ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
г. Чита
28 июля 2014 года Дело № А58-1707/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2014 года по делу № А58-1707/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» (адрес места нахождения: <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (адрес места нахождения: <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 23 марта 2014 года № 71-Ж по делу об административном правонарушении
(суд первой инстанции: Евсеева Е.А.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле
и установил:
Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – ОАО «Теплоэнергосервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Управление Госстройнадзора, административный орган)о признании незаконным и отмене постановления от 21 марта 2014 года № 71-Жпо делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Госстройнадзора обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что при наличии возможности не нарушать требования законодательства о предоставлении коммунальных услуг населению ОАО «Теплоэнергосервис» не приняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований и допустило нарушение установленного уровня обеспечения населения коммунальными услугами. Доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства или наличия обстоятельств, объективно препятствовавших этому, Обществом в материалы дела не представлено.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что материалами дела, а именно договором от 1 мая 2012 года № 07/УК-2, температурным графиком работы теплоисточников МО «Город Алдан» 2013-2014 года, Актом разграничения эксплуатационной ответственности сетей тепловодоснабжения и водоотведения, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 февраля 2014 года, оспариваемым постановлением подтверждается факт несоблюдения Обществом температурного графика работы котельных, утвержденного главой МО «Город Алдан».
В отзыве от 23 июля 2014 года № 02212 ОАО «Теплоэнергосервис» выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается выпиской с официального сайта «Почта России», а также отчетом о публикации 3 июля 2014 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили. При этом Обществом в отзыве на апелляционную жалобу заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО «Теплоэнергосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 августа 2007 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.
Согласно пункту 3.2 ОАО «Теплоэнергосервис» основными видами осуществляемой Обществом деятельности являются в том числе: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
1 мая 2012 года между ОАО «Теплоэнергосервис» (ресурсоснабжающая организация) и Управляющей организацией ООО «ЖилКомСервис» (абонент) заключен договор о поставке коммунальных ресурсов для нужд населения № 07/УК-12, предметом которого является поставка коммунальных ресурсов абоненту для предоставления нанимателям и собственникам жилья в многоквартирном жилищном фонде с учетом потребности: тепловой энергии, горячей и холодной воды, централизованного водоотведения.
Прокуратурой Алданского района Республики Саха (Якутия) во исполнение указания Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 29 января 2014 года № 71-7/406-2013 по обращению гражданки ФИО1 о ненадлежащей поставке коммунальных услуг (горячего водоснабжения, отопления) в отношении ОАО «Теплоэнергосервис» проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что 7 февраля 2014 года при температуре наружного воздуха -33ºС температура теплоносителя на тепловом пункте «Квартальный», расположенном по адресу: <...>, в подающем трубопроводе составила +65ºС, температура в обратном трубопроводе +55ºС.
В то же время согласно температурному графику работы теплоисточников на территории муниципального образования «Город Алдан» на 2013-2014 год при температуре наружного воздуха -33ºС, температура в подающем трубопроводе должна составлять +79,1ºС, температура в обратном трубопроводе +60,5ºС.
Кроме того, согласно акту обследования жилого фонда от 4 февраля 2014 года, поступившего в прокуратуру Алданского района, при температуре наружного воздуха -29ºС на вводе жилого дома, расположенного по адресу: <...>, температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять +76ºС, температура в обратном трубопроводе +58,7ºС.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем 13 февраля 2014 года прокуратурой было вынесено соответствующее постановление.
Постановлением от 21 марта 2014 года № 71-Ж по делу об административном правонарушении ОАО «Теплоэнергосервис» привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о незаконности постановления административного органа, исходя из следующего.
Статья 7.23 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
То есть объективной стороной данного правонарушения является невыполнение организацией, предоставляющим коммунальные услуги населению, возложенных на нее обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются юридические лица (индивидуальные предприниматели), предоставляющие населению коммунальные услуги, обязанные обеспечивать нормативный уровень или соответствующий режим обеспечения населения коммунальными услугами. В качестве таких субъектов могут выступать ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, товарищества собственников жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
На основании подпункта е) пункта 4 Правил № 354 потребителю, среди прочих коммунальных услуг, может быть отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к этим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 31 Правил № 354).
Пунктом 33 Правил № 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК Российской Федерации) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.
Таким образом, взаимосвязанные положения ЖК Российской Федерации, Закона о теплоснабжении и Правил № 354 не исключают распространение действия последних на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Следовательно, ресурсоснабжающая организация при определенных обстоятельствах также может нести ответственность за нарушение требований Правил № 354 и, соответственно, являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170) начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Из материалов настоящего дела следует, что ОАО «Теплоэнергосервис» является организацией, поставляющей коммунальные ресурсы для предоставления населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению посредством эксплуатации ТП «Квартальный», расположенного по адресу: <...>.
