ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2965/20 от 12.08.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                       дело № А58-12287/2019

17 августа 2020 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Басаева Д.В., Монаковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Пихтовой А.В. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Антипиной Ф.Л. апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» и общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года по делу № А58-12287/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным решения от 30.10.2019 № 9676-ДИЗО/19 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

при участии в судебном заседании:

представителей участвующих в деле лиц,

от общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» – Егоровой А.М. – представителя по доверенности от 05.12.2019,

иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новый дом» (далее – заявитель, ООО «Новый дом» или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ), к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент), к муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ «Агентство земельных отношений» или учреждение) о признании незаконным решения МКУ «Агентство земельных отношений», выразившегося в отказе в предоставлении муниципальной услуги от 30.10.2019 № 9576-ДИЗО/19, обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и направления на подписание трех экземпляров договора аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:102034:13 сроком на три года, подписанного руководителем Департамента, взыскании солидарно с судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение учреждения об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 30.10.2019 № 9576-ДИЗО/19.

На учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

С учреждения в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.

В удовлетворении требований к Департаменту отказано.

Не согласившись с указанным решением в части способа устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.

Учреждение, не согласившись с решением суда в части удовлетворенных требований, также обжаловало его в апелляционном порядке.

В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу учреждения.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Департамент и учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.04.2005 земельный участок с кадастровым номером 14:36:102034:0013, на котором возведен объект незавершенного строительства, был предоставлен Департаментом ООО «Востоккомплектстрой» по договору аренды земельного участка № 4632.

02.01.2006 все права и обязанности по договору аренды земельного участка № 4632 от 18.04.2005 были переданы ООО СКФ «Промстройресурс» по договору о перенайме (уступке права аренды).

Проект межевания территории утвержден 05.02.2014 и на момент его утверждения в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о земельном участке с видом разрешенного использования для строительства 112-квартирного жилого дома, внесенные 25.05.2005, а также об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 14:36:102031:1239, расположенном на земельном участке, дата постановки на кадастровый учет объекта незавершенного строительства 19.12.2013.

Общество является собственником объекта незавершенного строительства степенью готовности 39%, 1-этажный, общей площадью 747,9 кв.м., инв. № 98 401 000/ЯК1/019579, лит. А, с кадастровым номером 14:36:102031:1239, расположенного по адресу: РС (Я), <...> квартал «Новопортовской», соответствующая запись № 14-14/001-14/001/012/2016-1599/2 о праве собственности внесена в Единый государственный реестр недвижимости.

Объект незавершенного строительства возведен на земельном участке, общей площадью 4 693 кв.м., с кадастровым номером 14:36:102034:13, расположенный по адресу: РС (Я), <...> квартал «Новопортовской», вид разрешенного использования – для строительства 112-квартирного жилого дома. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 25.05.2005.

17.10.2016 между обществом и Департаментом заключен договор аренды земельного участка № 09-1/2016-0299 для завершения строительства объекта, который зарегистрирован в Управлении Росреестра РС (Я) 21.11.2016, запись об ограничении (обременении) права № 14-14/001-14/001/107/2016-4148/4. Срок действия договора аренды земельного участка установлен с 17.10.2016 по 17.10.2019.

По условиям пункта 6.2 договора аренды земельного участка договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой срок по соглашению сторон.

Обществом было подано заявление в адрес Управления архитектуры и градостроительной политики города Якутска от 14.04.2017 (вх. № 436) о внесении изменения в проект планировки и межевания территории квартала «Новопортовской» в части земельного участка с кадастровым номером 14:36:102034:13.

Управление архитектуры и градостроительной политики города Якутска ответило письмом от 17.05.2017 № 940-УАиГП о том, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией территория земельного участка с кадастровым номером 14:36:102034:13 учтена под размещение объектов начального, общего и среднего образования.

Обществом было подано заявление в адрес Управления архитектуры и градостроительной политики города Якутска от 24.04.2018 (вх. № 381) об исправлении технической ошибки, допущенной при разработке и утверждении проекта межевания территории квартала «Новопортовской» в отношении земельного участка кадастровым номером 14:36:102034:13, поскольку по утвержденному проекту межевания территории границы земельного участка подпадают на границы вновь образуемого земельного участка, предназначенного для размещения объектов дошкольного, начального, общего среднего образования, а также на объект, расположенный на смежном земельном участке.

Обществом было подано в адрес МБУ «Главное архитектурно-планировочное управление» ГО «город Якутск» заявление от 24.05.2018 (вх. № 7604-ДГ) о проведении корректировки проекта планировки и проекта межевания территории квартала «Новопортовской» в части земельного участка и планируемого объекта строительства на земельном участке ООО «Новый дом».

