ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3339/2015 от 19.08.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А78-3953/2015

26 августа 2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения «Забайкальский информационный центр» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2015 года по делу №А78-3955/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению «Забайкальский информационный центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

(суд первой инстанции: судья Бочкарникова Л.В.),

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю – не явился, извещен,

от Государственного учреждения «Забайкальский информационный центр» – ФИО1 – директора, ФИО2 – представителя по доверенности от 18.08.2015,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее – Управление Роскомнадзора или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к государственному учреждению «Забайкальский информационный центр» (далее – ГУ «ЗИЦ» или учреждение) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2015 года ГУ «ЗИЦ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.

Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что ГУ «ЗИЦ» не совершал подобных правонарушений, совершенное правонарушение не повлекло за собой причинения вреда, материального ущерба и иных последствий в виду того, что во вменяемом периоде деятельность по выданной лицензии не велась, платных услуг в данный период не оказывалось, соответственно не было базы для расчета обязательных начислений, что является подтверждением малозначительности административного правонарушения.

В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы.

Управление Роскомнадзора письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление Роскомнадзора своего представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 31.12.2004 за основным государственным регистрационным номером - <***>.

ГУ «ЗИЦ» является лицом, владеющим лицензией № 99489 от 24.05.2012 на оказание телематических услуг связи. Срок действия лицензии до 24.05.2017.

Управлением Роскомнадзора получена информация о том, что оператор связи ГУ «ЗИЦ» не представил в установленные приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 (зарегистрировано в Минюсте 08.10.2008 № 12410) сроки сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2014 года.

Согласно лицензионным условиям осуществления деятельности, предусмотренных в пункте 11 лицензионных требований – приложения к лицензии № 99489, выданной ГУ «ЗИЦ», лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчетов обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи. Такой порядок утвержден приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания».

В соответствии с требованиями пункта 1 данного порядка срок предоставления ГУ «ЗИЦ» сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2014 года истек – 30.01.2015.

Согласно пункту 2 указанного приказа, сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу: ул. Тверская, д. 7, <...> на бумажных носителях. Электронная копия направляется в формате xls на электронный адрес fasbuh@minsvyaz.ru.

Из письма заместителя Руководителя Россвязи от 13.02.2015 № РШ-П33-1237 следует, что лицензиат связи ГУ «ЗИЦ», оказывающий услуги связи, в том числе и в 4 квартале 2014 года, не представил сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2014 года в Россвязь.

Управлением Роскомнадзора было выявлено, что информации подтверждающей направление требуемых сведений на почтовый адрес (на бумажных носителях), а так же электронной копии на электронный адрес оператором связи ГУ «ЗИЦ» в адрес Управления Роскомнадзора не представлено.

Следовательно, ГУ «ЗИЦ» осуществляло деятельность по оказанию телематических услуг в связи, с нарушением лицензионных требований и условий.

Административным органом в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2015 № 087, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующего.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а не за какое-либо отдельное нарушение, предусмотренное положениями и нормами, регулирующими вид деятельности, который осуществляется привлекаемым лицом. В рассматриваемом случае правонарушение является оконченным в случае выявления факта нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

ГУ «ЗИЦ» является оператором связи и предоставляет сведения о базе расчетов обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании лицензии № 99489 от 24.05.2012, выданной учреждению на оказание телематических услуг связи.

В силу пункта 11 условий лицензии № 99489 от 24.05.2012 лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Лицензирование деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который в соответствии с перечнями лицензионных условий устанавливает лицензионные условия (подпункт 1 пункта 2 статьи 29).

Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Согласно пункту 11 Главы XVI Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» в Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи входит представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 (далее – Порядок).

В силу пункта 1 Порядка, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования (далее – оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении № 1.

В силу с пункта 2 Порядка сведения направляются в Федеральное агентство связи на бумажных носителях и в электронной форме.

Из письма заместителя Руководителя Россвязи от 13.02.2015 № РШ-П33-1237, следует, что лицензиат связи ГУ «ЗИЦ», оказывающий услуги связи, в том числе и в 4 квартале 2014 года, не представил в установленные приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 сроки сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2014 года в Россвязь. Данное письмо Управлением Роскомнадзора получено 02.03.2015, что подтверждается штампом (вх. № 1147/75).

Управлением Роскомнадзора было выявлено, что информации подтверждающей направление требуемых сведений на почтовый адрес (на бумажных носителях), а так же электронной копии на электронный адрес оператором связи ГУ «ЗИЦ» в адрес Управления Роскомнадзора не представлено. Следовательно, учреждение осуществляло деятельность по оказанию телематических услуг в связи, с нарушением лицензионных требований и условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о связи источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

Таким образом, операторы сети связи общего пользования осуществляют обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания.

Согласно статье 60 Закона о связи базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования установлена в размере 1,2 процента.

В соответствии Порядком оператор связи представляет сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, в которых на основании Закона о связи доход, полученный в течение отчетного периода от оказания услуг связи отражается не нарастающим итогом, а поквартально.

В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона о связи).

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.

Материалы дела свидетельствуют о том, что учреждением не рассчитаны, не представлены сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) и не осуществлены обязательные платежи в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2014 год.

Данное обстоятельство, свидетельствует о наличии в деянии ГУ «ЗИЦ» объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административным органом установлено и учреждением не опровергнуто, что ГУ «ЗИЦ» в установленный срок (30.01.2015) не представлены в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2014 года.

Как правильно указал суд первой инстанции, указанное бездействие учреждения является нарушением требований пункта 11 условий лицензий и образует объективную сторону административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП.

Между тем, в силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Учреждению вменяется непредставление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за IV квартал 2014 года.

В соответствии с пунктом 1 Порядка оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей), в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной в приложении № 1.

Четвертый квартал 2014 года календарно окончен 31.12.2014, и, следовательно, обязанность представить указанные выше сведения возникла у учреждения с 01.01.2015 по 30.01.2015.

Таким образом, допущенное учреждением правонарушение не является длящимся, поскольку выражается в непредставлении сведений к конкретному сроку, а днем совершения правонарушения является 01.02.2014.

Срок давности привлечения учреждения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца. Решение суда вынесено 25.05.2015.

С учетом изложенного на момент рассмотрения настоящего дела в Арбитражном суде Забайкальского края срок давности привлечения учреждения к административной ответственности истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку к моменту рассмотрения дела в суде установленный срок привлечения учреждения к административной ответственности истек, решение суда первой инстанции по настоящему делу судебные акты подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований о привлечении государственного учреждения «Забайкальский информационный центр» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции разъясняет, что согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2015 года по делу № А78-3953/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Управления Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН<***>, ИНН <***>) о привлечении государственного учреждения «Забайкальский информационный центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья                                                       Сидоренко В.А.