Из пункта 1.2.1 договора от 1 мая 2012 года № 07/УК-12 о поставке коммунальных ресурсов для нужд населения, заключенного между ОАО «Теплоэнергосервис» (ресурсоснабжающей организацией) и ООО «ЖилКомСервис» (абонентом), следует, что предметом данного договора является поставка коммунальных ресурсов абоненту для последующего предоставления нанимателям и собственникам жилья в многоквартирном жилищном фонде с учетом потребности, в том числе и тепловой энергии.
Главой муниципального образования «Город Алдан» утвержден температурный график работы теплоисточников (котельных, тепловых пунктов) на территории муниципального образования «Город Алдан» на отопительный сезон 2013-2014 год.
Материалами дела подтверждается, и Обществом по существу не оспаривается, что 7 февраля 2014 года при температуре наружного воздуха -33°С температура теплоносителя на тепловом пункте «Квартальный», расположенном по адресу: <...>, в подающем трубопроводе составила +65°С, а температура в обратном трубопроводе +55°С.
Однако согласно температурному графику работы теплоисточников на территории муниципального образования «Город Алдан» на 2013-2014 год при температуре наружного воздуха -33°С, температура в подающем трубопроводе должна составлять +79,1°С, температура в обратном трубопроводе должна составлять не менее +60,5°С.
Кроме того, при обследовании жилого фонда управляющей компаний ООО «ЖилКомСервис» выявлено, что по результатам измерения температуры теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе выявлена недопоставка теплоносителя,по адресу: <...>, разница фактической температуры с температурой графика на Т1 в 29°С, на Т2 в 43°С.
Выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о том, что ресурсоснабжающая организация (ОАО «Теплоэнергосервис»), не обеспечив поставку теплоносителя с теплового пункта «Квартльный» в соответствии с утвержденным графиком и нормативным уровнем, тем самым нарушила уровень обеспечения населения коммунальными услугами, в результате чего были нарушены права граждан, проживающих по адресу: <...> на получение коммунальных услуг (отопление) надлежащего качества.
Подобные противоправные действия свидетельствуют о нарушении Обществом требований части 15 статьи 161 ЖК Российской Федерации, части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении и Правил № 354 и, следовательно, о совершении им административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.
В подтверждение события и состава вмененного ОАО «Теплоэнергосервис» административного правонарушения административным органом в материалы дела представлены, в частности: акт обследования жилого фонда от 7 февраля 2014 года; температурный график работы теплоисточников (котельных, тепловых пунктов) на территории МО «Город Алдан» на отопительный сезон 2013-2014 год; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 февраля 2014 года; письмо ООО «ЖилКомСервис» от 11 февраля 2014 года № 87; письмо ООО «ЖилКомСервис» от 7 февраля 2014 года № 78; акт обследования жилого фонда от 4 февраля 2014 года.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации указанные доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что они являются достаточными для квалификации противоправного деяния ОАО «Теплоэнергосервис» по статье 7.23 КоАП Российской Федерации и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения (в том числе его вину).
Противоположные выводы суда первой инстанции (об отсутствии вины ОАО «Теплоэнергосервис» в совершении вмененного ему административного правонарушения) не соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего дела и имеющимся доказательствам.
При этом объяснение от 13 февраля 2014 года представителя ОАО «Теплоэнергосервис» ФИО2, в котором она поясняет, что недопоставка теплоносителя вызвана установкой в частном секторе насосов и нарушением циркуляции во внутридомовой системе отопления, суд апелляционной инстанции оценивает критически. Факт установки в частном секторе насосов и нарушение циркуляции во внутридомовой системе отопления не является обстоятельством, препятствующим обеспечению ОАО «Теплоэнергосервис» населения тепловой энергией в соответствии с температурным графиком, так как материалами дела установлено, что не соответствующая нормативному уровню температура теплоносителя была уже на тепловом пункте «Квартальный», то есть на участке теплосетей, находящемся в эксплуатационной ответственности ОАО «Теплоэнергосервис».
Соответственно, у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 7.23 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанное обстоятельство (несоответствие температуры теплоносителя не только в жилых помещениях многоквартирного дома, но уже на тепловом пункте «Квартальный» (в подающем трубопроводе) и, как следствие, нарушение ресурсоснабжающей организацией требований части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении) отличает настоящее дело от дела № А58-6766/2013, в связи с чем ссылка суда первой инстанции на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 года по указанному делу является необоснованной.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. В частности, о времени и месте вынесения прокурором постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрения административного дела Общество было извещено заблаговременно и надлежащим образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Управления Госстройнадзора.
Административный штраф (5 000 рублей) назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 КоАП Российской Федерации.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 3 статьи 229 АПК Российской Федерации решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2014 года по делу № А58-1707/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2014 года по делу № А58-1707/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2014 года № 71-Ж по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв