ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3006/2015 от 15.07.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                     дело № А10-6108/2014

22 июля 2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е.М., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Аригуновой Э.А., апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия  от 12 мая 2015 года по делу №А10-6108/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вега» (ОГРН1140327014981) к Муниципальному учреждению «Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ» (670042, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16, ИНН 0323127283, ОГРН 1060323050248) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 21.11.2014 №20134117 и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,

(суд первой инстанции: судья Ботоева В.И.),

при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Бурятия:

от общества с ограниченной ответственностью «Вега»:  Шагдурова А.Ч. – по доверенности от 02.02.2015, Дорошкевича С.А. – по доверенности от 02.02.2015,

в Четвертом арбитражном апелляционном суде:

от Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ: Цыдыповой Д.С. – по доверенности от 04.06.2015,

от общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Эталон-С», муниципального учреждения «Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ:  не явились, извещены в установленном порядке,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – общество) обратилось с заявлением к Муниципальному учреждению «Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству» (далее – Комитет по архитектуре) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 21.11.2014 № 20134117 и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.

Определениями суда от 11.02.2015, 01.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (далее – Комитет по управлению имуществом), общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Эталон-С».

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 мая 2015 года заявленные требования были удовлетворены полностью. Суд первой инстанции признал незаконным отказ Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, выраженный в письме от 21 ноября 2014 года № 2013 4117, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

 Кроме того, суд обязал Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО «Вега» от 07 ноября 2014 года о выборе гражданином (юридическим лицом) земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствует реализации права на приобретение в аренду земельного участка для строительства и противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так как обстоятельства, на основании которых оно принято, Комитетом не подтверждены.

Не согласившись с указанным решением, Комитет по управлению имуществом обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм процессуального права при отсутствии оценки некоторым доводам заявителя.

Из апелляционной жалобы следует, что предоставление земельного участка невозможно в связи с обременением его договором аренды № 885 от 19.12.2010, заключенного между Комитетом и ООО Управляющая организация «Эталлон-С».

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы обращает внимание суда на то обстоятельство, что в соответствии с муниципальным правовым актом предоставление земельного участка возможно только на торгах. Органы местного самоуправления не имеют правовых оснований для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Оспариваемым решением не нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку он вправе принять участие в торгах.

В судебном заседании представитель Комитета доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.

Представители ООО «Вега» с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласились, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третьи лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, выслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, 07.11.2014 ООО «Вега» обратилось в Комитет по архитектуре с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно заявлению общество просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду ориентировочной площадью 1300кв.м., сроком на три года, для строительства объекта социального обслуживания населения, вблизи жилого дома по ул. Октябрьская 30, в соответствии с ситуационным планом (л.д.54-55). 21.11.2014

Комитет по архитектуре письмом № 20134117 уведомил общество о невозможности предоставления земельного участка для строительства объекта социального обслуживания населения по предварительному согласованию места размещения объекта, сославшись на решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности» (в редакции решения Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20.05.2014 № 838-71) согласно которому испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только на торгах (л.д.10-11).

Не согласившись с указанным решением Комитета, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

В силу статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 № 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном 6 согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Порядок предоставления земельных участков под строительство на территории г. Улан-Удэ установлен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года №807-82 (далее – Положение №807-82).

Судом первой инстанции было верно указано о том, что в период принятия оспариваемого решения действовало Положение №807-82 в редакции от 20 мая 2014 года. Пунктом 4.3 Положения №807-82 в указанной редакции установлено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением следующих случаев предоставления земельных участков:

- лицам, с которыми заключен договор о развитии застроенной территории (в отношении застроенной территории, по которой принято решение о развитии);

 - пользователям недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- государственным, муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

- лицам, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета;

 - лицам, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда на Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ возложена обязанность по предоставлению земельных участков для строительства;

- религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения;

- лицам, заключившим инвестиционное соглашение с органами местного самоуправления, в том числе по проектам, включенным в реестр инвестиционных площадок;

 - лицам, с которыми подписано соглашение о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве (в отношении земельного участка, на котором располагается или будет располагаться объект такого соглашения);

- лицам для строительства линейных объектов, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

Таким образом, с учетом анализа вышеизложенных норм, суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что что на территории города Улан-Удэ установлен общий порядок предоставления земельных участков для строительства на торгах без предварительного согласования мест размещения объектов, за исключением выше перечисленных случаев.

В силу пункта 1, 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах

Право органов местного самоуправления на установление конкретного перечня случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на торгах, не исключает общего правила, установленного федеральным законом, в рассматриваемом случае Земельным кодексом Российской Федерации, о возможности предоставления гражданам и юридическим лицам земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть без проведения торгов. Данное правило не может быть исключено земельным законодательством муниципального образования на территории отдельного муниципального образования.

Ссылка Комитета на договор аренды № 885 от 19.12.2005 (т.1,л.д.119-120) не может быть признана обоснованной судом апелляционной инстанции, на том основании, что срок действия данного договора составляет 3 года (в период с 16.12.2005 по 15.12.2008), что следует из пункта 1.1 Договора, а соответственно, на момент вынесения оспариваемого отказа от 21.14.2014 срок действия вышеуказанного договора истек, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Иные доводы, приведенные Комитетом в апелляционной жалобе основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение.

 Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями апелляционных жалоб не приведено.

При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 мая 2015 года по делу № А10-6108/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья                                                      Сидоренко В.А.

Судьи                                                                                               Желтоухов Е.В.

                                                                                                          Никифорюк Е.О.