом, исходя из содержания решений от 08.07.2013 №№ 1063, 1064, 1066, совершение правонарушения, выразившегося в представлении неполных или недостоверных сведений, а равно нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных, страхователю не вменялось, к ответственности за такие нарушения Общество не привлекалось.

Таким образом, при  указанных выше обстоятельствах у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и назначения страхователю санкции в виде штрафа.

На основании вышеизложенного у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отказа в  удовлетворении требований заявителя.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы Пенсионного фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции. 

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют. 

Исходя из части 1 пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 32 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 Пенсионный фонд  освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная Пенсионным фондом по платежному поручению № 1940447 от 20.05.2014 в размере 2 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 мая 2014 года по делу №А58-856/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 677000, <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий:                                                       Э.В. Ткаченко

Судьи:                                                                                      Г.Г. Ячменёв

                                                                                                  Е.В. Желтоухов