Для внесения соответствующих изменений общество обеспечило за свой счет разработку проекта внесения изменений в проект межевания территории квартала «Новопортовской», вопрос о вынесении проекта межевания территории на обсуждение на публичных слушаниях несколько раз рассматривался на заседании рабочей группы по вопросам внесения изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий (ППТ и ПМТ) кварталов, микрорайонов, сел ГО «город Якутск»:

12.10.2018 на заседании рабочей группы по вопросам внесения изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел ГО «город Якутск» (протокол № Р-18/18) по вопросу внесения изменений в ППТ и ПМТ квартала «Новопортовской» в границах улиц Курнатовского–Можайского–Севастопольская рекомендовано обществу написать заявление в Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска по вопросу договора о развитии застроенной территории и принято решение вынести проект на публичные слушания по договору о развитии застроенной территории;

23.11.2018 на заседании рабочей группы по вопросам внесения изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел ГО «ГО «город Якутск» (протокол № Р-21/18) по проекту внесения изменений в ППТ и ПМТ квартала «Новопортовской» в границах улиц Курнатовского-Можайского-Севастопольская принято решение изменить границы образуемого земельного участка, образуемые земельные участки под «спорт» изменить на «территорию общего пользования» земельный участок с условным номером 27 исключить.

Согласно градостроительному плану земельного участка, переданного обществу в аренду, от 06.12.2018 № RU143010002018-16477-2784 подтверждается несоответствие земельного участка документации по планировке территории, по причине чего отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства.

Вопрос внесения изменений в ППТ и ПМТ квартала «Новопортовской» ГО «город Якутск» выносился на обсуждение на публичных слушаниях 25.12.2018 в соответствии с распоряжением Окружной администрации города Якутска от 17.12.2018 № 2946зр. По результатам публичных слушаний отказано в утверждении проекта межевания территории. Протокол публичных слушаний от 29.12.2018.

Вопрос внесения изменений в ППТ и ПМТ квартала «Новопортовской» ГО «город Якутск» также выносился на обсуждение на публичных слушаниях 11.04.2019 в соответствии с распоряжением Окружной администрации города Якутска от 26.03.2019 № 918зр. По результатам публичных слушаний подготовлено заключение, в пункте 2.29 которого заместителю главы ГО «город Якутск» рекомендовано утвердить проект межевания территории квартала «Новопортовской» ГО «город Якутск».

Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 29.04.2019 рассмотрен вопрос по внесению изменений в проект межевания территории по обращению заявителя.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 28.05.2019 № 1687зр внесены изменения в проект межевания территории квартала «Новопортовской» ГО «город Якутск» в части размещения многоквартирного жилого дома (позиция 24) по адресу: <...> (пункт 29 приложения № 1 к распоряжению).

31.05.2019 после внесения изменения в проект межевания территории общество обратилось в Департамент с просьбой (вх.№ 4187-ДИЗО/19) о выдаче фрагмента проекта межевания территории квартала «Новопортовской» ГО «Город Якутск» в целях исправления границ земельного участка, предоставленного в аренду.

28.06.2019 Департамент выдал фрагмент земельного участка от 20.06.2019 № 6705- ДГ.

19.07.2019 общество обратилось в Департамент с заявлением (вх. № 5584-ДИЗО/19) о подписании акта согласования границ земельного участка с приложением межевого плана.

31.07.2019 общество обратилось в Департамент с заявлением (вх. 5971-ДИЗО/19) об обращении с заявлением в Управление Росреестра по РС (Я) о проведении государственного кадастрового учета в целях уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:102034:13.

Письмом от 05.08.2019 № 6573-ДИЗО/19 Департамент согласовало акт согласования местоположения границ земельного участка кадастровым номером 14:36:102034:13.

Письмом от 16.08.2019 № 6573-ДИЗО/19 Департамент сообщил о проведении государственного кадастрового учета.

Согласно градостроительному плану земельного участка, выданному 03.09.2019 № RU14301000-2019-10219-743 8943, обществом внесены изменения в проект межевания территории квартала «Новопортовской» ГО «Город Якутск, а также приведены в соответствие границы земельного участка и устранена накладка на соседний дом.

13.09.2019 Прокуратурой города Якутска по результатам проверки по обращению общества от 13.08.2019 о нарушении прав субъекта предпринимательской деятельности действиями органа местного самоуправления установлено, что согласно распоряжению Окружной администрации города Якутска от 14.06.2016 № 994р «Об утверждении проектов планировки и межевания территорий кварталов «65», «В», «Новопортовской» в части размещения многоуровневых парковок в ГО «город Якутск», земельный участок с кадастровым номером 14:36:102034:13 учтен для размещения объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования.

До истечения срока действия договора аренды земельного участка, общество обратилось с заявлением от 03.10.2019 № 1101372 о заключении нового договора аренды земельного участка на срок 3 года.

