ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3255/2021 от 06.08.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А78-2398/2021

«06» августа 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Никифорюк Е.О.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 мая 2021 года по делу № А78-2398/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672051, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ЧИТА ГОРОД, ФИО1 УЛИЦА, ДОМ 160) к Товариществу собственников жилья «Северянка» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672049, <...>) о взыскании 15 000 руб.,

(суд первой инстанции – Д.Е.Минашкин),

без вызова сторон в судебное заседание

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите (межрайонное) (далее – УПФР, фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Товариществу собственников жилья «Северянка» (далее – товарищество, ТСЖ «Северянка», заинтересованное лицо, страхователь) с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 1000 руб. за несоблюдение порядка представления сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Закона №27-ФЗ за отчетный период - «календарный год» 2019 и финансовых санкций в размере 14 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2. и п. 2.2. ст. 11 Закона №27-ФЗ за отчетные периоды - июль 2020 года, «календарный год» 2017, «календарный год» 2018.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Товарищества собственников жилья «Северянка» в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) штрафные санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы в общем размере 14 000 руб., с зачислением в соответствующий бюджет. В удовлетворении остальной части требований отказано. Взыскано с Товарищества собственников жилья «Северянка» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1867 руб.

В обосновании суд первой инстанции, в частности указал, что обязанность представления сведений в форме электронного документа подразумевает под собой передачу соответствующих данных по установленным форматам с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 2 ст. 8 Закона №27-ФЗ). Представление отчетности в форме электронного документа исключает обязанность ее представления на бумажном носителе.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 мая 2021 года по делу №А78-2398/2021 об отказе в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в части несоблюдения порядка представления сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ за отчетный период календарный год 2019 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с товарищества собственников жилья «Северянка» в пользу Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) финансовые санкции в размере 1000 рублей за несоблюдение порядка представления сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ за отчетный период календарный год 2019.

Полагает, что страхователем нарушен порядок заполнения формы и формата сведений, утвержденные Постановлением №507п, а не обязанность представления в форме (порядке) электронного документа, как указывает суд. Формат представления сведений установлен именно для документов в электронной форме, сведения с не соблюденным форматом не могут быть внесены в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.09.2020 и 09.09.2020 ТСЖ «Северянка» в орган Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года по типу формы «исходная» на 3 застрахованных лиц и СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы по типу формы «исходная» на 10 и 13 застрахованных лиц соответственно.

По результатам оценки указанной отчетности УПФР составлены акты №№207S18200004556, 207S18200004557, 207S18200004558 от 14.09.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Такими актами зафиксировано, что формы тип «исходная» СЗВ-М за июль 2020 года и СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы представлены страхователем 08.09.2020 и 09.09.2020 соответственно, то есть за пределами срока, что привело к нарушению пунктов 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

Уведомлениями, содержащимися в приведенных актах, заинтересованное лицо поставлено в известность фондом о его рассмотрении на 26.10.2020.

По итогам рассмотрения актов УПФР 26.10.2020 вынесены решения №207S19200004994, 207S19200004995, 207S19200004996 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 13 000 руб. (26 застрахованных лиц*500 руб.) за представление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи11 Закона №27-ФЗ.

Копия данных решений доведены до заинтересованного лица.

В последующем УПФР 26.11.2020 страхователю были выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№207S01200004792, 207S01200004793, 207S01200004794, которыми товариществу предложено уплатить финансовые санкции в сроки до 15.12.2020. Указанные требования направлены почтой в адрес страхователя 01.12.2020.

Кроме того, как следует из материалов дела, в связи с непредставлением заявителем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы  по типу «дополняющая» (сведения представлены 18.09.2020 и 21.09.2020 соответственно) в отношении 1 застрахованного лица, УПФР составлены акты №№207S18200005201, 207S18200005202 от 02.10.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уведомлением, содержащимся в приведенных актах, заинтересованное лицо поставлено в известность о его рассмотрении на 16.11.2020.

По итогам рассмотрения приведенных актов УПФР вынесены решения №№207S19200005634, 207S19200005639 от 16.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 1000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ. Копия данного решения доведена до заявителя.

