ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № А10-1682/2019
10 июля 2019 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Салимзяновой Л.Ф. при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Жамбаловой Б.Д. апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 года по делу № А10-1682/2019 по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 032057082) о признании незаконным постановления №05-13/12-2019 от 06.03.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.),
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества «Межрегиональная распорядительная сетевая компания Сибири» – Бодряновой В.Ю., представителя по доверенности № 542 от 22.03.2019,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия – не явился, извещен,
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – общество, ПАО «МРСК Сибири») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – УФАС по РБ, Управление) с заявлением о признании незаконным постановления № 05-13/12-2019 от 06.03.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 года признано незаконным и изменено постановление Управления от 06 марта 2019 года №05-13/12- 2019 о назначении административного наказания ПАО «МРСК Сибири» по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 621 000 рублей. ПАО «МРСК Сибири» назначено за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё не согласие с ним и наличие основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04 июля 2005 года ПАО «МРСК Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом его деятельности является передача электроэнергии.
На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года № 179-э ПАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».
07 ноября 2018 года Очирова Валентина Амагалановна (далее – Очирова В.А.) обратилась в ПАО «МРСК Сибири» с заявкой о технологическом присоединении впервые вводимых в эксплуатацию ЭПУ (объект – сельскохозяйственные постройки, местонахождение – Республика Бурятия, Закаменский район, местность Зун-Гол) максимальной мощностью 15 кВт при напряжении 0,38 кВ.
Письмом от 14 ноября 2018 года №12/14/5906-исх общество сообщило Очировой В.А. о том, что для осуществления электроснабжения необходимо строительство электрических сетей ВЛ-10 кВ, ТП-10/0,4кВ, ЛЭП-0,4кВ, при рассмотрении вариантов обеспечения энергоснабжение указанного участка выяснилось, что не предусмотрены технологические проходы для осуществления строительства электрических сетей, а именно необходимость пересечения горного и лесного массива. В связи с тем, что расходы сетевой организации на осуществление мероприятий по строительству включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии потребителям Республики Бурятия, это существенно повлияет на стоимость поставляемой электрической энергии в регионе в сторону ее увеличения. При территориальном планировании муниципальных образований не учтена инфраструктура для электроснабжения земельного участка принадлежащего Очировой В.А. от электрических сетей ПАО «МРСК Сибири». В связи с изложенным, надлежит рассмотреть вопрос электроснабжения с возможностью устройства автономного электроснабжения.
В связи с указанным письмом Очирова В.А. обратилась с жалобой в Прокуратуру Закаменского района на действия ПАО «МРСК Сибири» в части отказа от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Прокуратурой Закаменского района Республики Бурятия в отношении ПАО «МРСК Сибири» возбуждено дело об административном правонарушении, отобраны объяснения общества, выдано предписание в адрес общества, материалы проверки направлены для рассмотрения в Управление.
27 февраля 2019 года Управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №05-13/12-2019, которым рассмотрение дела назначено на 06 марта 2019 года.
Определение направлено в адрес ПАО «МРСК Сибири» 27.02.2019.
06 марта 2019 года ПАО «МРСК Сибири» представило в Управление пояснение, в котором указало, что 06.02.2019 Очирова В.А. и ПАО «МРСК Сибири» заключили договор технологического присоединения №20.0300.286.19. Относительно сроков направления проекта указало на направление в адрес Очировой В.А. сообщения о необходимости использования автономного источника энергоснабжения, направление Главе Администрации МО Закаменский район письма с предложением рассмотреть вопрос энергоснабжения с возможностью устройства автономного электроснабжения. Указало на необходимость прекращения производства по административному делу в связи с тем, что ПАО «МРСК Сибири» уже было привлечено к административной ответственности за нарушение сроков направления договора технологического присоединения в адрес Дампилова К.Б., в то время как, Очирова В.А. и Дампилов К.Б. относятся к одной категории граждан, в связи с чем, нарушение сроков направления в адрес указанных лиц проектов договора технологического присоединения необходимо считать одним нарушением.
06 марта 2019 года руководителем УФАС по РБ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 621 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления в части назначения наказания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители. Обжалуемое постановление вынесено руководителем УФАС по РБ, т.е. уполномоченным должностным лицом.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил).
Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил и состоит из следующих этапов:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Согласно пункту 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено направление сетевой организацией в адрес заявителя заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технического условия как неотъемлемого приложения к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя, для подписания, а также уведомления заявителя о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VIII настоящих Правил.
При этом договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме, предусмотренной приложением № 1 указанных Правил, и должен содержать существенные условия, установленные пунктом 16 Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом установлено, что ПАО «МРСК» как субъект естественной монополии осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и является сетевой организацией, в связи с чем, Общество обязано осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
07 ноября 2018 года Очирова В.А. направила обществу заявку о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет 15 кВт, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Таким образом, она является потребителями указанными в пункте 14 Правил.
С учётом приведенных выше положений Правил, суд полагает, что ПАО «МРСК Сибири» обязано было в 15-дневный срок направить Очировой В.А. для подписания заполненный и подписанный проект договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Вместе с тем, письмом от 14 ноября 2018 года №12/14/5906-исх общество сообщило Очировой В.А. о том, что для осуществления электроснабжения необходимо строительство электрических сетей ВЛ-10 кВ, ТП-10/0,4кВ, ЛЭП-0,4кВ, при рассмотрении вариантов обеспечения энергоснабжение указанного участка выяснилось, что не предусмотрены технологические проходы для осуществления строительства электрических сетей, а именно необходимость пересечения горного и лесного массива. В связи с тем, что расходы сетевой организации на осуществление мероприятий по строительству включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии потребителям Республики Бурятия, это существенно повлияет на стоимость поставляемой электрической энергии в регионе в сторону ее увеличения. При территориальном планировании муниципальных образований не учтена инфраструктура для электроснабжения земельного участка принадлежащего Очировой В.А. от электрических сетей ПАО «МРСК Сибири». В связи с изложенным надлежит рассмотреть вопрос электроснабжения с возможностью устройства автономного электроснабжения.
Таким образом, общество от исполнения обязанности по заключению договора на технологическое присоединение уклонилось, в установленный срок Очировой В.А. подписанные проект договора технологического присоединения и технические условия не направило, и тем самым нарушило порядок технологического присоединения к электрическим сетям, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, штраф по которым оплачен, следовательно, настоящее деяние как повторное квалифицировано Управлением обоснованно.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе:
- заявлением Очировой В.А. от 07.11.2018,
- письмом ПАО «МРСК Сибири» от 14.11.2018,
- пояснениями ПАО «МРСК Сибири».
Юридическое лицо в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, следовательно, административное правонарушение совершено им виновно.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава инкриминируемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, административным органом и судом апелляционной инстанции не установлены.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлены.
Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, с учётом установленных фактических обстоятельств настоящего дела и правил части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, рассмотрев заявление общества о снижении размера назначенного административного штрафа в связи с тяжёлым финансовым положением, законно и обоснованно пришёл к выводу о наличии оснований для назначения обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 года по делу № А10-1682/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Каминский В.Л.