В ответ на указанное обращение заявителю поступил отказ от МКУ «Агентство земельных отношений» от 30.10.2019 № 9576-ДИЗО/19 в соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 Административного регламента предоставления Окружной администрации города Якутска муниципальной услуги «заключение нового договора аренды земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без поведения торгов», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2015 № 251п, по причине того, что под объектом незавершенного строительства для завершения его строительства однократно представлен земельный участок в аренду без торгов по договору аренды земельного участка от 17.10.2016 № 09-1/2016-0299, заключенному на основании подпункта 10 пункта 1.2.3 Постановления Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 № 50п «Об утверждении административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления под строительство 112- квартирного жилого дома без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого заключен без проведения торгов. Помимо указанного основания Департамент указывает на наличие задолженности по оплате арендных платежей и рекомендует оплатить в течение 30 дней сложившуюся задолженность в соответствии с приложенным счетом на оплату арендной платы земельного участка.

Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6, Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Постановлением Окружной администрация города Якутска от 24.09.2015 № 251п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: «Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (далее – Административный регламент).

Согласно данному Административному регламенту структурным подразделением Администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент, а уполномоченным учреждением по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск».

Согласно пункту 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов;

2) решение об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.

В подтверждение полномочий МКУ «Агентство земельных отношений» на рассмотрение обращения заявителя от 02.10.2019 № 1101372 (вх.7689-ДИЗО) в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представлен приказ от 10.09.2019 № 69-п «О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений», которым в соответствии с положением о Департаменте, утвержденным решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6, в целях недопущения нарушения сроков по муниципальным услугам, на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от 06.09.2019 № 626-к приказано передать с 23.09.2019 по 04.11.2019 заместителю руководителя МКУ «Агентство земельных отношений» ГО «Город Якутск» полномочия и право подписи на отказах в предоставлении муниципальных услуг.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, МКУ «Агентство земельных отношений» в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не подтвердило наличие полномочий по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с положениями, установленными Административным регламентом, в полном объеме, в том числе и по заключению нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Судом первой инстанции также установлено, что не подтверждены полномочия по предоставлению муниципальной услуги МКУ «Агентство земельных отношений» ни уставом учреждения, утвержденным Окружной администрацией, ни соответствующими должностными регламентами и инструкциями лица, подписавшего оспариваемое решение, – на заместителя руководителя учреждения.

Из представленного суду апелляционной инстанции Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности от 24 января 2019 года такие полномочия также не следуют.

Распоряжение Окружной администрации города Якутска от 06.09.2019 № 626-к, указанное в приказе от 10.09.2019 № 69-п «О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений», в материалы дела как в ходе рассмотрения судебного разбирательства в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным лицом и не в порядке, предусмотренном для оказания соответствующей муниципальной услуги, тем самым не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя на рассмотрение заявления по существу и в рамках Административного регламента.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворении заявленных обществом требований.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Заявитель просил суд обязать Департамент устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем подготовки и направления на подписание трех экземпляров договора аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:102034:13 сроком на три года, подписанного руководителем Департамента.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов (должностных лиц) совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

 Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконными ненормативный правовой акт, решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного правового акта, решения соответствующего органа (должностного лица) незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

Суд апелляционной инстанции полагает, что именно поэтому в числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 АПК РФ, не названа необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым ненормативным правовым актом, решением. Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием), и предъявить требование о признании таких действий (бездействия) незаконными.

Наряду с организационным требованием о признании незаконным ненормативного правового акта, решения в качестве самостоятельного может рассматриваться только имущественное требование о защите нарушенных прав и законных интересов заявителя (например, при оспаривании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить или возместить налог, возможно одновременное заявление требования о взыскании невозвращенной или невозмещенной суммы налога).

Такой подход изложен в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июля 2003 года № 73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2007 года № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов».

В иных случаях (когда требования заявителя носят организационный характер), по мнению суда апелляционной инстанции, формулировка пункта 3 части 4 статьи 201 во взаимосвязи с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что если заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд вправе самостоятельно применить надлежащий способ защиты нарушенного права либо возложить обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не рассматривает требование об обязании Департамента подготовить и направить на подписание три экземпляра договора аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:102034:13 сроком на три года, подписанного руководителем Департамента, в качестве самостоятельного, а считает его производным от основного требования (об оспаривании решения МКУ «Агентство земельных отношений» об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 30.10.2019 № 9576-ДИЗО/19), в связи с чем, признав такое решение незаконным, суд первой инстанции правомерно возложил на МКУ «Агентство земельных отношений» обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае оспариваемое решение по своей правовой природе не является результатом исполнения Департаментом муниципальной услуги согласно требованию Административного регламента.

С учетом установленных по делу обстоятельств, заявление общества № 1101372 подлежало рассмотрению в порядке, установленном Административным регламентом, что являлось бы соразмерным способом восстановления предполагаемого нарушенного права.

В связи с чем на Департамент не может быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и направления трех экземпляров договора аренды земельного участка, поскольку результат исполнения Департаментом муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом еще не состоялся, а также исходя из заявленного и рассмотренного по существу спора предмета требования, которое адресовано другому лицу.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года по делу № А58-12287/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья                                                       Сидоренко В.А.

Судьи                                                                                                Монакова О.В.

                                                                                                          Басаев Д.В.