В последующем УПФР 16.12.2020 страхователю были выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№207S01200005445, №207S01200005446, которыми товариществу предложено уплатить финансовые санкции в срок до 13.01.2021. Указанные требования направлено почтой в адрес страхователя 22.12.2020.

Также согласно материалам дела 28.02.2020 ТСЖ «Северянка» в орган Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год по типу формы «исходная» на 11 застрахованных лиц.

В последующем обществом в адрес фонда 05.07.2020 были переданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ по типу «дополняющая» за 2019 год на 1 застрахованное лицо.

По результатам оценки указанной отчетности УПФР составлен акт №207S18200003575 от 06.08.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким актом зафиксировано, что представленная страхователем «исходная» форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год была принята с перечнем ошибок в данных застрахованного лица ФИО2, а форма СЗВ-СТАЖ «дополняющая», устранившая такую неточность, представлена 05.07.2020, что привело к нарушению пункта 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ (несоблюдение порядка представления сведений).

Уведомлением, содержащимся в приведенном акте, заинтересованное лицо поставлено в известность фондом об его рассмотрении на 17.09.2020.

По итогам рассмотрения акта УПФР 17.09.2020 вынесено решение №207S19200004027 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб. за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.

Копия данного решения доведена до заинтересованного лица.

В последующем УПФР 19.10.2020 страхователю было выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №207S01200004076, которым товариществу предложено уплатить финансовые санкции в размере 1000 руб. в срок до 09.11.2020. Указанное требование направлено почтой в адрес страхователя 22.10.2020.

В связи с неисполнением в добровольном порядке ТСЖ «Северянка» к установленным срокам вышеперечисленных требований УПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

В связи с тем, что фонд не настаивал на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части в части взыскании финансовых санкций в размере 1000 руб. за несоблюдение порядка представления сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Закона №27-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.

Рассматривая дело в обжалуемой части, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.

В силу пункта 2 стать 8 Закона №27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция №766н), действовавшей в спорный период, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 Инструкции №766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда №211н от 22.04.2020, вступившей в силу 27.07.2020.

Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователь представил в орган Пенсионного фонда сведения на  застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год с типом формы «исходная» по электронным каналам связи 28.02.2020.

В ходе проверки указанной отчетности заявителем обнаружен факт наличия ошибок в представленных сведениях на ФИО2 , выразившихся в нарушении хронологической последовательности сведений о льготном стаже указанного лица (уведомление об устранении ошибки от 12.03.2021).

В последующем товариществом в адрес фонда 05.07.2020 были переданы исправленные сведения по форме СЗВ-СТАЖ по типу «дополняющая» за 2019 год на 1 застрахованное лицо (ФИО2).

УПФР, восприняв данное обстоятельство как несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, пришло к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ.

Как следует из решения УПФР, несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов оно усматривает в нарушении значений, расположений блоков, элементов и последовательностей сведений о льготном стаже, стажевом периоде, определенных постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 №507.

Оценивая выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Применение указанной санкции возможно только в случае, если страхователь, обязанный в силу Закона №27-ФЗ представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа, представил их на бумажном носителе.

Обязанность представления указанных сведений в форме электронного документа подразумевает под собой передачу соответствующих данных по установленным форматам с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 2 ст. 8 Закона №27-ФЗ).

Представление отчетности в форме электронного документа исключает обязанность ее представления на бумажном носителе.

Давая правовую оценку вышеуказанным обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения ТСЖ «Северянка» к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действия страхователя, связанные с некорректным отражением в сведениях формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год значений, расположений блоков, элементов и последовательностей сведений о льготном стаже, стажевом периоде, не образуют объективную сторону данного правонарушения, поскольку предопределяют не форму носителя (электронную или бумажную), а составляют структуру показателей, являющихся его содержанием по существу, и поэтому неисполнение страхователем в пятидневный срок уведомления УПФР об исправлении этих ошибок не может влечь за собой применения к товариществу финансовой ответственности за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронного документа.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в удовлетворении требований  фонда в данной части следует отказать.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

 Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 мая 2021 года по делу № А78-2398/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья                                                                                                Е.О.Никифорюк